Ефименко Галина
Открытое занятие по внеурочной деятельности в 4 классе «Театр. Создание сценического образа»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие – проект сценического искусства 4 класс
Учителя начальных классов – Ефименко Г. В.
Тема: «Создание сценического образа».
Цель: через организацию самостоятельной творческой и познавательной деятельности учащихся довести знания, о создании сценического образа;
учить детей работать в группах, умениям сопоставлять и анализировать, выдвигать гипотезы мотивировать и доказывать свою точку зрения;
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Открытые занятия. Конспекты
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
развивать творческий и интеллектуальный потенциал каждого ребёнка;
повышать эффективность усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности;
воспитывать любовь к литературе и искусству.
Оборудование: занавес; экран; проектор; компьютер; карточки с названием профессий: режиссер, сценарист, худ. по костюму, гримёр, актёр - в четырёх конвертах; 8 картинок с изображением мимики лица (радость, хитрость, грусть, злость) – 4 большие, 4 маленькие; карточки со словами синонимами: грусть, слёзы, одиночество, тоска; хитрость, обман, ехидство, ухмылка; злость, кулак, грубость, угроза; радость, смех, веселье, озорство – в 4 конвертах; картинки с героями сказок: Незнайка, Буратино, Карабас-Барабас, Кощей-Бессмертный, Лиса-Алиса, Старуха Шапокляк, Пьеро, Ослик Иа – в 4 конвертах; детали костюмов для героев: Буратино- нос, колпак, ключик; Карабас- шляпа, борода, плётка; Лиса-Алиса- воротник, шляпа, перчатки; Пьеро- колпак, воротник, накидка; номера команд: 1, 2, 3, 4 (для стола); номера команд: 1, 2, 3, 4 (для доски); 4 коробки грима, крем, салфетки; лента скотч (двухсторонняя); текст роли (в 4 экземплярах); 4 блокнота; 4 ручки; вывески: театральные критики, костюмерная.
Ход урока:
этапы деятельность учащихся деятельность учителя
1 Подготовка определения темы, цели содержания проекта. 1 Дети смотрят отрывок из спектакля (30 сек.)
2 Дети отвечают на поставленные вопросы.
3 Учащиеся распределяют между собой профессии.
4 Ребята выполняют задания.
5 Режиссёры выполняют задание (группа помогает).
6 Сценаристы из предложенных учителем слов выбирают необходимые слова для раскрытия темы (группа помогает).
7 Пользуясь алгоритмом режиссёры мотивируют свой выбор.
8 Актёры берут интервью у театральных критиков.
9 Из предложенных учителем картинок с изображением сказочных героев учащиеся должны сопоставить с заданной темой и описанием и подобрать соответствующих героев.
10 Опираясь на полученные сведения подобрать костюмы.
11 Ребята работают над голосо-речевым аппаратом.
12 Гримёры вместе с группой одевают актёров в костюмы и гримируют.
13 Делают вывод, образ какого героя у них получился. И отвечают на вопросы.
14 Актёры делятся информацией.
15 В соответствии с информацией, анализируют сказочных героев.
16 Лепят скульптуру.
17 Выбирают текст роли.
18 Репетируют.
19 Создают сценический образ в действии. Защищают свой проект.
20 Подводят итог и отвечают на вопросы. - Здравствуйте ребята! У нас сегодня с вами занятие по сценическому искусству.
- Внимание на экран!
(показ фильма).
- Что вы увидели на экране?
(спектакль)
- Где можно увидеть спектакль?
(в театре)
- Только в театре мы с вами можем встретить любимых героев, которых актёры воплощают на сцене, создавая сценический образ.
- Что для этого необходимо?
- Как происходит создание сценического образа?
- Мы с вами узнаем на сегодняшнем занятии, тема которого так и называется «Создание сценического образа»
- Итак, я вас приглашаю в творческую мастерскую. Вы видите, что мы с вами разбились на 4 группы ( 4 творческие мастерские: 1, 2, 3, 4). Результаты всей вашей работы вы будете выносить на доску под своим номером. Каждая творческая группа будет создавать свой образ. Вы не знаете какой? Но, проведя исследование, к концу занятия вы догадаетесь чей образ создаёте. Это и будет результат вашей работы – проект образа сказочного героя!
- Что же такое образ вообще?
- Это отражение действия, характера облика. В живописи образ создается с помощью красок, в музыке – под действием звуков,которые создают определенное настроение, в танце- с помощью пластики и выразительности движений, в литературе- с помощью слова! Театр же объединяет в себе и слово и музыку, и краски, поэтому в создании сценического образа в театре участвуют все виды искусства! А, соответственно, большое разнообразие профессий.
-Ребята, как вы думаете, какие профессии участвуют в создании сценического образа?
-Кто самый главный в театре?
(режиссер)
-Кто пишет сценарий для спектакля?
(сценарист)
- Кто придумывает костюм для героя?
(художник по костюму)
- Кто помогает актеру спрятаться под маской того или иного героя?
(гример)
-А кто воплощает на сцене замыслы и сценариста,и режиссера и. т. д.
(актёр)
(На экране вырисовывается схема)
- Итак, ребята, у вас есть сегодня великолепная возможность выступить в роли: режиссёра, актёра, сценариста, гримёра, худ. по костюму и создать свой сценический образ. Напоминаю: каждая творческая группа займётся исследованием своего образа, который в конце занятия вы должны создать и представить!
- Итак на столе у каждой группы лежит конверт №1.
- Достаньте содержимый в нём материал (карточки с названием театр. профессий).
- Распределите между собой профессии. Кем вы хотите быть сегодня на занятии. (даётся 1 минута).
- Итак, ребята, давайте познакомимся!
Режиссёры – встаньте!
Сценаристы – хлопните!
Гримёры – поднимите левую руку!
Худ. по костюму – правую руку!
Актёры – встаньте и поклонитесь!
- Спасибо!
«Выбор образа»
- Создание образа начинается с темы. Какой образ я хочу создать? Это решает режиссёр. Режиссёры, на рабочем столе лежат карточки – тема к вашему образу. Задание – выберите тему и определите выражение лица вашего образа.
- Пожалуйста, приступайте!
- Итак, группа №1 вешаю на
№2 доске
№3 карточки
№4 с выражением
лица.
«Раскрытие образа»
- Тема есть, теперь нам надо описать образ, а вернее подобрать такие слова, которые раскроют создаваемые образы. И в этом нам помогут сценаристы. Сейчас я каждому сценаристу дам конверт с заданием. Задание – достаньте содержимое из конверта (это будут карточки со словами, выберите вместе с командой необходимые слова, которые раскроют ваш образ (не меньше 4-х слов, а затем разместите результат на доске под номером своей группы. Затем пользуясь алгоритмом мотивируйте свой выбор слов.
- Приступайте!
(учитель помогает, направляет действия учеников).
«Интервью» - сбор информации
- Прежде чем сценический образ воплощается на сцене актёром, идёт кропотливая творческая работа – предварительная работа над ролью. Актёр наблюдает, берёт примеры из жизни, накапливает опыт. Образ создаётся внешне и внутренне. (на экране высвечивается схема).
- У нас на занятии присутствуют театральные критики. Актёры, возьмите интервью и узнайте, что относится к внешнему созданию образа, а что к внутреннему.
«Подбор героев»
- Пока актёры берут интервью, задание творческим группам – в конверте №3 лежат различные картинки сказочных героев. Задание выберите тех героев, которые подходят к теме вашего образа. А затем пользуясь алгоритмом мотивируйте свой выбор. Результаты разместите на доске под своим номером. Приступайте!
(учитель помогает, направляет действия учеников).
«Подбор костюма»
- Ребята, что получилось? У нас есть две версии. Какой сказочный герой может подойти к теме нашего будущего сценического образа? На доске №1 – два героя, №2 -, №3 -, №4 - …. Помогут нам найти верный ответ худ. по костюму. Вы должны пройти в костюмерную и выбрать детали костюма вашего героя, образ которого вы создаёте. Приступайте!
«Подготовка к выступлению»
- Итак, ребята, пока художники выбирают костюмы мы с вами подготовимся к выступлению, поработаем с голосо-речевым аппаратом:
1. Упражнение на дыхание «Джо Бил».
2. «Лифт».
3. «Динозаврик».
4. Упражнение на пластику «Мороженное».
«В гримёрке»
- Художники подобрали костюмы, а теперь гримёры, вместе с творческой группой, оденьте актёров и загримируйте. (раздаю грим)
(учитель консультирует, наблюдает).
- Давайте посмотрим, какие литературные герои у нас получились?
- Пьеро
- Буратино
- Карабас-Барабас
- Лиса-Алиса
- Из какой сказки?
(«Золотой ключик»)
- Кто автор?
(А. Толстой)
(лишние картинки на доске убираются).
«Лепим скульптуру»
- Актёры, поделитесь информацией. Что же такое создание внешнего и внутреннего образа?
(внешне – походка, грим, жест, костюм, мимика, голос, манеры поведения;
внутренне – характер, отношение к другим героям, достоинства, недостатки)
(на экране высвечивается схема)
- Ребята, у нас получились сказочные герои, но это ещё не сценический образ. Их нужно наделить внешними и внутренними качествами. Чтобы сыграть Буратино, давайте вспомним, по сказке, какой он.
(зерно роли – Проказник);
Лиса – зерно роли – Обманщица;
Карабас – зерно роли – Злодей;
Пьеро – зерно роли – Плакса.
- Отсюда и характер, и мимика, и жест, и голос, и т. д. Теперь давайте вылепим скульптуры Злодея, Плаксы, Проказника, Обманщицы. Придумайте позу, мимику, жест.
(дети лепят по очереди скульптуры, учитель корректирует работу)
«Работа над текстом. Репетиция»
- В конверте №4 найдите текст роли для вашего сценического образа. (зачитываю тексты ролей и раздаю актёрам).
«Представление сценического образа»
- Теперь внимание! Актёры займите место на сцене! Кулисы открываются (звучит музыка)
- Место действия – лес.
Реплика Карабаса…
Реплика Буратино…
Реплика Пьеро…
Реплика Лисы-Алисы…
Вам понравилось? А как выражает зритель свой восторг?
(аплодисментами)
- Актёры поклонились.
Вот, ребята, мы с вами и создали сценический образ!
- Сценический образ каких героев у нас получился?
(Пьеро, Буратино, Карабас, Лиса)
- Вам понравилось?
«Итог занятия»
- Почему? Потому что мы сами проделали огромную творческую работу по созданию сценического образа! Мы вспомнили какие профессии участвуют в создании сценического образа.
(я показываю по схеме, дети перечисляют);
- Узнали, что относится к внешнему созданию образа и к внутреннему;
- Делали словесную характеристику образа;
- Подбирали костюмы;
- Лепили скульптуру;
- Делали голосо-речевой тренинг;
и т. д. И результат проект – сценический образ героя!
Я думаю, полученные знания сможете применить на практике, я вам желаю успехов! Спасибо за сотрудничество!