МААМ-картинки

Памятка для педагогов и родителей «Признаки страхов у детей дошкольного возраста и причины их проявления»

Анна Саватеева
Памятка для педагогов и родителей «Признаки страхов у детей дошкольного возраста и причины их проявления»
▼ Скачать + Заказать документы

Памятка для педагогов и родителей "Признаки страхов у детей дошкольного возраста и причины их проявления"

Иногда выражения страха так очевидны, что не нуждаются в комментариях, например: ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. О других страхах можно судить только по ряду косвенных признаков, таких, как стремление избегать посещение ряда мест, разговоров и книг на определенную тему, смущение и застенчивость при общении.

Публикация «Памятка для педагогов и родителей „Признаки страхов у детей дошкольного возраста и причины их проявления“» размещена в разделах

Поскольку объединяющим началом для страха и тревоги будет чувство беспокойства, то рассмотрим проявления последнего. При остром чувстве беспокойства человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным дрожащим от волнения голосом и часто замолкает совсем. Взгляд отсутствующий, выражение лица испуганное. Внутри все «опускается», «холодеет», ноги становятся ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватает, «сосет под ложечкой», ладони становятся влажными, лицо бледнеет, и человек «обливается холодным потом». Одновременно, он совершает много лишних движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без конца одежду или становится неподвижным и скованным. Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о перенапряжении психофизических функций организма, их расстройстве.

В состояниях беспокойства с преобладанием тревожности, отмечаются двигательное возбуждение, непоследовательность в поступках, нередко, чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной деятельностью. Характерна непереносимость ожидания, которая выражается спешкой и нетерпением. Темп речи ускорен, иногда в виде трудно управляемого потока слов. Типичны многословность, излишняя обстоятельность в разъяснениях, беспрерывные звонки, что создает видимость занятости, ощущение ненужности, устраняющие, в ряде случаев, страх одиночества. Стремление все согласовать, предусмотреть направлено на предупреждение самой возможности появления какой–либо неприятной ситуации. В связи с этим новое отрицается, риски исключаются, поведение приобретает консервативный характер, поскольку все новое воспринимается как неизвестное.

Для состояния беспокойства с преобладанием боязни типичны медлительность, скованность и «топтание на одном месте». Речь невыразительна, мышление инертно, на сердце «тяжесть», настроение временами мрачное и подавленное. В отличие от депрессии нет тоски, апатии, идей самоуничижения, мыслей о самоубийстве, сохраняется достаточная активность в других, незатронутых страхом, сферах жизнедеятельности. Следовательно, тревожность напоминает в чем – то проявления холерического, а боязнь – флегматического темперамента. В ряде случаев длительно действующие аффекты тревоги и страха действительно способны заострить крайние типы темперамента.

При состояниях хронического беспокойства и страха, человек находится в напряженном ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьезен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишне устает, ему свойственны приходящие головные боли и спазмы в различные участки тела. Несмотря на усталость, не удается сразу заснуть, так как мешают всякого рода навязчивые мысли, догадки, предчувствия. Сон беспокойный, часто бывают сноговорения, шумное дыхание. Постоянно преследуют кошмарные сновидения, в которых человек воюет, по существу, сам с собой, со своим неосознаваемым «я». Характерны внезапные пробуждения с ясным сознанием, обдумыванием беспокоящих вопросов и нередко их решением. Нет чувства «сна», а есть стремление, как можно раньше проснуться, при этом возникает спешка, страх не успеть, и все начинается снова.

Общение у беспокойных и боязливых людей становится избирательным, эмоционально неровным и, как правило, ограничивается старым кругом привязанностей. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми, трудно начать разговор, легко возникают замешательство и торможение при внезапных вопросах. Особенно это заметно при разговоре по телефону, когда невозможно сразу ответить, собраться с мыслями и сказать самое главное. Очевидно, что хронический страх отражается почти на всех сферах жизнедеятельности человека, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающими людьми.

Причины страхов. Страхи возникают в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече с тем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастные случаи, операцию или тяжелую болезнь.

Аффективное состояние (страх) представляет собой комплекс негативных воспоминаний. Какое же раннее впечатление повторяется при аффекте страха? По мнению З. Фрейда, таковым является впечатление от акта рождения, когда происходит объединение неприятных ощущений и стремлений к разрядке, которая становится прообразом смертельной опасности и с тех пор повторяется у человека, как состояние страха. Имеет смысл считать, что первое состояние страха возникло вследствие отделения от матери.

Страхи, которые болезненно заострены или сохраняются длительное время, являются признаком неблагополучия ребенка, говорят о его нервной слабости, неправильном поведении родителей, незнании ими психологических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтов в семье.

Часто встречаются так называемые, внушенные страхи. Как пишет А. И. Захаров: «Их источник – взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений и др., которые произвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто, эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит», «Не открывай – там чужой дядя» и т. д. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха как регулятор его поведения. Но если запугивать без нужды и края, так, на всякий случай, то дитя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то, страхи и начинают размножаться без каких – либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным».

Дети больше подвержены страхам, если их родители ссорятся между собой. В первую очередь это относится к детям старшего дошкольного возраста, поскольку они, отождествляя себя с родителями своего пола, переживают конфликтное отношение со стороны родителя другого пола. Беспокойство, возникающее в данном случае, перерождается в страхи, поскольку дети лишены возможности влиять на конфликт родителей. Еще в большей степени, чем у мальчиков, эмоциональную чувствительность к семейному конфликту обнаруживают у девочек.

У мальчиков из неполных семей, вследствие развода, страхов больше, чем у тех, кто живет в полной семье. У девочек подобные различия отсутствуют, так как мать и дочь образуют идентичную полу, диаду общения, позволяющую девочке уверенно вести себя среди сверстников. В то же время возможность ролевой идентификации с ушедшим из семьи родителем, делает мальчиков более неуверенными в общении со сверстниками того же пола, что сказывается на увеличении страхов.

Все факторы, участвующие в возникновении страхов, можно сгруппировать следующим образом:

1. Наличие страхов у родителей, главным образом, у матери, тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;

2. Излишняя ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;

3. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;

5. Отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно, у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;

6. Конфликтные отношения между родителями;

7. Психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;

8. Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми.

В семьях, где один ребенок, возрастает вероятность преобладания страхов (особенно страха одиночества и темноты, чем в многодетных семьях, где дети играют друг с другом и не остаются одни дома или в комнате на ночь. Особенно страхи любят детей, над которыми нависает гиперопека. У них больше вероятность появления страхов одиночества, темноты, страшных снов, чудовищ и т. д. В первую очередь, это относится к единственным детям, по отношению к которым взрослые проявляют больше беспокойства и опеки. К подобным семьям относятся поздние детки, где родители уже понимают всю ответственность и не воспринимают ребенка как «последнюю куклу».

Недостаточная двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей беспокойства. Отсутствие эмоционально насыщенных, шумных и подвижных игр существенно обедняет эмоциональную жизнь, приводит к чрезмерно ранней и односторонней интеллектуальной психики. В то же время игра была и остается самым естественным способом изживания страхов, так как в ней в иносказательной форме воспроизводятся многие из вызывающих страх, жизненных коллизий. В результате, чтобы устранить страхи, приходится применять уже в специально создаваемых условиях те же игры, в которые могли бы играть, но не играют современные дети. Не играют же они не только потому, что живут в большом построенном для взрослых городе, но еще и потому, что имеют слишком строгих родителей, считавших игру баловством и пустым времяпровождением. Кроме того, многие родители опасаются игр, «как черт ладана», так как боятся за детей. Ведь, играя, ребенок всегда может получить травму, испугаться… Общение с детьми у постоянно поучающих родителей, строится преимущественно на абстрактно – отвлеченном, а не наглядно – конкретном, образном уровне. Вследствие этого, ребенок учится беспокоиться, не имея оснований по поводу того, что может произойти, а не активно и уверенно преодолевать различные жизненные трудности.

Страх, беспокойство у детей могут вызвать постоянно испытываемое матерью нервно – психические перегрузки, вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей и прежде всего, роли отца. Так, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Беспокойство у эмоционально – чувствительных детей первых лет жизни возникает и вследствие стремления некоторых матерей как можно раньше выйти на работу, где сосредоточена основная часть их интересов. Эти матери испытывают постоянное внутреннее противоречие из-за борьбы мотивов, желания одновременно успеть «на двух фронтах». Они рано отдают детей в дошкольные детские учреждения, на попечение бабушек, дедушек, других родственников, нянь и недостаточно учитывают их эмоциональные запросы.

Также заслуживает внимание обнаружение у детей-дошкольников из конфликтных семей более частых страхов перед животными (у девочек, стихией, заболеванием, заражением и смертью, а также страхов кошмарных снов и родителей (у мальчиков). Все эти страхи являются своебразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье. У девочек не только больше страхов, чем у мальчиков, но и их страхи более тесно связаны между собой, то есть в большей степени влияют друг на друга как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Другими словами, страхи у девочек более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и прежде всего с ее эмоциональной сферой. Как у девочек, так и у мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшая в 3 – 5лет. Это возраст, когда страхи «цепляются друг за друга» и составляют единую психологическую структуру беспокойства. Поскольку это совпадает с интенсивным развитием эмоциональной сферы личности, то можно предполагать, что страхи в данном возрасте наиболее «скреплены» и мотивированы эмоциями.

Без постоянного подкрепления со стороны родителей, беспокойство со временем ослабевает и сходит на нет. Беспокойные же родители обычно не только подкрепляют, но и усиливают беспокойство ребенка, культивируя подобный эмоциональный отклик как проявление заботы.

Публикации по теме:

Памятка для родителей и педагогов «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста»Памятка для родителей и педагогов «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста» Поощрять детей нужно : 1. Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном.

Консультация для педагогов и родителей «Развитие графомотроных навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Развитие графомотроных навыков у детей дошкольного возраста» Одним из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе является уровень развития мелкой моторики или хороший.

Конспект НОД «День спонтанного проявления доброты» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «День спонтанного проявления доброты» для детей старшего дошкольного возраста Цель: сформировать представление о нравственных нормах отношений с окружающими и о доброте как важном качестве человека, о доброжелательности,.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ветер, причины его возникновения» Программное содержание: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека; учить детей наблюдать,.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов и родителей "Пение - исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста" ко Дню пения на.

Консультация для педагогов и родителей «Развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста» Внимание бывает двух видов: произвольное и непроизвольное. В младшем дошкольном возрасте у детей непроизвольное внимание. Ребенок может.

Консультация для родителей и педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к труду»Консультация для родителей и педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к труду» «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, - это трудолюбие».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для педагогов и родителей «Признаки страхов у детей дошкольного возраста и причины их проявления»
Опубликовано: 20 июня 2024 в 00:30
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Памятка для педагогов и родителей «Признаки страхов у детей дошкольного возраста и причины их проявления»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Саватеева (УИ 2441756) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД