Антипина Анастасия Александровна
Памятка для родителей «Дети и ЗОЖ»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей
Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.
ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.
Здоровье - это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие - либо болезненные изменения.
Публикация «Памятка для родителей „Дети и ЗОЖ“» размещена в разделах
Основным признаком здоровья является высокая приспособляемость организма к изменяющимся условиям внешней среды. Здоровый организм способен переносить огромные психические и физические нагрузки, значительные колебания факторов внешней среды и вывести его из равновесия очень трудно. У физически тренированных людей компенсаторные (защитно-приспособительные) реакции развиты особенно хорошо. Однако компенсаторные возможности организма не беспредельны, рано или поздно они могут истощиться, и тогда возникает болезнь.
Здоровье, если оно дано нам изначально, нужно еще уметь сохранить. А уж если есть какие-то отклонения в здоровье, то их нужно постараться ликвидировать. А достичь этого можно только путем ведения здорового образа жизни. Существует немало примеров, когда люди с отклонениями в здоровье по предписанию врачей начинали заниматься физической культурой и спортом, не только поправляли здоровье, но и добивались высоких спортивных результатов.
Кроме заложенных в самом определении понятия «ЗОЖ» укрепления и сохранения здоровья, а также профилактики заболеваний, целями образовательной деятельности в этом векторе педагогического взаимодействия с детьми любого возраста является:
формирование у ребят адекватного понимания здоровья и нездоровья, ценности тела человека;
воспитание осознанного отношения и к своему здоровью, и к физическому благополучию людей вокруг;
развитие навыка «понимать» свой организм, его нужды;
воспитание потребности в духовно-нравственном и физическом совершенствовании;
формирование культурно-гигиенических навыков — КГН (мыть руки перед едой, после улицы, умываться после сна и пр.);
знакомство с ситуациями в быту, на улице, носящими потенциальную опасность для здоровья;
создание базовых представлений об уходе за больными людьми (например, обеспечивать покой);
обучение соблюдения техники безопасности в процессе занятий разными видами деятельности.
Эти цели осуществляются через решение конкретных для групп разного возраста учебно-воспитательных задач образовательной деятельности по ЗОЖ, в частности в непрерывной образовательной деятельности в детском саду.
Задачи занятий по здоровому образу жизни в разных возрастных группах
Группа Задачи
Первая младшая группа (дети 1,5–3 лет) дать представление о себе, как об отдельном человеке (к примеру, через сопоставление: есть мама, есть папа, а есть ты — вы разные, они взрослые, а ты маленький, они ходят на работу, а ты нет, они большие, а ты такой же, но у тебя всё меньше);
разъяснить правила выполнения физкультурных упражнений (не толкаться, слушать сигнал педагога, учиться выполнять движения слаженно);
познакомить с нормами поведения на улице (пересекать проезжую часть только на разрешающий сигнал светофора и только вместе со взрослым, внимательно смотреть под ноги и т. д.);
объяснить значение слова «нельзя» применительно для игр в групповой комнате;
воспитывать представления о средствах соблюдения правил гигиены (мыло нужно, чтобы мыть руки и умываться, полотенце, чтобы вытираться и пр.).
Вторая младшая группа (дети 3–4 лет) продолжать начатую в первой младшей группе работу по ознакомлению с ПДД (двигаться по тротуару следует только с правой стороны, нужно избегать столкновений с прохожими и пр.);
согласовывать свои движения с действиями других малышей при выполнении упражнений;
осваивать навыки самообслуживания (самостоятельно расстёгивать молнию на куртке, липучки на обуви, раздеваться и одеваться с минимальной помощью взрослого);
объяснить, чем могут быть опасны бытовые приборы (например, электроприборы несут потенциальную угрозу возгорания и т. д.);
воспитывать правила поведения за столом (к примеру, учиться пользоваться салфеткой);
формировать КГН (разъяснить важность гигиенических процедур — умывания, купания и пр.).
Средняя группа (дети 4–5 лет) ознакомить со способами выражения физических состояний через жесты и мимику (например, когда больно, человек сжимает губы и т. п.);
продолжать учиться понимать своё тело (одеваться тепло в холодную погоду);
закрепить информацию о себе (имя, возраст);
сформировать представление о функциях и строении органов тела (например, сердца, желудка);
продолжать осваивать навыки самообслуживания (застёгивать и расстёгивать пуговицы, снимать одежду, надевать её, аккуратно складывать вещи в шкафчик и т. д.);
ознакомить с профилактическими мерами сохранения здоровья (закаливанием, самомассажем, дыхательными упражнениями и пр.);
рассказать о мерах первой помощи при травмах (обеспечить покой и неподвижность, и при сильном переохлаждении (к примеру, растереть замёрзшую часть тела шерстяным шарфом);
продолжать знакомство с ПДД;
учиться устанавливать связь привычки к ЗОЖ и состоянием организма (к примеру, «я умываюсь, значит, кожа дышит, не засоряется» и пр.);
дать представление о микробах, а также способах защититься и защитить от них (принимать витамины, прикрывать рот при чихании, кашле);
осваивать правила пользования ложкой, вилкой за столом;
отрабатывать навык самостоятельного умывания, мытья рук;
воспитывать навык вежливого обращения за помощью к взрослому или сверстнику.
Старшая группа (дети 5–6 лет) сформировать общее понимание стадий развития человека (младенческий возраст, дошкольник, школьник, мама/папа, бабушка/дедушка, а также по чертам лица и телосложению отличать людей по полу и возрасту;
учиться осознанному отношению к важности правильного функционирования органов (например, скелет даёт возможность ходить, сидеть, двигаться);
соблюдать важные правила ЗОЖ по отношению к работе внутренних органов (33 раза пережёвывать кусочки пищи нужно для желудка и кишечника, много гулять нужно для лёгких и т. д.);
ознакомить с понятиями «полезная пища» и «вредные продукты питания»;
продолжать знакомство и практическое освоение некоторых видов закаливания (к примеру, умывание прохладной водой, организации сна при открытой форточке);
разъяснить опасность передвижения по тонкому льду, употребления в пищу незнакомых ягод, заигрывания с бездомными кошками и собаками, а также правила поведения с незнакомыми людьми или если потерялся на улице;
закрепить правила безопасного поведения в быту (нельзя прятаться, если загорелся дом, включать газ или электроприборы и пр.);
познакомить с телефонами экстренных служб;
воспитывать систему представлений о культуре быта (в доме должно быть чисто, одежду и обувь следует регулярно стирать и чистить);
отрабатывать навыки самообслуживания (быстро и без помощи взрослого одеваться, раздеваться, устранять неполадки внешнего вида — застёгивать пуговицы, молнии и пр., убирать посуду со стола после еды).
Подготовительная группа (дети 6–7 лет) воспитывать положительное восприятие своего образа (имени, внешности);
учиться называть себя, знать имена и места работы родителей;
систематизировать представления о чувствах и настроениях человека;
формировать навык определения причинно-следственных связей между ситуациями и признаками нездоровья (например, по картинкам определить, почему персонажи оказались в том или ином состоянии — с травмами из-за нарушений правил поведения на льду, с ожогами из-за несоблюдения правил обращения с огнём и пр.);
обобщить представления о правильном питании;
учиться контролировать процесс и качество умывания, мытья ног, рук, соблюдения правил поведения за столом.
Для каждого родителя важно чтобы его ребенок был здоров, и счастлив, поэтому в ваших руках помочь им сохранить свое здоровье. Постарайтесь сделать так, чтобы в Вашей семье занятия физкультурой и спортом и стали неотъемлемой частью совместного досуга.
- С раннего детства воспитывайте у своих детей привычку заниматься физкультурой и спортом!
- Уважайте спортивные интересы и пристрастия своего ребенка!
- Поддерживайте желание участвовать в спортивных мероприятиях класса и школы!
- Участвуйте в спортивных мероприятиях класса и школы, это способствует укреплению вашего авторитета в глазах собственного ребенка!
- Воспитывайте в своих детях уважение к людям, занимающимся спортом!
- Рассказывайте о своих спортивных достижениях в детстве и юности!
- Дарите своим детям спортивный инвентарь и снаряжение!
- Демонстрируйте свой пример занятий физкультурой и спортом!
- Совершайте со своим ребенком прогулки на свежем воздухе всей семьей, походы и экскурсии!
- Радуйтесь успехам в спорте своего ребенка и его друзей!
- На самом видном месте в доме помещайте награды за спортивные достижения своего ребенка!
- Поддерживайте своего ребенка в случае неудач, закаляйте его волю и характер!