Ирина Зенкова
Ознакомление с жанром «басня». Басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» и «Ворона и Лисица»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- Познакомить детей с литературным термином " басня ", с её жанровыми особенностями ;
- Познакомить детей с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», "Лиса и ворона".
- Развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде;
- Развивать речь детей, формировать устойчивое умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом;
Публикация «Ознакомление с жанром „басня“, Басни И, А, Крылова „Стрекоза и Муравей“ и „Ворона и Лисица“» размещена в разделах
- Ворона. О птице для детей
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- «Ворона и лисица», басня
- «Стрекоза и муравей», И. Крылов
- Темочки
- Воспитывать нравственные качества – трудолюбие, жалость к нуждающимся,стремление осознавать, признавать свои ошибки и пытаться их исправлять.
Предварительная работа
- знакомство с творчеством И. А. Крылова, с его баснями;
-чтение басни Л. Н. Толстого " Два товарища ";
-чтение басни С. В. Михалкова " Завидное упорство "
Материалы и оборудование :
- портрет И. А. Крылова;
- книга И. А. Крылов «Басни»;
- пластилин
-оранжевая бумага
Ход занятия:
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Скажите, какое у вас настроение?
А вы знаете, что нужно сделать, чтобы ваше настроение стало еще лучше? Правильно, нужно посмотреть друг на друга и улыбнуться!
Я подарю тебе улыбку
и пусть летит она по свету.
Вдруг, словно золотую рыбку
поймаешь ты улыбку эту!
Ребята, посмотрите, в нашем книжном уголке появилась новая книга.
Это книга называется «Басни Ивана Андреевича Крылова».
Скажите, а вы знаете, что такое басня?
Басня - это небольшой рассказ в стихотворной форме, который чему то учит. Чаще всего героями басни являются животные. В басне высмеивается неправильное поведение этих животных. А в конце всегда есть заключение, в котором говориться чему мы должны понять, прочитав эту басню.
Сегодня мы познакомимся с баснями Ивана Андреевича Крылова (показ портрета). Первая басня – это «Стрекоза и муравей». Послушайте.
(Чтение басни с показом иллюстраций).
Ребята в басни есть сложные выражение, хотите узнать, что они обозначают?
«Зима катит в глаза» – как вы понимаете эти слова? (наступает, приближается).
«Помертвело чисто поле» – почему так говорят? (опустело, пожелтело, ничего больше не растет)
«Злой тоской удручена» – (печальная озабоченная)
Ребята, вам понравилась басня?
-О чем она?
-Правильно ли поступила стрекоза, что все лето веселилась и е готовилась к зиме?
-Как бы вы поступили на месте Стрекозы?
-С кем бы из басни вы хотели подружиться? Почему?
-Ребята, скажите, как вы понимаете слово «трудиться»? (ответы детей).
- Как сказать о человеке, который любит трудиться? Какой он? (трудолюбивый, труженик)
Ребята, чему учит басня «Стрекоза и Муравей»? (нужно трудиться, заботиться о себе).
Д / и «Доскажи словечко».
Ребята вы внимательно слушали басню? Тогда предлагаю поиграть в игру, я начну вам читать предложение из басни, а вы должны будите его закончить.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
Молодцы ребята! А сейчас предлагаю вам немножко отдохнуть.
Физкультминутка:
Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)
Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)
А сама как вертолет, (вращение)
Влево, вправо, назад, вперед (наклоны)
Молодцы!
Следующая басня в этой книге - это «Ворона и Лисица». Чтение басни с показом иллюстраций.
Ребята, в этой басне тоже встретились слова и выражения, которые мне хотелось бы вам обьяснить.
«И говорит так сладко, чуть дыша» - спокойно и ласково говорит.
«Вещуньина с похвал вскружилась голова» - радость, а знаете кто такая вещунья? Давным-давно так называли ворону, потому что считалась, если прилетела ворона, то принесла дурную весть.
«В зобу дыханье сперло» - от радости не могла дышать.
-Какой вам показалась в этой истории Ворона? (глупая, наивная, доверчивая).
А какая в басне Лиса? (хитрая, льстивая, коварная, плутовка).
С кем из басни вы хотели бы подружиться? Почему?
Чему учит эта басня? (нельзя верить лести, нельзя быть слишком доверчивым).
А сейчас предлагаю вам снова поиграть в игру «Доскажи словечко», посмотрим, как внимательно вы слушали басню.
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло.
А сейчас предлагаю вам превратиться в ворон.
Физкультминутка: Под ёлочкой зелёной скачет весело ворона (Прыжки на одной ноге, на другой ноге)
Кар-кар-кар.
Целый день она летала, (Бег на месте со взмахами рук в стороны)
Кар-кар-кар.
Только к ночи замолчала.
Вместе с нами засыпала, (Ходьба на месте)
Ш-ш-ш-ш. (Приседание с выдохом)
Ребята, а сейчас давайте сделаем персонажей наших басен. Давайте разделимся на две подгруппы и подойдём к столикам. Первая подгруппа выполняет лису, с помощью техники «оригами». Вторая слепит стрекозу.
Рефлексия: Ребята, сегодня мы познакомились с баснями И. А. Крылова, узнали о басне как о жанре литературного произведения. Узнали, чему учат нас эти басни.