Гузова Наталья Николаевна
Конспект НОД для подготовительной группы «Весна»
Задачи:
- Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.
-Совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы.
- Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.
-Развивать память, внимание, мышление.
- Расширять представления о способах правильного взаимодействия с природой.
- Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать.
Публикация «Конспект НОД для подготовительной группы „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал к НОД: картинки с явлениями природы, картинки с изображением отгадок. Аудиозапись «Музыка весеннего леса». Конверты с заданиями. Звёздочки трёх цветов для самооценки.
Предварительная работа: Наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке. Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», стихотворения А. Плещеева «Весна», рассказов М. Пришвина «Весна в лесу», «Деревья в плену», знакомство со стихотворением Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме.
Активизация словаря: активизировать словарь словами по данной теме.
Приемы: словесные, наглядные, игровые, музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приготовила для вас несколько интересных заданий. Но справиться с ними смогут только самые внимательные, наблюдательные. Вы готовы проверить себя?
Дети: Да.
Воспитатель: Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, о чём мы с вами сегодня поговорим. (Звучит тихо «Музыка весеннего леса»).
Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень – листьям, нам – тепло,
Волшебство – чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы –
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - (весна).
Молодцы! Сегодня мы поговорим о весне.
1 задание «Назови правильно»
Назовите приметы весны. (Выслушиваю ответы детей)
Назовите весенние месяцы. (Выслушиваю ответы детей)
Какой сейчас месяц? (Выслушиваю ответы детей)
2 Задание – конверт : «Отгадайте загадки».
(В конверте лежат картинки с отгадками.)
(Картинку с отгадкой выставляю на мольберте или прикрепляю к магнитной доске)
Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька).
Ой, беда! ой, беда! Тает снег кругом вода.
Не наденешь валенки, на снегу… (Проталинки).
Синяя сосулька плачет, но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель: КАП-КАП-КАП - звенит… (Капель).
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдёт и всех разбудит. (Солнце).
Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый … (Ручей).
Тает, тает белый снег,
Мишка не зевай!
Ведь вода из полных рек
Льётся через край.
Может затопит берлогу,
Деревеньку и дорогу. (Половодье, паводок).
Солнце пригревает,
Лёд на речке треснул.
Речка зашумела,
Льдины подгоняет.
Как это явление
Весною называют?. (Ледоход).
3 Задание. «Найди ошибку»
А сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Я прочитаю вам предложение, а вы должны найти в нём ошибку и исправить предложение.
Пригрело солнце, потому что тает снег.
Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
Наступила весна, потому что прилетели грачи.
Пришла весна, потому что пробудился медведь.
-Молодцы! А теперь найдите лишнее слово и объясните, почему вы так считаете?
Капель, проталина, урожай, сосулька.
Подснежник, весна, листопад, грач.
Таять, капать, набухать, заготавливать.
Март, апрель, декабрь, май.
4 Задание. «Отгадай загадки».
-Ребята, скажите, кто помнит, как одним словом назвать растения, цветущие весной? (Первоцветы).
Правильно. Первоцветы - это многолетние растения, т. е. такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются. Отгадайте загадки о весенних цветах.
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник).
Белые горошки на зелёной ножке… (Ландыш).
Он цветочный принц-поэт,
В шляпу жёлтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам… (Нарцисс).
Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан
Нежный, бархатный… (Тюльпан).
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк. (Одуванчик).
Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твёрдыми, холодными,
То мягкими и тёплыми. (Мать и мачеха).
Назовите дерево, которое уже цветёт, но листьев ещё не имеет? (Верба).
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нём, ни окон
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут … (Гнездо).
На дворе весна гуляет
Скоро бурый снег растает.
Там и тут бегут ручьи.
Гнёзда делают … (Грачи).
Воспитатель:
-Какие птицы возвращаются весной?
-Как назвать этих птиц одним словом?
-Чем заняты птицы весной?
-Для чего им нужны гнёзда?
5 Задание. Дидактическая игра «Прилетели птицы».
Воспитатель: Давайте немного поиграем. Вставайте свободно. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы, зайцы и лисицы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи.
Аисты, кукушки, совы и ватрушки.
Лебеди и утки. Спасибо шутке!
Воспитатель: Молодцы! Рассаживайтесь по своим местам. И ответьте на мои вопросы.
- А что происходит у зверей весной? (Рождаются детёныши).
6 Задание. Игра «Назови детёнышей».
Давайте назовём детёнышей животных. (Индивидуальная работа с детьми).
-Кто детёныш у волчицы? (волчонок). У ежихи? (ежонок). У лисицы? У медведицы? У зайчихи? У белки? У мышки? У бобрихи? У барсучихи? У лосихи? У Медведицы?
-Отлично справились. А теперь давайте немного отдохнём.
Физкультминутка «Мишка».
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна, (Потягивания, руки вверх)
К нам опять пришла весна. (Удивиться, опустить руки вниз)
Чтоб скорей набраться сил
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился взад-вперёд. (Наклоны вперёд-назад)
Вот он по лесу идёт. (Ходьба на месте)
Ищет мишка корешки (Коснуться правой рукой левой ступни)
И трухлявые пеньки. (Коснуться левой рукой правой ступни)
В них съедобные личинки (Коснуться правой рукой левой ступни)
Для медведя - витаминки. (Коснуться левой рукой правой ступни)
Наконец медведь наелся (Погладить живот)
И на брёвнышко уселся. (Дети садятся)
7 Задание. «Так или не так?»
-Ребята, послушайте маленькие рассказы о том, что произошло с ребятами. И скажите, правильно ли они поступили? Если так нельзя, то как надо поступить?
1 ситуация.
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнёздышко!
- А в нём яичко!
- Может возьмём его домой и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нём.
Девочки взяли яичко с собой.
Правильно ли девочки поступили?
Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.
2 ситуация.
Две сестрёнки гуляли по лесу.
- Какой красивый цветок! Интересно как он называется?
- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
-Давай сорвём его и отнесём маме!
Девочки сорвали цветок и пошли домой.
Правильно ли поступили девочки?
Дети: Ландыши занесены в красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.
3 ситуация.
Мальчик шёл по лесной тропинке, увидел ёжика и решил взять его домой.
Правильно ли поступил мальчик?
Дети: Диких животных нельзя забирать домой. В неволе они могут погибнуть.
4 ситуация.
После дождя дети пошли гулять во двор.
-Посмотри, сколько червячков!
-Давай соберём их и девчонок испугаем!
Собирают червяков в банку, закрывают банку крышкой.
-Пойдём, посмотрим, где девчонки!
Оставляют банку с червями закрытой.
Правильно ли поступили ребята?
Дети: Червей собирать нельзя. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений. А ещё ими питаются некоторые животные и птицы.
8 Задание. «Назови одним словом».
- Ну, что же вы молодцы! Осталось последнее задание. Ответьте на вопросы одним словом.
Каким словом называют птиц, которые у нас зимуют? (зимующие)
Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
У какого дерева белый ствол? (у берёзы)
Как называется дом муравьёв? (муравейник)
Сколько ног у жука? (шесть)
Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
Кто носит свой дом на спине? (улитка)
У какого зверя есть иголки? (у ежа)
Какого зверя можно назвать длинноухим? (зайца)
Сколько ног у паука? (восемь)
Чем в основном питаются перелётные птицы? (насекомыми)
Какая птица лечит деревья? (дятел)
Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
Кто в лесу плетёт паутину? (паук)
У какого насекомого крылышки красные с чёрными точками? (у божьей коровки)
Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
-Молодцы! Со всеми заданиями вы замечательно справились.
Ребята, я приготовила для вас разные звёздочки. Каждый возьмёт себе 1 звезду. Красную возьмёт тот, кому сегодня было трудно справляться с заданиями. Жёлтую возьмёт тот, кому только некоторые задания показались трудными, а с другими он легко справился. Зелёную возьмёт тот, кому сегодня было всё понятно и у него всё легко получилось. (Дети выбирают звёздочку и объясняют свой выбор).