Ольга Строгонова
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Полёт на планету Абвгдейцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Полёт на планету АБВГДейцев»
воспитатель:
Строгонова Ольга Владимировна
Занятие по обучению грамоте
в подготовительной группе.
Публикация «Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе „Полёт на планету Абвгдейцев“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Тема: Путешествие в страну АБВГДЕйцев.
Задачи:
Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о различии согласных звуков по твёрдости и мягкости, глухости и звонкости.
Продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, совершенствовать умение делить слова на слоги; отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом, развивать мышление, внимание, память. Учить отгадывать загадки.
Развивать интерес к экспериментальной деятельности.
Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: ракета; изображения космических объектов: созвездия, вулкан, кометы, светящиеся звёздная карта-панно; звёзды с буквами Б, У, К, В, А, Р, Ь; звёзды со слогами; фонограмма старта космической ракеты; звёзды со слогами; учебник «Букварь»; лазерный карандаш для рисования звёзд; цветные карандаши для звукового анализа. письмо написано соком лимона и высушено
Ход занятия:
I. Орг. момент.
Воспитатель (В) : – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети (Д) : – Здравствуйте.
II. Эмоциональная настройка.
В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Д: – Хорошее, радостное, веселое.
В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься
Все хотим мы много знать.
Слышится голос: «Всем, всем, всем! Отзовитесь, кто меня слышит. Мой космический корабль потерпел бедствие, и с огромной скоростью приближается к неизвестной планете. Она большая, круглая, голубая и живая, а кто на ней проживает и как она называется, я не знаю.»
III. Беседа.
В: – Ребята, а вы знаете, как называется эта планета?
Д: – Земля.
В: – Какие планеты вы ещё знаете?
Д: – (Ответы).
В: – А кто живёт на планете Земля?
Д: – Земляне.
В: – А как можно назвать жителей других планет?
Д: – (Ответы).
IV. Постановка учебной задачи
Появляется инопланетянин.
– Здравствуйте, меня зовут Абвгдеец. Я прилетел с планеты Абвгдейки за помощью.
Космические пираты похитили у нас одну очень ценную книгу. Помогите мне её вернуть? Чтобы вы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание Абвгдейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты.
АБВГДеец : Ребята, вы поможете мне?
Д: Да
В: – Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
К звездам улетим легко
Не в трамвае, не в метро,
Не в такси, не на мопеде,
А в космической
Д (хором) : – Ракете
В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Но Абвгдеец говорит, что в космос могут отправиться только грамотные и подготовленные дети для этого нам нужно сдать экзамен. У нас на доске билеты.
(на доске вывешены цветные карточки-билеты, на обороте которых написаны опорные слова, по которым воспитатель задаёт детям вопросы по пройденному материалу. Вопрос задаётся после того, как дети прочитают слово на карточке)
1. Звуки и буквы.
В: Чем звуки отличаются от букв?
Д: Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
2. Гласные
В: Как произносятся гласные звуки?
Д: Гласные звуки мы поём, воздух при этом проходит свободно, не встречая преград.
3. Согласные
В: Какие бывают согласные звуки?
Д: Согласные бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими
4. Слог
В: Как определить сколько в слове слогов?
Д: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов
5. Начало предложения
В: С какой буквы пишется начало предложения?
Д: Начало предложения пишется с большой буквы.
6. Конец предложения
В: Что ставится в конце предложения?
Д: В конце предложения ставится точка; вопросительный или восклицательный знак.
В: Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту, но прежде чем отправиться в полёт, предлагаю вам познакомиться с языком инопланетных цивилизаций. Наверняка он нам в полёте пригодится, повторяйте за мной.
IV. Артикуляционная гимнастика (Чистоговорка. Выполняется хором).
Ли – лэ – ла.
Ри – рэ – ра.
Эни – бэни.
Рики – таки.
Шурба – урба.
Синти – бряки.
Дэу – дэу.
Шах – мадэо.
Вац.
В: – С языком ознакомились, можно отправляться. Что такое? Наша ракета не может взлететь, нужно ввести пароль. Пароль написан в письме Абвгдейцев.
Ребята, это письмо написано невидимыми чернилами. Чтобы прочесть его нужно письмо подержать над свечой.
Опыт:
Воспитатель подносит письмо к горящей свече (письмо написано соком лимона и высушено). Прямо на глазах у детей на письме появляются буквы: ПУСК.
В: – Прочитайте, что получилось.
Д: – ПУСК!
В: – Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (Б). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Чтобы не затеряться в космическом пространстве, в помощь нам прислали карту, по которой мы будем ориентироваться. (Включается карта горят огни звезды)
Экипаж! Занять кресла, пристегнуть ремни! Начинаем обратный отсчёт. Три-два-один. (Звук запуска ракеты).
VI. Деление слов на слоги.
В: – Экипаж, на нашем пути наблюдаем созвездия. Давайте назовём их и определим количество слогов в каждом слове. ( Созвездия: Лебедь, Дракон, Лев, Пегас, Геркулес, Медведица, Кит, Рыбы).
Д – (делят слова на слоги)
В: – Молодцы, справились с заданием. За это абвгдейцы прислали нам вторую звезду (У).
А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.
Я плююсь огнём и лавой
Я опасный великан,
Славен я не доброй славой,
Как зовут меня?
Загадка сопровождается опытом «Извержение вулкана». В вулкан (сосуд) заранее наполненный до половины ёмкости водой, смешанной с красным пищевым красителем, воспитатель добавляет несколько ложек уксуса. Дети наблюдают извержение вулкана.
Д (хором) : – Вулкан.
VII. Звуковой анализ слов.
В: – Ребята, чтобы нас не настигла огненная лава, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Откройте ваши бортовые журналы, возьмите космические карандаши. (Анализ слова вулкан).
В: – Мы замечательно справились с заданием, получили третью звезду (К) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть. Экипаж! Отстегните ремни и покиньте корабль.
VIII. Физкультминутка.
Хоровод планеты водят
В вышине на небосводе.
Заключили солнце в круг
И летят за другом друг.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас.
Меркурий – раз (хлопок)
Венера – два (присесть)
Три – Земля (наклон вправо-влево)
Четыре – Марс (наклон вперёд-назад)
Пять – Юпитер (прыжок)
Шесть – Сатурн
Семь – Уран
Восьмой – Нептун (развести руки в стороны)
Девять – дальше всех Плутон,
Кто не видит, выйди вон.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)
Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)
А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)
Расстилается земля. (дети разводят руки в стороны)
В: – На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект…
Д (хором) : – Комета.
IX. Составление схем предложений.
В: – На хвосте кометы разместились слова, но космические пираты стёрли некоторые буквы. Давайте добавим недостающие буквы и прочитаем слова: плане а, солн. е, созве. дие, Гага. ин, астро. ом.
В: – Почему слово Гагарин написано с большой буквы?
Д: – Это фамилия.
В: – Какие ещё слова пишутся с большой буквы?
Д: – Имена людей, клички животных, названия городов, рек, планет
В: – Составьте предложения с этими словами.
В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (В). А на нашем пути следующее испытание.
Лежит ковёр большой-большой,
А не ступишь на него ногой.
Д: – небо.
X. Гимнастика для глаз
В: – Давайте нарисуем на небе звезду глазами. Для этого глазами следите за лазерным лучом.
В: – Подберите родственные слова к слову звезда.
Д: – Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.
В: – Что такое родственные слова?
Д: – Слова родные друг другу.
В: – Как понимаете слово звездопад?
Д: – Явление, когда падают звёзды.
В: – Какое это слово простое или сложное?
Д: – Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей.
В: – Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (А).
XI. Игра «Составь слова из слогов».
В: – Посмотрите, на нашем пути начинается звёздный дождь. С неба упали звёзды, но не простые, а со слогами (заранее к потолку подвешены звёзды со слогами и спрятаны за доской). Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: МА, КЕ, РО, КА, РА, ТА, ЛЯ, МЕ, УТ, РУ, ПУ, РЕ, ЗА, КО, СА. (Дети читают слоги и придумывают с ними слова).
В: – Молодцы, и за это задание нам дали звезду (Р).
В: – Ребята, у вас на столах закодированное слово, чтобы отгадать его, вам нужно зачеркнуть все неправильно написанные буквы.
МТОЫЛЦОДЦРЫ!
(Дети зачёркивают неправильно написанные буквы).
В: – Прочтите, что у вас получилось.
Д: – МОЛОДЦЫ.
В: – Все справились с заданием и за это мы получаем последнюю буку (Ь).
Теперь можем узнать, какую же книгу похитили пираты.
(Дети из звёзд выкладывают слово.)
Д: – БУКВАРЬ.
В: – Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть букварь Абвгдейцу. (Прощаемся с Абвгдейцем)
А теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:
Д (хором) : – Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
XII. Подведение итогов.
В: – Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?
Д: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, отгадывали загадки.
В: – Ребята, посмотрите в окно, к нам кто-то прилетел! (за окном шарик клоуна – портрет Абвгдейца). Это Абвгдейцы прислали свой портрет за помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем занятии они хотят подарить вам подарки – колейдоскопы, что бы вы наблюдали за звездами.
На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.
Д: – До свидания.