Ирина Токмакова
Открытое занятие в ДДТ «Вместе мы — сила!» на тему «Волонтерство»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие на конкурсе «Учитель года – 2021»
«ВМЕСТЕ МЫ – СИЛА!»
Педагог дополнительного образования: Токмакова Ирина Анатольевна.
Место проведения: МКУ ДО ДДТ г. Лузы Кировской области.
Тип занятия : Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.
Структура занятия соответствует его типу.
Публикация «Открытое занятие в ДДТ „Вместе мы — сила!“ на тему „Волонтерство“» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Учитель года
- Темочки
Цель - формирование положительной мотивации к волонтерской деятельности
Задачи:
Образовательная – познакомить учащихся с сущностью, историей и направлениями волонтерской деятельности;
Развивающая – создать условия для личностного самоопределения и социализации;
Воспитательная – развивать активную гражданскую позицию, отзывчивость, толерантность.
Материально-техническое обеспечение: проектор, ноутбук, раздаточный материал (карточки с направлениями волонтерства, карточки с качествами людей, ладошки, дерево, игровое поле для судоку)
Ход занятия:
I. Организация начала занятия.
II. Вступительная часть.
1. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Меня зовут, Ирина Анатольевна, я педагог объединения «Лига добра» Дома детского творчества. Давайте сегодня подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Улыбнёмся. Замечательно.
-Итак, мы начинаем наше занятие!
2. Сообщение темы.
Сегодня мы с вами будем много говорить о том, а вот о чем, вы должны будете мне сказать сами!
Перед вами лежат карточки (6 видов) и игровое поле. Главная ваша задача состоит в следующем: по принципу игры Судоку разложить карточки так, чтобы ни по горизонтали, ни по вертикали, они не повторялись.
Вы должны работать дружно, активно, сплочённо. Задача вам ясна, тогда приступаем.
Ребята, какие карточки вы видите? Что на них нарисовано и написано? Давайте прочитаем по порядку, сначала одна команда, затем другая.
Ребята, это все эмблемы, сферы деятельности. Давайте подумаем, кто, не имея специального образования, не являясь профессионалом в этих областях, но может в каждой из них быть полезным, оказать какую – либо помощь (Дети думают и отвечают «Волонтер»). Правильно ребята –это волонтёр.
Так кто же такой волонтёр и что такое волонтёрство. Давайте
дадим определение этим словам. Посмотрите пожалуйста на слайд.
Волонтер - это человек, который совершает эту общественную деятельность.
Волонтерство (от латинского слова, в переводе «добровольный») или добровольчество — это широкий круг общественной деятельности, в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).
Каждый из нас, ребята, может быть или стать волонтером. Порой мы уже такими являемся, этого не замечая, когда совершаем добрые поступки.
(Дети перечисляют сами) Помогли бабушке принести дров, почистили ступеньки или дорожки, оказали помощь по сбору канцтоваров для детей или денежных средств на лечение тяжелобольного, починили книги в местной библиотеке, помогли дедушке перейти дорогу, провели игру с детьми во дворе.
Каждый, совершая добрые поступки входит в сердце добровольчества, и местоимение «я» меняется на местоимение «мы». И именно, мы – вместе можем сделать этот мир лучше, добрее. Поэтому тема нашего занятия «ВМЕСТЕ МЫ – СИЛА!»
А что вы знаете о волонтерах? (Ответы ребят). Сегодня я предлагаю вам окунуться в мир волонтерства.
Итак, вы хотите больше узнать о их деятельности? Тогда давайте продолжим.
Существует много версий первых историй волонтерства как безвозмездной помощи нуждающимся.
-Некоторые исследователи старины утверждают, что история волонтерства началась в 17 веке в Европе: людей, по доброй воле отправляющихся на войну, называли добровольцами. Обязательной военной службы в те времена еще не было, а добровольно служить в ней хотели далеко не все, поэтому факты волонтерства привлекали всеобщее внимание.
-По другой версии, история волонтерского движения началась во времена страшной эпидемии «чёрной смерти» - страшного в то время заболевания чумы, которая уносила тысячи жизней ежедневно. Многие горожане добровольно объединялись в группы, чтобы собирать умерших по улицам и сжигать их, очищая, таким образом, свои города. Это и был первый массовый шаг волонтёрской деятельности.
- В 19 веке, ребята, в народных начальных школах учителя преподавали на безвозмездной основе. А простые жители миряне всячески поддерживали такие школы.
-Первыми в мире женщинами-волонтерами были монахини московской Свято-Никольской обители, которых называли сестрами милосердия. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов они добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым солдатам. Такое добровольческое движение среди женщин получило название "Красный Крест"..
-В начале 21 века можно сказать, что волонтерство получило вторую жизнь, оно стало очень популярным направлением общественной деятельности, которое всячески поддерживается государством. Примером тому могут быть грантовые конкурсы, на реализацию проектов которых выделяются государственные средства.
В настоящее время волонтерство представлено практически во всех сферах общественной деятельности. Познакомимся с этим подробнее.
Сейчас вы по порядку переворачиваете карточки с разными рисунками и зачитываете на обороте описание вида волонтерской сферы деятельности (Открывают карточки, педагог поочередно называет детей.)
Волонтеры-медики помогают в медицинских организациях, обучают правилам первой помощи, сопровождают спортивные и массовые мероприятия, занимаются профилактикой заболеваний, содействуют развитию донорства крови и костного мозга, популяризируют здоровый образ жизни, проводят профориентационную работу среди школьников, оказывают психологическую помощь населению.
«Волонтёры Победы» - это не просто какое-то объединение случайных людей, а движение, которое не даёт забыть о Великих Победах и достижениях наших предков, патриотическое воспитание и проведение гражданско-патриотических акций.
• (Это люди, которые помогают, в первую очередь, ветеранам Великой Отечественной войны)
Социальное волонтерство – волонтерская (добровольческая) деятельность, направленная на оказание помощи, прежде всего, незащищенным слоям населения, нуждающимся во внимании и (или) постоянном уходе
• (помощь детям-сиротам, многодетным семьям, инвалидам, пожилым одиноким людям, бездомным, бывшим заключенным, беженцам и другим).
Поисково-спасательное волонтерство. - это волонтерство,
направленое на поиск и спасение потерявшихся или пропавших людей. Все волонтеры-поисковики обязательно проходят инструктаж и отбор по состоянию здоровья, поскольку иногда приходится действовать в тяжелых условиях.
Экологическое волонтерство – волонтерская (добровольческая) деятельность в области защиты окружающей среды, направленная на формирование экологической культуры в обществе
• (помощь заповедным территориям, животным, озеленение, раздельный сбор отходов, экологическое просвещение и т. д.).
Событийное волонтерство – это самая трудная и ответственная форма добровольческой деятельности по сравнению с другими. Она включает в себе организацию общественных мероприятий –
• (Проведение фестивалей, городских праздников, ярмарок и многих других).
Спортивные волонтеры - это волонтеры, помогающие в проведении спортивных соревнований. Встреча делегаций, судейство соревнований, проведение спортивных праздников, освещение спортивных событий - вот она работа спортивного волонтера.
Медиаволонтерство — это волонтер, медиа-активисты, помогающие некоммерческим организациям, гражданским инициативам и социальным проектам своим словом, фотографией и видео, а также позитивным контентом. Этот человек, который готов и умеет делиться информацией.
• (Рассказывает о том, чем занимаются люди, которые отдают свои силы, время и тепло своей души тем, кто нуждается в помощи, защите и понимании).
Серебряное волонтерство – это форма добровольческой деятельности, в которой принимают участие активные, инициативные и позитивные люди с большим жизненным опытом, старшего возраста.
Донорство - ещё одно важное направление волонтёрства. Здесь волонтёры необходимы и в качестве доноров, сдающих кровь, и как волонтёры информационные - люди, которые просвещают массы о важности направления, развевают страхи и опасения, популяризируют среди населения.
• (Волонтёры, которые сдающие кровь для нуждающих).
Волонтёры общественной безопасности – это редкое направление общественной деятельности, которое включает в себе помощь людям потерявшим свои дома и близких во время природных катаклизмов: наводнений, землетрясений, ураганов, пожаров и многого другого. В этом направлении существует два типа волонтеров. Первый тип включает в себе спасение людей и их имущества во время стихийных бедствий, а второй в поиске продуктов, одежды и других вещей для потерпевших.
Волонтёры культуры – это всероссийское движение, осуществляющее деятельность от разработки и организации новых туристических маршрутов до сохранения объектов историко-культурного наследия. Это очень широкое направление, которое охватывает разные сферы, в том числе популяризацию объектов историко-культурного наследия.
• (То есть человек, который помогает учреждениям культуры, участвует в сохранении и восстановлении объектов культурного наследия).
Ребята, у нас ещё есть ода сфера деятельности. Это Корпоративное волонтерство - добровольное участие сотрудников организаций в различных социальных программах при поддержке своей компании. Является элементом корпоративной социальной ответственности и стратегии устойчивого развития предприятия.
• (Это когда например целая группа сотрудников (педагоги ДДТ) могут оказать какую- либо помощь).
Мы познакомились с видами волонтерства и я надеюсь, что сегодня каждый из вас задумается о тех сферах деятельности, где вы можете оказать посильную помощь.
Ребята, кто может быть волонтером? (Ответы ребят.) Вы правы, волонтером может быть любой неравнодушный человек, в том числе и вы. Волонтеры, достигшие возраста 14 лет, официально могут зарегистрироваться на сайтах (на слайде)
А до какого возраста человек может быть волонтером? Ответы ребят. А как вы думаете, может человек в 80 или в 90 лет оказать кому – то безвозмездную помощь? (ролик о возрастных волонтерах)
Итак, мы с вами выяснили, что волонтером может быть человек любого возраста, желающий помогать людям.
Какими качествами должен обладать волонтер?
На моем столе приготовлены качества человека, вы по очереди подойдете к столу, выберите нужную карточку и магнитом прицепите к нашему «волонтеру» на доске, аргументируя свой ответ.
А какие качества у нас остались невостребованными? (обсуждение)
Итак, волонтеры – это люди (перечислить качества с доски)
Именно такие дети и подростки приходят ко мне в объединение «Лига добра» на протяжении уже 3 лет. Что мы с ними сделали за эти годы и в каких мероприятиях приняли участие посмотрим в презентации.
Презентация
На презентации вы посмотрели дела, которые уже сделали ребята – волонтеры Дома детского творчества г. Лузы. А я предлагаю вырастить свое дерево добрых дел.
Из чего состоит любое дерево? (ответы ребят) Корни, ствол, листва.
Дерево держится корнями, это основа, основание, что удерживает его в любую непогоду, питает листву. Как вы думаете, чем питаются корни дерева добрых дел? Добротой и любовью.
Кто совершает добрые дела? Человек. Деятельность человека символизирует в нашем случае ствол дерева.
А от доброты и деятельности человека совершается много добрых дел. Символом волонтеров является ладошка с сердечком. У вас на столах такие ладошки уже приготовлены. Давайте наполним наши ладошки смыслом и каждый из вас напишет на нем доброе дело, которое может совершить он один или со своими друзьями. На это вам отводится 2 минуты. Затем украсим наше дерево добрых дел нашими листьями – ладошками. Перед тем как приклеить каждый озвучит свое доброе дело.
Вот какое яркое дерево у нас получилось, и мы надеемся, что многие дела из написанных здесь будут реально осуществлены.
Помощь в реализации этих дел можно получить у нас на занятиях объединения «Лига добра», куда мы и приглашаем всех желающих.
Рефлексия: Появилось ли желание у вас стать волонтером?
«Чаша из ладоней» - ребята приклеивают сердечки цвета, соответствующего их желаниям
• красное сердце - да, желание появилось,
• желтое сердце – пока подумаю
• синее – нет, это не мое.
Наше занятие подходит к концу. Но это не значит, что заканчиваются добрые дела. Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если сделал добрые дела», вы ещё дети и впереди вас ждёт много славных и добрых дел. Я благодарю вас за занятие и надеюсь, что оно останется в вашем сердце и верю, что ещё много добрых дел вы совершите в своей жизни.
Как бы жизнь не летела,
Дней своих не жалей.
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело,
Тем живём на земле.