Алёна Дёмина
Откытое комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в мир звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующая область: «Коммуникация»
Интеграция областей: «Познание», «Здоровье», «Социализация».
Интегрированные задачи: учить звуковому анализу слова, закрепить умение различать гласные и согласные звуки, характеризовать согласные звуки, придумывать слова с определенным звуком в разных позициях, развивать мышление, память, умение составлять предложение из нескольких слов, воспитывать интерес к русскому языку. Закрепить знания детей о творчестве писателя К. И. Чуковского.
Публикация «Откытое комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие в мир звуков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Развивающие задачи :
Развитие речевого слуха.
Развитие оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Развитие диалогической речи.
Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
Развитие навыка снятия физического и эмоционального напряжения.
Развитие личностных качеств : активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности самооценки и самоанализу.
Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные задачи:
Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.
Виды детской деятельности: коммуникативная; познавательно-игровая; двигательная; продуктивная.
Формы организации: беседа, дидактические игры, физминутка, пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа: занятие по ЗКР, разучивание чистоговорок и скороговорок.
Оборудование: набор для звукового анализа слова, демонстрационный набор, картинки, звуковая «ромашка», набор букв.
Ожидаемые результаты: дети выполняют звуковой анализ слова, составляют предложения из нескольких слов, находят слова с заданным звуком, различают гласные и согласные звуки, характеризуют согласные звуки, заменяют в словах твердый согласный на мягкий, называют слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, имеют хорошо развитую двигательную активность.
На ширме появляется игрушка на руку Заинька (сложив лапки он плачет)
Вос-ль: Здравствуй милый заинька! Почему ты плачешь? Что случилось?
Зайка: - Я живу в одной сказке, которую написал вот этот замечательный детский писатель (на экране появляется иллюстрация К. И Чуковского.)
А как его зовут, я забыл.»
Вос-ль: Ребята кто это?
Дети: К. И. Чуковский
Вос-ль: И что же случилось в твоей сказке?
Зайчик: - Беда а а а (плачет) и даёт воспитателю конверт вос-ль читает (на экране появляются картинки и доносится звуки по сказке)
Видео по сказке
Вос-ль:- Да вот беда, так беда, но не отчаивайся зайка наши ребята обязательно помогут твоим друзьям, отправляйся к себе в сказку и не печалься мы во всём разберёмся. Ну что ребята поможем заиньке?
Тогда нам пора в дорогу. А отправимся мы в волшебную страну, в которой живут звуки (звучит мелодия «По дороге с облаками» Физкультминутка:
Заяц в лес нас
Приглашает
(Руки на поясе, повороты вправо и влево)
В лес к нему пойдём сейчас,
В гости ждёт сегодня нас.
(Шагаем по кругу)
Ножки топ, топ, топ - мы идём за поворот.
Ручки хлоп, хлоп, хлоп - развесёлый мы народ!
(Хлопаем перед грудью и продолжаем шагать)
Ножки выше поднимаем –
По сугробам мы шагаем.
(Поднимаем высоко колени с продвижением вперед)
Солнцу в небе улыбнись,
(Руки поднимаем вверх, поднимаемся на носочки, улыбаемся)
А деревьям - поклонись.
(Наклониться вперед)
Прыгнем мы через канаву,
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)
К зайцу мы идём в дубраву!
(Шагаем по кругу)
Вот мы с вами и пришли
(на экране волшебная страна) (звуки природы)
Вот она «волшебная страна звуков»
Какая она?
Дети: перечисляют прилагательные. (Красивая, волшебная, сказочная, необыкновенная, красочная, великолепная, изумительная)
А чтобы понять кто здесь живёт присаживайтесь на стульчики и посмотрите сказку
про стану «Букваряндию» в которой живут буквы и звуки :
В: - Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, невысок теремок. Бежит звук Б и спрашивает
З:-Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живёт?
В: - Никто не отвечает. И стал звук Б жить в теремочке. Бежит мимо звук Д и спрашивает
-Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
В: А звук Б отвечает
Это я звук Б, согласный звук. Буквой Б меня зовут. А ты кто?
Я звук Д, согласный звук, буквой Д меня зовут. Давай вместе жить?
В: И стали они жить вместе
. Бежит мимо звук Р и спрашивает
-Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
В: А звук Б и Д отвечает
Это я звук Б, согласный. Я звук Д, согласный звук ты кто?
Я звук Р, согласный звук. Буквой Р меня зовут. Давай вместе жить?
В: И стали они жить вместе
Бежит мимо звук Ж и спрашивает
-Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
В: А звук Б отвечает
Это я звук Б, согласный звук, я звук Д согласный звук, я звук Р согласный звук
Я звук Ж согласный звук, давайте жить вместе!
В: И стали они жить вместе. Бегут мимо звук А и У и спрашивают :
Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живет?
(звуки отвечают) а вы кто? Мы звуки А и У мы гласные звуки. А давайте вместе жить?
Звук Р говорит «Мы звуки согласные, а вы гласные и жить мы с вами не будем.
Обиделись звуки и ушли. А согласные звуки вышли гулять и стали пробовать собрать слова. И ничего у них не вышло. Тогда поняли они что нельзя им жить без гласных звуков., позвали они гласные звуки, извенились и с тех пор стали жить дружно в одном большом и уютном доме и назвали этот дом Алфавит. (дети выстраиваются в слово «дружба») ребёнок читает стихотворение про дружбу.
Вос-ль: Вы наверное устали. Давайте немножко отдохнём. Закройте глаза и представьте, что наступила ночь. (дети закрывают глаза) звучит спокойная музыка – Релаксация
Звенит будильник.
Вос-ль: - Ой, что это, я слышу какой то звук?
Дети открывают глаза «Это будильник»
Вос-ль: Правильно, ребята звенит будильник, а что это значит?
Дети: - Наступило утро.
Вос-ль-Правильно, ребята, просыпайтесь, потянитесь, улыбнитесь!
Вос-ль – Ребята вы услышали звон будильника. Что произносит будильник?
Дети: - Звук.
Вос-ль – А какой звук? Произнесите его.
Дети- Дзынь- Дзынь.
До детей доносится звук : Слышите. Что это?
Дети:- Птицы поют
А сейчас? Корова мычит, ручеёк журчит.
Воспитатель берёт хрустальный бакал и ударяет по нему.
Вос-ль- Слышите, сколько разных звуков существует в природе, их очень, очень много. Звуки произносят птицы, животные, окружающие нас предметы. А самое главное что мы с вами люди, единственные существа на планете, которые умеют говорить т. е обладают речью.
А ещё мы умеем читать, а помогают нам в этом буквы.
(Показывает алфавит)
Вос-ль: А чем отличаются буквы от звуков?
Дети- Звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем.
Звуков много, а букв 33
Воспитатель:
А какие бывают звуки?
Дети –Гласные и согласные.
Вос-ль- А чем они отличаются?
Дети-Гласные мы произносим при помощи голоса, а согласные нам помогают произносить голос, зубы, язык, губы.
Воспитатель; А какие буквы не имеют звуков?
Дети: Мягкий и твердый знаки
Воспитатель: Ребята а звуки все одинаковые?
Дети: Нет
Воспитатель: А какими бывают звуки?
Дети: Твердые, мягкие, звонкие и глухие
Задание№ 1 Подбери картинку к звуку
Игра «Ромашка» (Дети должны составить цветок с серединкой синего цвета, то есть из лепестков, лежащих на столе, выбрать те, в названиях которых первый звук – твердый звук. Второй цветок должны составить с серединкой зеленого цвета, то есть выбрать лепестки, в названиях которых есть мягкий звук).
-
Задание № 2
Прохлопаи по слогам
Сам пустой, голос густой, Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан) С хозяином дружит, дом сторожит, Живет аод крылечком, а хвост колечком. (Собака) Он от дедушки ушел, он от бабушки ушел, И от зайца, и от волка, и от медведя ушел, А от лисицы не ушел. (Колобок) Я скачу туда-сюда по деревьям ловко. Не пустует никогда у меня кладовка. (Белка)
Воспитатель: А какое правило есть, для того что бы определить сколько слогов в слове?
Дети: Сколько в слове гласных звуков столько и слогов
Задание № 3
Найди слова по слоговой таблице
Составь предложения с этими словами
Запиши схематически
Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.
Воспитатель: Ну ребята молодцы
А теперь давайте посмотрим помогли мы зайке или нет
Видео канцовка к сказке
Появляется зайка благодарит ребят и раздаёт угащения