Анна Бекейкина
Памятка для родителей «Роль потешек в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В произведениях устного народного творчества, и в потешках часто встречаются слова в уменьшительноласкательной форме. Многократное прослушивание их помогает детям со временем усваивать новые формы слов, обозначающих предметы (например, кисонька, саночки, ножки, деточка, котик, водичка, солнышко и т. д.). Произведения фольклора способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто даётся в разных вариантах, например в полной и уменьшительно-ласкательной форме. Так, в потешке : Уж ты, котенька, коток, Котя, серенький хвосток. Приди, котя, ночевать, Нашу деточку качать… название кота даё тся в трех вариантах: котя, котенька, коток. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствует переходу к языковым обобщениям. В потешках содержится много диалогической и обращенной речи. Такую речь можно использовать в качестве образца для подражания в обучении детей обращенной речи, например: - Водичка, водичка, умой моё личико! - Котя, котенька, коток… - Киска, киска, киска, брысь! -Приди, котик, ночевать! - Петушок, петушок… Что ты рано встаёшь? Диалоги: - Пальчик-мальчик, где ты был? - С этим братцем в лес ходил - Курочка-рябушечка, куда пошла! - На речку… - Где вы бывали? Кого вы видали? - Мы видали волка… …
Публикация «Памятка для родителей „Роль потешек в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Потешки для детей
- Потешки. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В потешках встречаются и количественные числительные, которые, в большенстве случаев, употребляются в числовом ряду от 1 до 5-6. Знакомясь с ними, используя их в игре, дети автоматически запоминают числовой ряд. Например: Раз, два, три, четыре – Мыши дернули за гири!
Потешки способствуют воспитанию чувства ритма и рифмы, развитию фонематического слуха. Например: Тили-тили-тили-бом – Загорелся кошкин дом! Чики-чики-чикалочки – Фома едет на палочке! Потешки разумно использовать с целью описания предмета: Петушок, петушок, Золотой гребешок… Как у нашего кота Шубка очень хороша.
В характеристиках детей с общим недоразвитием речи часто встречаются затруднения в игре, которые выражаются в неумении пользоваться предметами-заменителями (например, использовать палочку или карандаш вместо градусника и т. д.). Подвести детей к употреблению в игре предметов-заменителей можно разными путями. Один из них – использование потешек, содержанием которых является диалог в сочетании с движениями пальцев рук («Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик», «Этот пальчик – дедка» и т. д.). Чаще всего такие потешки используются с целью развития мелкой моторики пальцев рук. Но кроме этого, с их помощью можно также показать детям условность разговора-диалога («С пальчиками можно разговаривать»). Поняв условность разговора с пальчиками, ребёнок легче переходит к условности предметовзаменителей, употребляемых в игре.