Губа Наталья
Открытое занятие «В дружбе наша сила»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие «В дружбе наша сила»
Цель: формирование межличностных отношений в классе.
Задачи:
образовательная – продолжать знакомить детей с понятиями “дружба”, “друг”, с правилами дружбы через их совместное составление;
учить анализировать и правильно оценивать поступки людей;
воспитательная – воспитывать уважения к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
Публикация «Открытое занятие „В дружбе наша сила“» размещена в разделах
коррекционная – развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление; развивать словарь, фразовую речь, умение подбирать необходимое слово, наиболее полно и адекватно выражающее мысль.
Словарная работа: дружба
Оборудование:
• Мультимедийная презентация
• Разноцветные круги по количеству детей
• Мультфильм «Как стать другом»
• Сюрпризный момент с песней «Дружба»
• Карточки с ситуациями для работы в группах
• Карточки с положительными и отрицательными качествами людей для работы в парах
План для рассказа о своем друге «Солнце дружбы. Ералаш «Дружба дороже»
Кроссворд
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Добрый день, дорогие ребята и гости! Я очень рада видеть вас сегодня у нас на открытом занятии. Ребятам я хочу пожелать хорошей работы, а нашим гостям- хорошего настроения на протяжении всего занятия.
2. Введение в тему.
- Тему нашего сегодняшнего занятия подскажет нам кроссворд,но сначала мы отгадаем загадки и получится у нас ключевое слово.
1. Отметки, замечания, учитель пишет в нём
Уроков расписание мы тоже там найдём
(Дневник)
2. Он признался ножу:
«Без работы я лежу,
Подточи меня, дружок,
Чтобы я работать мог»
(каРандаш)
3. Ей лежать в пенале скучно
Пишет, пишет, пишет… (рУчка)
4. Из под снега вышел друг
И весной запахло вдруг
(подснеЖник)
5. На ноге стоит одной.
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны. (глоБус)
6. Эта книга непростая,
По ней буквы изучают.
(азбукА)
Заполняются клеточки кроссворда.
Читаем хором полученное слово ДРУЖБА
Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе каждого человека. Именно дружба между людьми помогает выстоять им в самых трудных жизненных ситуациях.
3. Постановка темы.
- Вы догадались, о чём пойдет речь? (о дружбе, о друзьях).
- Тема нашего занятия «В дружбе наша сила». Сегодня на занятии мы поразмышляем о том, что такое дружба, какими должны быть друзья, вы расскажите о своих лучших друзьях и почему вы с ними дружите.
4. Экспресс-диагностика
- Ребята, сначала я предлагаю вам оценить себя как друга. У вас на столах лежат цветные круги. На доске записи: «Я – настоящий, верный друг», «Я – хороший друг», «Я часто ссорюсь со своим другом», «У меня нет друзей». Прикрепите круг к соответствующей записи (дети оценивают).
В конце занятия мы вернёмся к этим записям.
5. Словарная работа.
«дружба» (слайд)
«Дружба-это близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
Учащиеся читают стихотворения.
Дружба настоящая в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда,
Дружба настоящая сердцем проверяется,
И остаётся с нами навсегда.
Воспитатель: У всех у вас есть друзья? А с какими словами ассоциируется слово друг? Давайте разберёмся, чем отличаются понятия (друг, товарищ, знакомый, приятель).Эти понятия очень близки друг другу, но всё же различаются. Как? Расположите слова по степени их возрастания?
(Знакомый, приятель, товарищ,друг).
Друг- человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Товарищ- человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, дружески расположены к кому-нибудь.
Приятель- близкий и дружески расположенный знакомый.
Знакомый- человек, который с кем-нибудь состоит в знакомстве.
А теперь потренируемся уверенно различать, когда и какое слово употребить.
(читает начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят последнее слово)
О человеке, с которым вы просто здороваетесь в дворе, вы можете сказать…. знакомый.
О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм,какие-то события, вы скажите…. приятель.
Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажите…товарищ.
О человеке, которому доверяете свой тайны, с которым делите радости и печали. скажите …. друг.
6. Учащиеся читают стихотворения.
Дружба – это свет и радость,
Это песни, игры и мечты.
Дружба - это краски радуги,
Дружба-это я и ты.
Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!
А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм, «Как стать другом»
7. Просмотр фильма, беседа по содержанию.
1. Почему Лунтик не захотел дружить с гусеницей?
2. Кто назвал Лунтика своим другом?
3. За что Кузя сказал Лунтику: «Спасибо друг»
4. С кем ещё подружился Лунтик?
А теперь давайте собирём пословицы, которые вы видите на столах и объясним, как вы их понимаете
Нет друга – ищи… (а нашел - береги).
Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей).
Один за всех … (и все за одного).
Человек без друзей… (что дерево без корней).
Дружба – как стекло : … …. (разобьешь – не сложишь).
Старый друг лучше…. (новых двух).
Друг познается… (в беде).
Вывод:О чем говорится в этих пословицах? (о дружбе, друзьях)
8. Физминутка «Дружба».
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударим
Тише,тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь Выше, выше, выше,
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.
Тема дружбы отражена в произведениях многих писателей: А. Барто, Б. Заходера, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского, А. Гайдара, Л. Воронковой.
-Книг о дружбе много. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.
Выставка книг:
Показ книг с рекомендацией прочитать их.
Л. Воронкова «Солнечный денёк» («Подружки идут в школу»);
А. Гайдар «Тимур и его команда»;
В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;
Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;
В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васёк Трубачёв и его товарищи».
«Три товарища»?.(В. Осеева)
Давайте посмотрим на экран и увидем детских писателей которые написали книги о дружбе.
Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Давайте попробуем вместе их составить. 8. Законы дружбы (на экране)
• Не оставляй друга в беде, дели с ним радость и горе.
• Не ябедничай, лучше сам поправь.
• Не обманывай друга.
• Останови друга, если он делает что-то плохое.
• Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
• Не бойся у друга попросить прощения, и сам старайся поскорее забыть свою обиду.
• Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.
• Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.
• Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.
• Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно!
9. Учащиеся читают стихотворения.
На свете без дружбы сложно прожить,
Ведь должен же кто-то кого-то любить,
Иль просто быть рядом, в минуты тоски,
Пригладить причёску, поправить носки,
Для взрослых – любовь, а для нас – это дружба,
О каждом на свете заботиться нужно!
10. Притча о дружбе.
Сейчас давайте посмотрим очень интересную притчу.
Как-то два друга много дней шли по пустыне. В какой-то момент друзья поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:
"Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину".
Они продолжали идти, и пришли к морю, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но его друг спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".
Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
О чём эта притча, чему она учит нас? Ребята, нужно уметь прощать обиды, помня всё хорошее, сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит : «Настоящий друг с тобой когда ты не прав. Когда ты прав всякий будет с тобой. И я желаю, что каждый из вас нашёл не только настоящего верного друга, но и стал им, умел дорожить дружбой.
11. Разбор ситуаций (работа в группах).
Задание: прочитать, подумать, ответить на вопросы.
1 группа.
Наташа и Лена играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.
Вопросы:
1. Можно ли девочек назвать настоящими подругами? Почему?
2. Что можете посоветовать им?
2 группа.
Света и Даша – подруги. Однажды в спортивных соревнованиях Света заняла первое место. Все ребята из класса были рады и стали её поздравлять. Одна Даша стояла в сторонке и сердито смотрела на Свету.
Вопросы:
1. Можно ли Дашу назвать подругой? Почему?
2. Что можно посоветовать Даше?
— Может, кто-то узнал себя в этих ситуациях. (вспомнить)
Вывод:
— Просто или сложно сохранить крепкие дружеские отношения?
— А что значит «настоящий друг»?
12. Работа в парах.
— Обсудите и выберите слова, которые характеризуют настоящего друга.
Добрый, вежливый, честный, справедливый, отзывчивый, внимательный, надёжный, верный, бескорыстный, красивый, скромный, трусливый, жадный, злой, лживый, ленивый, грубый, равнодушный.
13. Составление рассказа о друге.
— Ребята, посмотрите, в классе появилось Солнце Дружбы. Но, к сожалению, без единого лучика. Я вам предлагаю украсить Солнце Дружбы именами наших лучших друзей. Вам необходимо взять «лучик», написать имя своего лучшего друга, рассказать о нём по плану и прикрепить на Солнце Дружбы.
План.
1. Как зовут друга?
2. В каком классе учится?
3. Почему ты считаешь его другом?
(по желанию детей, 3 – 4 человека)
Вывод:
— Каким стало Солнце Дружбы?
— Пусть дружеские отношения согревают вас своим теплом, а вы – дарите тепло своим друзьям.
14. Просмотр ералаша «Дружба дороже».
1. Из-за кого поссорились мальчики?
2. Почему мальчики не хотели дружить с девочкой?
15. Сюрпризный момент.
Чтобы дружба становилась крепкой и настоящей, и у вас было много друзей, я предлагаю написать пожелания. Для этого каждый из вас возьмёт сердечко, напишет пожелание, подарит его вашим друзьям.
(в это время играет песня дружба)
16. Зключительная часть занятия.
— А теперь вернёмся к вашим оценкам, которые вы дали в начале занятия. Вспомните, что мы говорили о друге, каким должен быть друг. Выразите своё мнение: каким другом вам хотелось бы быть. Прикрепите круг к соответствующей записи (см. экспресс-диагностика).
— Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать настоящим, верным другом?
— Что вы хотите пожелать своим друзьям?
Вопросы детям:
1. Ребята о чём мы с вами говорили на занятии (о дружбе,о друзьях)
2. А кто такой друг (человек,который связан с кем-нибудь дружбой.)
3. Ребята,что нужно чтобы дружба была крепкой (соблюдать законы дружбы).
В заключении нашего занятия нам подготовила стихотворение Диана. Г
Не только в радости, но и в печали,
Мы верных друзей повсюду узнавали,
Нас школьная семья недаром породнила,
Мы школьные друзья, и в этом наша сила.
17. Заключительное слово воспитателя:
Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените её!