Елена Ящук
Памятка «Играем — грамматические способности развиваем!»
▼ Скачать
Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих.
Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики. И происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы.
Публикация «Памятка „Играем — грамматические способности развиваем!“» размещена в разделах
К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями : род, число, время, лицо и говорит уже простыми распространенными предложениями.
К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но ребенок постепенно начинает употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные. Также начинается формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов). У детей этого возраста фраза становится длиннее. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой.
В 5-6 лет – это средний дошкольный возраст, наступает период активного словотворчества, знаменуется становлением произвольной речи, формированием фонематического восприятия. У ребенка появляется интерес к слову, его звучанию.
6-7 год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи.
Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко подобрать нужные слова и выражения.
Чем обусловлены грамматические ошибки дошкольников?
Общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (внимания, памяти, мышления).
Запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря.
Состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи.
Неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильностью речи родителей и воспитателей).
Педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.
Основным, и конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является ИГРА.
Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игры, ребенок научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы –антонимы и строить с ними предложения.
Вот некоторые из них:
- «Из чего сделано?»
Взрослый говорит: «Стол сделан из дерева, значит он какой?». Ребенок отвечает: «Деревянный» и т. д.
- «Один-много»
Взрослый говорит: «Один шар, а много?», «Одно дерево, а много?». Ребенок отвечает: «Много шаров», «Много деревьев».
- Игра на согласование существительных с прилагательными «Назови какое, какая, какой, какие?»
Взрослый говорит (или может показать на картинке) : «Яблоко какое?», «Шарф какой?». Ребенок перечисляет и т. д.
- «Чей хвост?
Взрослый предлагает угадать, чьи хвосты изображены на картинке? Например: «У зайца какой хвост?». Ребенок отвечает: «Заячий» и т. д.
- Игра на образование слов –антонимов «Скажи наоборот»
Взрослый говорит: «Холодный», «Высокий», «Сладкий». Ребенок отвечает: «Горячий», «Низкий», «Горький» и т. д.
-Игра на образование приставочных глаголов «Подбери слово»
Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать и выбирать, например для рыбки, бабочки, лягушки правильное, точное действие (глагол) :
Рыбка к камню (отплыла или подплыла, от берега (переплыла или отплыла, всю реку (вплыла или переплыла).
Бабочка к цветку (отлетела или подлетела) с ветки на цветок (облетела или перелетела, в комнату (подлетела или влетела).
Машина из гаража (выехала или въехала, через мост (переехала или объехала) и т. д.
Перечисленные упражнения помогут развить речь ребенка, что в дальнейшем уму позволит выражать свои мысли более выразительно и правильно.
УДАЧИ ВАМ!