Ольга Петрунько
Консультация для родителей «Поговорим о фонематическом слухе»
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух. А что это такое?
Ваш ребенок плохо разговаривает? Меняет звуки в словах? В чем дело? Почему так происходит? Возможно, причина - проблема со слухом, но не обычным, а речевым.
Немного теории. Речевой слух – совместная «работа» фонематического и фонетического слуха. Он «воспринимает», оценивает чужую речь и контролирует собственную. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Это умение различать звуки речи на слух. Слышать разницу между звуками «С» и «Ш», между «Л» и «Р» и т. д. Он нужен для того, чтобы ребенок научился не только понимать речь и говорить, но и улавливать те звуки. С помощью этого «специфического» слуха мы различаем близкие по звучанию слова, понимаем с какой силой и высотой сказаны слова и фразы. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. При этом меняется и смысл слова. Ребенок полностью понимает смысл того, что сказано, только если правильно различает звуки. Например, умеет «опознавать» мЫшку и мИшку, коЗу и коСу, Дом и Том. Фонематический слух формируется к 2,5 годам, а к 4 годам - фонематическое восприятие. Это значит уметь услышать каждый отдельный звук в слове. Например, ребенок может сказать вам, что в слове «ДОМ» 3 звука: первый – «Д», второй-«О», третий-«М». Если у ребенка проблемы с фонематическим слухом, дальше будет сложно учится грамоте. Очень важно не упустить момент и помочь ему научиться правильно и красиво говорить. Для этого надо постараться научить малыша не только отчетливо произносить звуки, но и различать их на слух. Но как не упустить, вовремя заметить какие-либо отклонения? К сожалению, в данном случае беда не приходит одна. Фонематические нарушения почти всегда идут вместе с нарушениями в произношении звуков и общим недоразвитием речи. Эти проблемы Вы, уважаемые родители, как правило, замечаете. А уж логопед при обследовании обязательно выявит проблемы, если они есть. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Но нужно помнить, что начинать лучше с малого. Цель всех игр — научить малыша слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что он начал слышать себя, свою речь и старается исправить неправильное произношение.
Публикация «Консультация для родителей „Поговорим о фонематическом слухе“» размещена в разделах
Давайте поиграем!
Что за машина?
Попросите ребенка угадать, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?
Угадай, что звучит?
Скажите ребенку: «Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит»(бубен, погремушка, колокольчик.). Можно использовать разного вида коробочки (ме-таллическую, пластмассовую, деревянную, стеклянную, при постукивании о которые можно было услышать разные звуки.
Кто сказал «МЯУ!»
Попросите ребенка угадать, кто мяукал: кошка или котенок? (имитируем голоса животных). Котенок мяукал тихо, а кошка громко. Тоже самое и с другими животными, которые знакомы ребенку. «Послушай, как лает собака и щенок. Покажи, скажи, кто лаял».
Малышка ошибается.
Покажите ребенку разные картинки или игрушки и скажите: «Малышка (любая кукла) еще маленькая и всегда ошибается. Надо ей помочь. Если она скажет неправильно-хлопай в ладоши, а если правильно-не хлопай.» (шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, хляпа)
Поймай звук
«Хлопайте» простой вариант. Постепенно нужно идти на усложнение.
Сначала учитесь "ловить" звук среди других звуков.
«Хлопни, когда услышишь звук «Л» : Л, Г,М, Л,В ….
затем среди других слогов прямых : ЛА,МА, ТО, ЛО, ВО,БО, ЛУ…
потом среди простых слов: ЛАПА, МЕХ,ЛУНА, …
потом более сложных : СОЛОВЕЙ, ВАТА, ВОЛНУШКА,.
Цепочка
Спросите ребенка: «Что общего в словах «мак» и «кот»? (Звук «К»). Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука.»
Поиграйте со своими детьми в эти не сложные, но очень полезные игры.
Занимайтесь с удовольствием!
Удачи вам и вашим детям! И пусть фонематический слух будет в полном порядке.