Ирина Юнеман
Картотека «Пальчиковые игры»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пальчиковые игры» - это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках и практическом опыте педагогов в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Обычно эти игры и упражнения несложны по технике, но при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Исследователи указывают, что включение в любой урок, занятие в группе пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи.
Публикация «Картотека „Пальчиковые игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами продуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка
"Лапки-царапки"
Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.
Ход игры:
Предложите малышам поиграть за столом или на полу.
– Давайте поиграем в кошечек.
Кошечка Мурка,
Серенькая шкурка,
Мягкие лапки,
А в лапках – цап-царапки.
– Лапки у кошечек мягкие. Кладем руки на стол, сжимаем в кулак.
–. а в лапках острые коготки. Давайте покажем коготки!
Выпрямляем напряженные полусогнутые пальцы, в шутку царапаемся. Игру можно повторить несколько раз.
"Серенький зайка"
Цель: развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.
Ход игры:
Предложите малышам поиграть за столом или на полу.
– Давайте поиграем в зайчиков.
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит (Делаем «зайку» – прижимаем мизинец, безымянный и большой пальцы к ладони, а средний и указательный выпрямляем. Во время чтения стихотворения шевелим пальчиками-ушками в такт. Можно показывать зайчиков сразу на обеих руках. Игру можно повторить несколько раз.)
"Уточка"
Цель: развитие тонкой моторики пальцев; подражание движениям рук; развитие понимания речи.
Ход игры:
Предложите малышам поиграть за столом или на полу.
– Давайте поиграем в уточек. Идёт утка по дорожке:(поднять согнутые в локтях руки, прямые пальцы собраны в щепоть)
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!»(открываем и закрываем «клювик» – раздвигаем и сдвигаем пальцы, при этом большой палец противопоставлен остальным)
На ней красные сапожки:(прямые пальцы собраны в щепоть)
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!»(открываем и закрываем «клювик»)
Утка по воде плывёт,
Ловко лапками гребёт (поочередные взмахи прямыми кистями рук вперед-назад)
Игру можно повторить несколько раз.
[b"]Ёжик"[/b]
Цель: развитие тонкой моторики пальцев и кистей рук; подражание движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу.
– Давайте поиграем в ёжиков. (Перед началом чтения стихотворения изображаем ёжика: пальцы собраны «в замок» и выпрямлены.)
Ёжик маленький замерз,
И в клубок свернулся. (прижимаем пальцы – убираем «иголки»)
Солнце ёжика согрело —
Ёжик развернулся (выпрямляем пальцы – показываем «колючки»)
Игру можно повторить несколько раз.
Пальчиковые игры-загадки
Хотелось бы остановить ваше внимание на очень полезных и интересных для детей пальчиковых играх-загадках. Взрослый с помощью рук изображает какой-либо предмет, а ребёнок должен отгадать, какой именно. Можно подобрать картинки, которые помогут малышу найти правильный ответ. («Угадай, что показывают пальчики, и найди похожую картинку.») После того как предмет отгадан, предложите ребёнку самому изобразить его.
«Очки»[/i].
Обеими руками изобразите «колечки» — соедините большой и указательный пальцы (остальные пальцы выпрямлены или немного согнуты). Поднимите руки и поднесите их к глазам.
«Домик».
Прямые ладони соедините под углом, кончики пальцев соприкасаются.
«Лодка».
Ладони с прижатыми друг к другу пальцами и соединённые «ковшиком» поставлены на ребро. Если в этой фигуре поднять большие пальцы, то получится «пароход».
«Цепочка».
Соедините в кольцо большой и указательный пальцы одной руки. Внутри получившегося «колечка» соедините большой и указательный пальцы другой руки — получается цепочка. Цепочку можно сделать и из других пальцев — большой и указательный, большой и средний и т. д.
«Шарик».
Пальцы каждой из рук собраны в «щепотку» и соприкасаются друг с другом кончиками. Подуйте на них (пальцы при этом раздвигаются, но по-прежнему соприкасаясь кончиками — получается своеобразный шар). Затем воздух из шарика «выходит» и пальцы принимают исходное положение.
"Грабли».
Выпрямляйте напряжённые полусогнутые пальцы.
«Корзина».
Соедините пальцы в замок, локти раздвиньте. Соединённые большие пальцы образуют ручку корзины (в такую «корзинку» можно положить какую-нибудь мелкую игрушку).