Подольцова Татьяна
Открытое занятие во 2 классе «Русская изба. Изготовление половицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие во 2 классе
ОГБОУ «Лесно-Конобеевская школа-интернат»
Воспитатель: Подольцова Татьяна Александровна
2016г.
Цели: 1. Закрепить знания детей о предметах быта русской избы, используя малые формы русского фольклора. Обогащение словарного запаса детей устаревшими словами. Воспитание любви к Родине, развитие интереса к истории своего народа.
Публикация «Открытое занятие во 2 классе „Русская изба, Изготовление половицы“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Открытые занятия. Конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Учить детей изготавливать коврик – половицу, используя нити разного цвета в чередовании. Развивать творческое воображение, умение работать самостоятельно.
Предварительная работа: рассматривание предметов старины в краеведческом уголке, беседы, занятия, заучивание пословиц и поговорок о предметах русской избы, рассматривание картин.
Материал к занятию : плоскостные макеты русской избы, раздаточный материал, цветные нити, клейкая лента.
Ход занятия:
• Руки? – НА МЕСТЕ
• Ноги? – НА МЕСТЕ
• Локти? – У КРАЯ
• Спина? – ПРЯМАЯ.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
-Сегодня на занятии мы с вами вспомним, что мы знаем о прошлом нашей Родины, о быте русского народа.
В какой стране мы с вами живем, как она называется? (Россия)
-А как называлась наша страна раньше, много лет назад? (Русь)
А людей, которые жили на Руси, называли русичи.
Русский народ строил себе дома из дерева, так как дерево было самым доступным материалом.
-Как назывались жилища нашего народа? Кто мне скажет? (Такие жилища назывались избами)
-Сейчас мы с вами посмотрим, как выглядели избы снаружи.
(Презентация русской избы)
-Давайте с вами посмотрим, как была устроена русская изба изнутри.
(Презентация предметов русской избы).
-Большую часть комнаты занимала печка. С нею связан весь быт, вся жизнь наших предков. Для чего нужна, была печка в избе? (Печка обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, возле печки сушили одежду, обувь, на печи спали).
- Посередине избы стоял деревянный стол, возле стола – лавки, а на столе возвышался большой самовар.
-На стене на полках стояла различная посуда: кувшины, горшки, тарелки, берестяные коробы.
-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди предмет по описанию и назови его».
(Кочерга) – это железный прут с загнутым концом, этим предметом выгребали золу из печки, раздвигали угли, открывали заслонку на печи.
(Ухват) – у этого предмета длинная деревянная палка, на конце палки железные дуги виде рогов, им вынимали чугунки из печи.
(Коромысло) – это деревянная дуга, на концах дуги приделаны железные крючки, на них вешали вёдра с водой, чтобы было легче нести их домой.
(Прялка) – одна рука тянет нитку из кудели, а нога, подножкой, обращает колесо. (Презентация отгадок)
-Чтобы было уютно, люди украшали свои жилища рушниками, скатертями, ткали половицы.
-А теперь мы попробуем сами смоделировать русскую избу из тех предметов, которые лежат у вас в конвертах. Достаньте из конвертиков картинки, рассмотрите их, положите возле себя. Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать ее и найти соответствующую картинку:
«Наша толстая Федора
Наедается нескоро.
А зато когда сыта,
От Федоры теплота. (Печка)
-Правильно, это печка.
-Ребята, давайте с вами поставим печку в нашу избу. Все поставили печку? Молодцы.
Загадка - «Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги?» Что это? (Стол).
-Правильно, это – стол. Давайте поставим стол в нашу избу.
-Что мы с вами поставим около стола? (Лавку)
-Ставим лавку около стола.
Загадка о самоваре. «Сверху - дыра, снизу дыра, а по середине огонь да вода».
-Правильно – это самовар.
-Молодцы, поставьте самовар на стол.
-Ребята, а про что же эта загадка: «Колыбель в избе висит, там младенец крепко спит» (Люлечка).
-Правильно, это люлечка, а еще ее называли – зыбка, куда же подвешивали люлечку? (К потолку).
-Возьмите свои люлечки и прикрепите на гвоздик. Вот мы с вами и расставили все предметы на свои места.
-Давайте вспомним пословицы и поговорки о русской избе, о быте русского народа.
«Красна изба не углами, а красна изба пирогами».
«Изба детьми весела».
«Где работано, там и густо, а в ленивом доме всегда пусто».
«Самовар кипит – уходить не велит»,
«Со своим самоваром в гости не ходят»,
«Хочешь, есть калачи, не сиди на печи».
-А теперь ребятки, давайте с вами немного отдохнем и сделаем физминутку.
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
За окном метель шумит,
Самовар давно кипит.
Печка греет нас теплом,
Сядем с прялкой вечерком,
Выпьем чай мы с крендельком.
Хоть на улице зима,
В нашем доме тишина
(Дети садятся за столы.)
-А теперь давайте поговорим о том, чем занимались люди. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников, вязали скатерти (показ скатерти, пряли на прялках шерсть. Некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы.
(показ половицы).
- Сегодня мы с вами попробуем изготовить половицу и украсим ею нашу избу. Посмотрите, в ваших избах есть желтая половица, сейчас мы ее украсим. Снимите верхний жёлтый слой, потянув за уголок, и на клейкую ленту положите разноцветные ниточки.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
-Посмотрите, как я буду делать свою половицу. (Показ воспитателя).
А теперь преступайте к работе. (Дети изготавливают половицу, воспитатель следит за процессом работы, помогает в случае необходимости).
-Вот какие красивые половицы у нас получились. Посмотрите ребятки, как украсила половица нашу русскую избу, как стало уютно в доме, красиво.
-А теперь посмотрите все на меня, давайте вспомним: о чем мы сегодня с вами говорили? Что вам сегодня понравилась на нашем занятии? Что вы сегодня научились делать? Вы теперь сможете научить своих родных делать такой же красивый коврик. На этом наше занятие окончилось.