Железниченко Ирина
Памятка для родителей «Помощник логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнений, цель которых- выработка полноценных положений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
-удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены;
-вытягивание губ вперед трубочкой;
-чередование положения губ в улыбке и трубочкой;
-спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;
-вытягивание то широкого, то узкого языка;
-подъем языка за верхние зубы;
-чередование движений языка вверх и вниз.
Публикация «Памятка для родителей „Помощник логопеда“» размещена в разделах
2. Правильное дыхание очень важно для развития речи. Поскольку речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления, длительности воздушной струи зависят правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока. Регулярные занятия дыхательными упражнениями способствуют воспитанию правильного ротового дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков (предложений)
Рекомендации по выполнению упражнений, направленных на развитие ротового выдоха
• Перед проведением упражнений, направленных на развитие дыхания вытереть пыль в помещении и проветрить его, если имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
• Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Пауза между занятиями и последним приемом пищи -1 час, а еще лучше, если занятия проводятся натощак.
• Упражнения выполнять в одежде, которая не стесняет движения.
• Воздух набирать через нос. Вдыхать «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхать- длительно и плавно; следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди, не поднимались плечи и не надувались щеки. (На начальном этапе можно прижимать их ладонями.)
• Необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют детей, могут вызвать головокружение. Поэтому их необходимо контролировать по времени- они не должны длиться слишком долго (достаточно 3-5 повторений, их нужно обязательно чередовать с другими упражнениями и заданиями.
• Упражнения по развитию речевого выдоха проводить ежедневно. Их длительность постепенно увеличивать с 1-2 мин до 5-7 минут.
Игровые упражнения на развитие ротового выдоха
«Кораблик». Наполните таз водой и на его стенки приклейте картинки. Опустите в таз легкий предмет- кораблик (например, пластмассовые яйца от «киндер- сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами, скорлупу от грецкого ореха, который приплывет к какой- либо картинке. Предложить ребенку, произнося все звуки правильно. (Кораблик приплыл к чему или кому). Можно составить с названием предмета предложение.
«Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота или используйте готовые. Возьмите теннисный или ватный шарик и поиграйте с ребёнком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее». Ребенок должен длительно и плавно дуть на широко распластанный передний край языка, лежащего на нижней губе, не надувая щек и не поднимая плеч.
«Фокус». Предложить ребенку улыбнуться, приоткрыв рот, и положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы его края были прижаты, а посередине образовался желобок. Ребенок должен сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
«Волшебная тарелочка». На середину тарелочки наклейте картинку, букву, слово и насыпьте крупу. Ребенок дует на крупу так, чтобы увидеть картинку, затем называет ее, или читает, или придумывает слово на заданную букву.
Игры на развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики пальцев рук помогает развитию речи. Чтобы научить детей говорить, необходимо не только тренировать артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. При выполнении несложных упражнений можно использовать небольшие стишки, потешки.
Игры с прищепками. Закрепление бельевыми прищепками вокруг картинки солнышка, елочки, геометрической фигуры. Можно использовать как готовые шаблоны, так и вырезанные картинки из журналов, книг и. т. д.
Натяните веревку на уровне плеч ребенка и дайте ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог стиха делается соответствующее движение: Прищеплю прищепки ловко Я на мамину веревку.
Если прищепки разного цвета предложить сделать радугу.
Игры с массажными мячами. Даем ребенку колючий мяч или круглую щетку для волос. Ребенок катает мяч или щетку между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Нас уколет можжевельник!
Игры с пельменницей или решеткой для раковины. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить2 одной, другой, обеими руками.
Пальцы как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?
Игры с крупами, песком. Рисование различных узоров, букв, цифр.
Игры со счетными палочками. Выкладывание различных предметов: сначала по схеме, затем по памяти.
Игры с пластилином.
-втыкание сухого гороха в коричневый брусок пластилина- «готовим шоколад с орехами»;
-приклеивание пятнышек из пластилина на рисунок, чтобы получились бабочка, божья коровка, жираф;
Игры с макаронами. Изготовление бус для мамы из макарон разной формы (нанизывание на леску или толстую нитку).
Уважаемые родители! Благодарю вас за сотрудничество. Не забывайте что главные помощники в общении с ребенком терпение, выдержка, доброжелательность; резкий тон, раздражение недопустимы, ребенок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Желаю вам успехов и радости общения с вашими детьми.