Елена Елистратова
Открытый досуг для детей старшей группы «Геологи в гостях у хранителей подземных богатств»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
Научить детей ориентироваться в мире камня. Знать их свойства, особенности, значение и применение человеком.
В исследовательской деятельности с камнями раскрыть потенциальные возможности и способности ребенка, его умение самостоятельно делать выводы.
Познакомить детей с разными видами камней, их особенностями, значением и применением человеком. Через игровую, опытно-познавательную, театрализованную деятельность познакомить детей со свойствами и происхождением камней.
Активизировать мышление и речь в ходе выполнения заданий.
Публикация «Открытый досуг для детей старшей группы „Геологи в гостях у хранителей подземных богатств“» размещена в разделах
- Геолог. Знакомство с профессией
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Продолжить знакомство детей произведениями П. Бажова.
Воспитывать аккуратное и бережное отношение к материалам.
Воспитывать аккуратность.
Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Материалы и оборудование: коллекция камней, ёмкости для опытов с водой, корзинки, пластилин разного цвета, бруски дерева, молоток, камешки-конфетки.
Ход досуга:
Воспитатель: «Здравствуйте дорогие гости. Спасибо за то, что пришли к нам. Сегодня наши ребята расскажут и покажут вам много интересного. А о чем? Вы узнаете, отгадав мою загадку:
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.
Кто, эту загадку мою отгадал?
Кто, этот предмет по приметам узнал? (Камень)
Правильно, и сегодня досуг посвящен работе нашего мини-музея «Мир камней».
Звучит музыка. Гномики (муз. и сл. К. Костина)
В зал входят пять гномиков с корзинками.
1-й гном: Мы хранители подземных богатств – гномы.
Все в мире камни нам знакомы, но людям
Богатство мы показывать не будем.
Раскладывают содержимое корзинок на свои столики.
Звучит песня. («Мы проходим по дебрям таежным.»)
Входят геологи с рюкзаками на плечах.
2-й гном: Вы кто такие? Зачем сюда пожаловали?
1-й ребенок: Мы геологи. Мы ищем ценные камни.
2-й ребенок: Если труден путь и долог, если нелегка дорога
Одолеет все геолог, от него зависит много.
3-й ребенок: Мел, горючее, металлы он приносит добрым людям. Без него бы их не стало. Мы про это не забудем.
4-й ребенок: Изучать земные недра нелегко, но очень нужно. Побороть любые беды пусть нам всем поможет дружба.
5-й ребенок: А еще, мы, геологи ищем подземные сокровища.
5-й гном: Сокровище? Караул! Геологи! Грабят!
1-й ребенок: Нет, мы пришли не грабить. Ценные камни нам нужны, чтобы помочь людям.
3-й гном: Мы тоже хотим помочь людям и покажем вам наше богатство, но сначала вы ответите на вопросы и выполните задания.
Звучит гонг.
1-й гном (на столике лежат различные камни (гранит, мрамор и др.) :
Как появились камни?
Ответы: Камни – это часть нашей земли. Они образовались,много лет назад из минералов, когда извергались вулканы.
На камни действуют солнце и дождь, мороз и ветер, вода и лед, внутреннее тепло Земли, и камни превращаются во что-то новое, хотя мы этого не замечаем.
Опыт: Дети берут несколько кусочков пластилина и прижимая их друг к другу сдавливают.
Вывод: Вот так минералы, соединяясь, друг с другом образовывали камни.
Почему они разного цвета?
Опыт: Дети берут пластилин белого и черного цвета и перемешивают их. Затем разрезают стекой на две части, показывают.
Вывод: Минералы разного цвета соединялись, образовали такие камни.
Для чего нужны камни?
Ответы: Дети отвечают по иллюстрации: раньше люди разжигали огонь. Сейчас из камня строят дома (мрамор, гранит, делают дороги, делают посуду (керамика, в часах есть камни, в радиоэлектронике (гранат, агат) тальк — в медицине.
Помощь воспитателя: (Дети рассматривают камни через лупу)
Гранит — это горная порода. Если внимательно его рассмотреть, можно увидеть, что камень словно состоит из зерен. Они разные по цвету и разного вида. В состав гранита входят три разных камня (показывает их) : сверкающий кварц, темная слюда и цветной полевой шпат. Из гранита строят набережные, изготовляют постаменты для памятников. Но есть у гранита и соперник - это мрамор. Мрамор - тоже горная порода (показывает). Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?
Дети. Гладкий, блестящий, красивый.
Воспитатель: Мрамор, как и гранит, неоднороден: он состоит из кальцита, известняка и примесей, которые придают ему разную окраску. Посмотрите на мрамор через лупу. Что вы видите? (Ответы) Мрамор - главный отделочный материал. Самым ценным является белый мрамор (показывает его). Настоящее царство мрамора можно увидеть в метро.
2-й гном: (На столике морские камни и ракушки) А теперь мои вопросы.
Звучит гонг.
Как появились мои камни? Какие они?
Ответы детей : Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета.
Такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими.
“В воде много различных маленьких животных. Когда они умирают, то опускаются на дно. Там они лежат много лет и потом превращаются в ракушки. Ракушки состоят из такого минерала-кальция. Его много в наших зубах. И ракушки такие же крепкие как наши зубки.
Помните поговорку "вода камень точит"? Так и море постепенно измельчает все надводные и подводные скалы и глыбы, оставшиеся после землетрясений миллионы лет назад.
Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, они трутся и становятся круглыми.
3-й гном: (На столике деревянный брусок, большой камень, сосуд с водой, молоток, гвоздь.) А теперь все ко мне.
Звучит гонг.
Докажите, что тяжелее камень или дерево?
Опыт: В сосуд с водой опускается дерево, в другой – камень.
Вывод: камень тяжелее.
Докажите, что тверже камень или дерево?
Опыт: в брусок дерева (с помощью воспитателя) вбивается гвоздь. Попытка вбить гвоздь в камень.
Вывод: камень тверже.
4-й гном: (На столике мел, уголь, соль, известь, лимон, сосуд с водой)
Теперь я спрошу:
Звучит гонг.
А все ли камни твердые?
Ответы детей : Мел и уголь ломается и крошатся.
Опыт: Соль растворяется в воде.
Опыт: лимон выжимается на известь, она шипит и растворяется.
Вывод: Есть камни мягкие и растворимые.
5-й гном: (на столике украшения, пластилин разного цвета, сказки П. Бажова, иллюстрации.) Вот и моя очередь спрашивать.
Звучит гонг.
Гном показывает полу - драгоценные и драгоценные камни.
Почему они такие красивые? Какие сказки вы про них знаете?
Опыт: Дети смешивают пластилин разного цвета и разрезают стекой на две части.
Вывод: Так со временем соединялись минералы разного цвета.
Как они называются?
Воспитатель читает загадки:
Тот, кто любит этот камень
Дружбе верен, сердцем чист. Это камень - (Аметист)
Красный камень красота
Уральских гор
Буд-то в чаше, в этом камне
Воды чистые озер. (Яшма)
На закат похож тот камень
На восход похож другой.
Эти камни в ожерельях
Силу солнышка таят. (Гранит, агат)
Кто секрет хранить умеет,
Тот таинственно молчит,
И всегда понять сумеет
Камень ящерок и змеек –
Темноглазый …. (Малахит)
Ответы детей : На Руси издавна из них изготавливали украшения.
Звучит веселая музыка.
Воспитатель: Ой, ребята, кто это к нам торопится?
5-й гном: Это наша подружка – Огневушка – Поскакушка.
Огневушка – Поскакушка:
Я, веселая девчушка- Огневушка - Поскакушка
Всем на помощь прихожу.
Если друг в опасности, сразу помощь окажу.
Люблю я очень книги, А вы? – хочу я знать!
Попробуйте волшебные загадки отгадать…
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите книги, и знаете много произведений разных авторов, сейчас я буду читать вам отрывки из произведений, которые приготовила для нас Огневушка - Поскакушка, а вы попробуйте отгадать названия этих произведений, согласны? (ответы детей)
Воспитатель показывает книги и читает отрывки:
1. Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонька и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними подпрыгивает… («Серебряное копытце»)
2. С этим, словом прислонилась к стеке малахитовой и растаяла. Только и осталось, что на стенке камни сверкают, как прилипли к тем местам, где голова была, шея, руки… («Малахитовая шкатулка»)
3. Одна девочка на отшибе идет, годов так восемнадцати, Платьице на ней синее, платок на ней синий. И пригожая – сказать нельзя. Брови дугой, глаза – звездой, губы – малина, руса коса через плечо перекинута, а на ней лента синяя. И босиком вовсе… («Синюшкин-колодец»)
4. Стоит красавица, про таких только в сказках сказывают. А одежда и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового малахиту платье с переливом. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладь. И вся то она изукрашена дорогими камнями. И так это платье сшито, как у цариц. («Медной горы Хозяйка»)
(дети называют произведения)
Воспитатель обращается к гномам: Вы, Хранители подземных сокровищ, убедились какие умные и хорошие
ребята к вам в гости пришли?
Гномы: Молодцы, ребята! Добывайте ценные камни, несите их, чтобы улучшить жизнь людей, а мы вам в этом поможем!
Раздают камешки-конфетки.
Заключительная песня: (C. Гребенников и Н. Добронравов – Держись геолог, крепись геолог, ты ветра и солнца брат!)
Литература:
.Николаенко Ю. «Сказы Седого Урала».
Плешаков А. А. «Мир вокруг нас».
Зенина Т., Туркина А. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. 2005. № 7.
Шеина Т. М. «Живая и неживая природа».
Буруковский Р. Н. «О чем поют ракушки».
Каталог минералов. История камня.