Приложение МААМ

Пальчиковые игры для детей

Марина
Пальчиковые игры для детей
▼ Скачать + Заказать документы

Пальчиковые упражнения направлены на совершенствование и тренировку мышц и сухожилий пальцев, лучезапястных суставов рук.

1. «Руки здороваются о - рукопожатие своих рук с поочередной сменой их положения: правая сверху, левая снизу, затем наоборот, левая сверху, правая снизу.

2. Сжимание (в кулак) и разжимание пальцев : ладонями вверх; ладонями вниз; поочередно правой и левой; обеих рук одновременно. Упражнения выполняются с нажимом, при сжимании - надавливание, которое надо удержать 2-3 секунды.

Публикация «Пальчиковые игры для детей» размещена в разделах

3. Пофаланговое сгибание пальцев - сначала поочередное на левой и правой руке, затем одновременно на обеих руках. На начальном этапе может потребоваться помощь (надавливание) другой руки, особенно при сгибании верхних фаланг.

4. «Крокодил» - собирание пальцев в щепотку, затем поочередное (на левой и правой руке) и одновременное (на обеих руках) открывание и закрывание ее, как пасти крокодила.

5. Вращение кистями рук в правую, затем в левую сторону.

6. Чередование положений кистей рук: ладонь -кулак - ребро ладони; положений пальцев : колечко - цепь - щепоть сначала каждой рукой по очереди, затем двумя одновременно.

7. Выгибание кистей - поднятие их вверх по очереди и одновременно.

8. Прогибание кистей - опускание их вниз по очереди и одновременно.

9. Чередование поднятия и опускания кистей обеих рук.

10. «Пальчики здороваются» - соприкосновение подушечек пальцев : поочередно все пальцы правой руки с ее большим; все пальцы левой руки с ее большим пальцем; одновременно на обеих руках. Соприкосновение проводится пружинисто, с надавливанием.

11. «Пальчики идут» - хождение по столу указательным и средним пальцами сначала одной, затем другой руки, одновременно обеих рук. Скорость движения меняется с медленного переставления пальцев (как бы крадучись) до быстрого, напоминающего бег ногами.

12. Постукивания по столу пальцами одной, затем другой руки и одновременно двумя руками, начиная с большого и начиная с мизинца.

13. «Черепица» - пальцы накладываются друг на друга поочередно на каждой руке и одновременно на обеих руках.

14. «Щелчки» - поочередное отталкивание всех пальцев от большого пальца на каждой руке, затем одновременно на обеих руках.

15. Поочередное сгибание и разгибание пальцев в кулак, начиная с большого пальца, затем начиная с мизинца; на одной руке, на другой руке и одновременно на обеих.

16. «Лепестки цветка» - пружинистое выпрямление не соприкасающихся друг с другом пальцев, на одной и другой руке поочередно, затем одновременно на обеих руках, соединив ладони вместе.

17. «Замок» - складывание ладоней, переплетение пальцев с надавливанием; с вращением влево -вправо, не размыкая пальцев; с наклонами кистей влево - вправо; с разворачиванием сомкнутых ладоней к себе и от себя; с поднятием и опусканием пальцев, не отводя ладоней друг от друга.

18. Имитация мытья рук с поочередным их поглаживанием, потиранием ладоней.

19. «Ножницы» - отведение большого пальца от остальных, соединенных вместе; поднятие вверх указательного пальца от остальных, соединенных вместе; поднятие соединенных вместе указательного и среднего пальцев от соединенных вместе безымянного и мизинца. Сначала упражнение выполняется на одной и другой руке по очереди, затем обеими руками одновременно.

20. «Плавники» - сомкнутые ладони с напряжением наклоняются вправо - влево, вперед - назад; разведение пальцев, не размыкая запястий (ладони смотрят вперед - от себя; затем вверх); имитация плавания (движения ладоней по волнистой линии).

21. «Фонарики» - вращение поднятых вверх кистей рук влево - вправо, по кругу одной и другой рукой по очереди, затем двумя руками одновременно.

22. Поочередное поднимание пальцев со стола на одной и другой руке по очереди, одновременно на обеих руках.

23. Имитация игры на пианино.

24. Разведение и сведение пальцев, лежащих на столе.

25. «Голы» - забивание шариков в «ворота» из строительного материала, поочередно каждым пальцем на одной и другой руке, одновременно на обеих руках.

26. Встряхивание расслабленных рук, поочередное и одновременное.

Пальчиковые игры представляют собой разнообразные действия отдельными пальцами и руками в целом. Одни из них пришли к нам из прошлых времён и относились к развлечениям матерей со своими маленькими детьми.

Такие игры часто сочетались с песенками, потешками и назывались пестушками-тютюшками, получившими свое название от песта, которым толкут что-то в ступе, то поднимая вверх, то опять опуская вниз. Подобным образом мать пестует своего ребенка, т. е. подбрасывает его одной рукой вверх и подхватывает другой.

Другие основаны на древних подвижных или пальчиковых играх, которые с течением времени изменялись и совершенствовались последующими поколениями в процессе использования.

Третьи игры, более современные, входят в комплексы так называемой пальчиковой гимнастики, которая сочетает в себе произношение народных или современных стихов с выполнением подходящих по смыслу текста движений. В последнее время такие игры получили широкое распространение, но требуют внимательного отношения при подборе их для занятий с детьми.

«Пестушки-тотюшки» начинали проводить еще в колыбели, когда ребенок уже различает свою маму. Эти потешки имели воспитательное значение и в физическом, и в психическом отношении: приучали детей к необходимости движений, ловкости, сообразительности, способствовали начальному развитию мелких движений рук. Они и по сей день не утратили своего значения и очень нравятся детям раннего возраста.

«Ручки»

Мама говорит своему ребенку, лежащему в кроватке или коляске: «Дай ручки!» или «Пойдем на ручки!», зазывая ребенка к себе руками. Причем уже понимающий это движение ребенок протягивает ей ручки, и мать берет его к себе на руки.

«Сова летит»

Мама берет своего ребенка за руки и начинает махать ими, как летящая сова крыльями: плавно, размашисто.

«Лунь плывет»

Мама берет руку ребенка и, нараспев приговаривая слова: «Лунь плывет», водит ею вперед - назад, изображая плавание рыбы.

«Ладушки»

Мама берет ладушки, т. е. ладошки ребенка в свои руки и, разводя их на некоторое расстояние, ударяет ими друг о друга, попутно с разной интонацией произнося текст потешки, а в конце опускает на голову.

1 вариант. Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. Кашка маслененька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, Поели, Ш-ш-у, полетели! На головку сели. Сели, посидели, Прочь улетели.

2 вариант. Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. Кашка сладенька, Бражка пьяненька. Кашку поели, Бражку попили, Ш-ш-ш, на головку.

«Сорока-сорока»

Мама берет левую руку ребенка ладонью вверх и начинает водить по ней указательным пальцем его правой руки, поочередно указывая на упоминающиеся в потешке пальцы. В заключение прибаутки ручки ребенка кладутся на его голову. Далее игра проводится с правой рукой.

1 вариант. Сорока-сорока, кашу варила, Гостей созывала, на порог скакала. Гости на двор, она кашу на стол. Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому не дала: Ты маленек, коротенек, Сходи за водицей да истопи баньку, Вымой да выпари меня, Тогда дам кашки на красной ложке.

2 вариант. Сорока,сорока, Сорока-белобока, Где была? Далеко. Кашу варила, Деток кормила, Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому не дала. Ты воды не носил, Ты печь не топил, Ты кашу не варил. Сам дров наруби, Сам воды наноси, Сам кашу свари, Сам кашу и ешь!

«Потягунюшки»

Игра проводится, когда ребенок просыпается и потягивается. Эти движения до сих пор ассоциируются у многих людей с ростом ребенка. Мать, гладя его рукой по животику и ножкам, приговаривает: «Потягунюшки поростунюшки!» Затем, указывая на рот ребенка, продолжает: «Рот говорунюшки!», на руки - «Руки хватанюшки!», на ноги - «Ноги ходунюшки!»

«Пестушки»

Мать аккуратно, слегка подбрасывает ребенка вверх, держа за подмышки и приговаривая: «Полетели - полетели!»

«Идет коза рогатая!»

Мать или другой взрослый, изображая козу, в шутку наступают на ребенка, попутно произнося текст потешки. Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, (наступают на ребенка, делая на голове «рожки» из пальцев и выставляя их вперед) За малыми ребятами. Ножками топ-топ, (продолжают движение, притопывая ногами) Глазками хлоп-хлоп, (обе ладони открываются и закрываются, изображая глаза) Кто каши не ест, (наступают на ребенка «рожками» из указательного и среднего пальцев) Кто молока не пьет, (покачивают ими) Того забодаю, забодаю, забодаю! (дотрагиваются «рожками» до животика ребенка, слегка пощекотав его при этом)

Следующие игры способствуют развитию гибкости пальцев и лучезапястных суставов, развивают осознанную координацию движений пальцев, тренируют скорость реакции.

«Ловушка»

Взрослый ставит перед ребенком любую руку ладонью вверх - это «ловушка». Ребенок ставит палец на середину ладони - это «добыча». Взрослый должен быстро сжать ладонь в кулак, чтобы поймать палец ребенка, а тот старается успеть отдернуть руку, чтобы не попасться в ловушку.

«Ласточка - перепелочка»

Ребенок кладет левую руку на правую руку взрослого ладонями друг к другу. Взрослый начинает своей правой рукой поглаживать пальцы ребенка от основания до кончиков, начиная с большого пальца, одновременно несколько раз ласково приговаривая: «Ласточка, ласточка». Затем, когда ребенок этого не ожидает, поглаживает и, не меняя интонации, произносит: «Перепелочка!» В это время он должен схватить ребенка за кончик любого пальца и потрясти, приговаривая: «Поймал-поймал!», а ребенок старается как можно быстрее отдернуть руку, чтобы не попасться. После проведения игры на одной руке, независимо от того, «поймали перепелку» или она улетела, игра продолжается с другой рукой. Когда ребенок освоит игру, можно предложить ему самому ловить «перепелочку» - палец взрослого.

«Киселек»

Произносится текст потешки и одновременно выполняются сопровождающие движения. Бабушка кисель варила, (одна рука помешивает «кисель» в другой руке) На горушечке, (ладони соединяются под углом и слегка расходятся у запястий) В черепушечке, (ладони прогибаются и, соединяясь, образуют емкость - горшок) Для Андрюшечки. (одну ладонь положить на грудь, к сердцу) Летел-летел соколок Через бабушкин порог, (большие пальцы сцепляются между собой, по махать ладонями, как крыльями) Вот он крыльями забил, (несколько раз ударяют ладонями по бокам) Бабушкин кисель разлил, (затем ладони вытягиваются вперед и отводятся вниз (смотрят вверх, пальцы растопыриваются) Вот и нету киселька (развести руки в стороны) В черепушечке (снова «горшочек» из ладоней) У старушечки, на горушечке. (снова ладони «горкой») Бабка плачет: «Ай-ай-ай!» (трут кулачками глаза или проводят руками по щекам, как бы вытирая слезы) Не плачь, бабка, не рыдай! (погрозить указательным пальцем) Чтоб ты стала весела (одна рука помешивает «кисель» в другой руке) Мы наварим киселя Во-о-от столько! (широко развести руки в стороны)

«Банька»

Ладони соединяются под углом и слегка расходятся у запястий, между пальцами тоже оставляются промежутки - «построена банька».

Ребенок старается просунуть указательный палец между пальцами взрослого и просит : «Пусти в баньку!», на что взрослый отвечает: «Не протопил еще».Ребенок дальше пытается просунуть средний палец, снова прося: «Пусти в баньку!», на что взрослый отвечает: «Мыльца нет». Так по очереди каждый пальчик ребенка просится в баньку, а взрослый ему отказывает, каждый раз придумывая новую причину: «Водичка холодная», «Веничка нет».

В конце игры взрослый приглашает ребенка: «Ну, теперь иди в баньку». Он просовывает палец между ладонями, а взрослый зажимает его и начинает тереть, приговаривая: «Жарко - жарко - жарко!»

Ребенок старается успеть вовремя отдернуть руку. По мере тренировки игры взрослый и ребенок меняются ролями.

«Козел»

Произносится текст потешки и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Вышел козел из новых сеней, (средний и безымянный пальцы левой руки сгибаются и прижимаются снизу большим пальцем, мизинец и указательный пальцы выставлены вперед) Нагнул шею: «Дай хлеба скорее!» (правая рука сжата в кулак и согнута в запястье) Выставил рожок: «Дай пирожок!» (из сжатого кулака выпрямляется средний палец) Протянул копытце: «Дай воды напиться!» (правая рука прогибается «лодочкой», левая рука в это время «бодается рожками»).

При повторении игры руки меняются.

«Водичка»

Произносится текст потешки и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Водичка-водичка, (ладони соединены и прогнуты) Умой мое личико, (имитируется умывание) Чтоб глазки блестели, (провести руками по глазам) Чтоб щечки краснели, (подержаться за щечки) Чтоб смеялся роток, (изобразить улыбку) Чтоб кусался зубок, (рот открыть - закрыть)

«Ножки-ножки»

Произносится текст потешки и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Ножки-ножки, где вы были? (поочередно выставлять ноги) За грибами в лес ходили, (повесить на руку воображаемое ведро) Что вы, ручки, работали? (одновременные взмахи руками) Мы грибочки собирали, (имитируется сбор грибов) А вы, глазки, помогали? (дотронуться обеими руками до глаз) Мы искали да смотрели, Все пенечки оглядели, (наклониться и заглядывать во все углы) Вот и Ванюшка с грибком, С подосиновичком. (большие пальцы обеих рук вверх)

«Пальчик»

Произносится текст потешки и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Пальчик-пальчик! Где ты был? С эти братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. (пальцы по очереди открываются из кулака)

«Колечки»

1 вариант. Взрослый под счет или ритмичную песенку поочередно складывает пальчики ребенка в колечки, соединяя большой палец с указательным, средним, безымянным, мизинцем и в обратном направлении: от мизинца к указательному. Упражнение выполняется поочередно на левой и правой руке, затем одновременно на двух. Ребенок постарше, от 3 лет сам пробует делать пальцы в колечки сразу на двух руках под счет или песенку взрослого.

2 вариант. Игра проводится с небольшой группой детей 6-7 лет. Играющие сидят по кругу и под счет водящего складывают пальцы колечками. Затем водящий дает команду: «Без среднего!» - играющие должны продолжить складывание колечек, про- пуская средний палец. По команде: «Без мизинца!» в складывании пропускается мизинец и т. д. Постепенно водящий считает во все более быстром темпе. Те, кто ошиблись, выбывают из игры.

3 вариант. Суть игры заключается в складывании колечек в обратном порядке на разных руках. Например, на левой руке соединяются указательный и большой пальцы, а на правой - большой и мизинец. Затем под счет на левой руке соединяются большой и средний пальцы, а на правой - большой и безымянный и т. д., двигаясь в обратных друг другу направлениях. Затем движения идут в противоположном направлении: на левой руке – от мизинца к указательному, на правой - от указательного к мизинцу.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей»Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей» Консультация для родителей. «Пальчиковые игры для детей» Пальчиковые игры влияют на тактильное взаимодействие, формируют и укрепляют тёплые.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей» Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию мелкой моторики. А мелкая моторика рук и органы.

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2–4 лет Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет. Главное богатство – дети, которые часто капризничают.

Пальчиковые игры для детей 2-х лет Пальчиковые игры для детей 2х лет! Начинать тренировать пальчики малыша можно с 6 месяцев, ведь это стимулирует речевое развитие ребёнка.

Пальчиковые игры для детей 3–5 лет 1. Пальчиковая игра «По грибы» (Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! Этот пальчик.

Пальчиковые игры для детей 3–5 лет. 2 часть Пальчиковые игры содержат комплекс упражнений, массажа ладони и пальцев, сопровождаются стихами, они эмоциональны и увлекательны для детей.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Пальчиковые игры. Подготовила: воспитатель Новикова В. В. Дети: 2-3 года. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Наши пальчики Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, (Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями.) Рисовать.

Зимние пальчиковые игры для детей 3–5 летЗимние пальчиковые игры для детей 3–5 лет Пальчиковые игры развивают речь, память, фантазию, воображение и создают благоприятную атмосферу. Поэтому они очень полезны. 1. Игра «Кролик».

Зимние пальчиковые игры для детей старшего возраста В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений. После упражнений пальцы рук станут сильными,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры для детей
Опубликовано: 11 июня 2023 в 08:26
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковые игры для детей» (включая файлы) размещена пользователем Марина (УИ 3261563) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД