Надежда Мясникова
Открытое занятие «Кукла-веснянка»
▼ Скачать + Заказать документы
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
НА 2015-2016 УЧ. ГОД
План-конспект
Тема занятия : Кукла из ниток “Веснянка”
Цель: расширение знаний и умений в области декоративно-прикладного творчества
Задачи:
- расширение представлений о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическом значении
Публикация «Открытое занятие „Кукла-веснянка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Веснянка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- ознакомление с народным видом ремесла – изготовлением куклы из нитей
- формирование представлений о символике красного и белого цветов в народной культуре
- обучение приему отмеривания нитей для пучка (кисточки)
- обучение приемам изготовления куклы из волокнистых материалов в соответствии с народными традициями
Метода ведения:
- показ готовой работы
- рассказ-объяснение
- самостоятельная практическая часть
Материалы, инструменты, оборудование:
Для учителя: образец куклы “Веснянки”, большие пучки ниток для демонстрации приемов работы; картонка для демонстрации приема заготовки пучка; ножницы, технологическая карта выполнения куклы из ниток.
Для обучающихся: распрямленные нити красного и белого цвета; цветная нитка для перевязывания; ножницы; картонка для отмеривания нити и заготовки пучков.
Время занятия : 1 час.
Ход занятия
Организационный момент
Сообщение темы, цели и задач, времени проведения.
Вводный инструктаж
- проверить теоретические знания при беседе с учащимися
- повторить пройденный материал
- показать готовую куклу
- рассказать о предназначении данной вещи, объяснить из каких частей она состоит
- Рассказать о материалах необходимых для изготовления изделия
- Техника безопасности
Текущий инструктаж
Обход рабочих мест с целью: проверки правильности выполнения работы, выявление ошибок и их устранение
Заключительный инструктаж
Подведение итогов выполнения работы:
- анализ выполненных работ
- разбор ошибок
- демонстрация лучших работ
Уборка рабочих мест.
Конспект занятия
Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости!
Сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство и изделиями народных мастеров, с жизнью, и обычаями наших предков.
Перед началом работы хотелось бы прочитать вам небольшое стихотворение:
Еще в полях белеет снег
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы
“Весна идет! Весна идет,
Мы молодой весны гонцы
Она нас выслала вперед…”
- о каком времени года идет речь в этом стихотворении?
- правильно, о весне. А как вы думаете, как весна связанна с темой нашего урока?
Посмотрите пожалуйста на эту куклу –«Веснянку», это изделие пришло к нам из далеких времен, но широко используется у некоторых народов и в наши дни: с приходом весны такие украшения принято дарить друг другу. Внешний вид стал немного другим; для его изготовления использовали несколько другие материалы, но приемы работы во многом сохранились, и их мы будем изучать.
Кукла не рождается сама : создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа. Кукол делали по определенным правилам. Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела … лица. Так как она играла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла «с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Считалось, что она может сглазить ребенка, принести несчастья. Таких кукол делали вплоть до 18 века. Но не только этим была обусловлена ее безликость. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.
Но все, же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.
Как вы думаете, ребята – как используется такое изделие в наши дни? Это сувенир, украшение, наподобие брошки. Его дарят и носят на одежде, поздравляя с приходом весны. Обычно такое украшение – это именно пара кукол: мужская и женская фигурки. Женская фигурка изготавливалась из белых ниток, а мужская из красных.
- Как вы считаете, цвета могут быть другими?
- Нет. Это не просто декоративное изделие, а символическое изображение весны.
- Да, оба цвета символичны: Белый цвет — в народной культуре символизировал весеннюю землю. Красный цвет – символ небесного огня. С приходом весны жаркое солнце согревает землю, и возрождается новая жизнь. Союз этих двух цветов мы можем встретить в росписи глиняных игрушек, в народной вышивке и в других украшениях. Однако все эти цвета означают одно и то же – связь земных и небесных сил, благодаря которой жизнь на земле не прекращается.
- Кукла делается из 2 пучков нитей: один, пучок побольше, из него получается туловище с головой и ногами; второй пучок поменьше, это руки. Фигурка получается путем переворачивания пучков в нужных местах цветной ниткой.
- Мы будем делать кукол из ниток, но с помощью тех, же приемов, что и старинные мастера. Обратите внимание: цветная нитка для перевязывания пучков одновременно будет и украшением. Она изображает ожерелье, поясок и манжеты, которые тоже имели в одежде древнего человека защитный смысл; других украшений мастер не делал.
Материалы и инструменты, которые нам дальше понадобятся:
Перед каждой из вас на столе лежат: пряжа (белая, цветные нити, вспомогательные картонки, ножницы.
Инструктаж по технике безопасности
Перед тем как приступить к выполнению работы, выполним правила т/б. Ножницами мы сегодня будем пользоваться крайне мало, но все же.
С ножницами не шути,Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,Другу их передавай. Лишь окончена работа – Ножницам нужна забота:Не забудь ты их закрытьИ на место положить.
Практическая часть
- Сделаем женскую фигурку из ниток. С чего начнем работу? (с изготовления двух пучков ниток). Как это проще сделать? Как определить длину ниток?
- Можно отмерить по линейке и нарезать отдельные нитки, сложить их в пучки.
- Это очень долгий и неудобный способ, я научу вас работать по-другому. У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро. Сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы. Для этого вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок нужной толщины. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась; но провисать нитки не должны.
- Теперь разрежем нитки с одного конца картонки — получится пучок нужной нам длины и толщины. Надо ли разрезать его с другой стороны?
- Нет, пучок должен быть двойной, а если разрежем, наша куколка будет слишком маленькая.
- Проверьте, достаточна ли толщина пучка. Точно также сделайте второй пучок, поменьше. Для этого нитки намотайте на картонку вдоль короткой стороны. Подумайте, эти нитки нужно разрезать с одного конца или с обоих?
- Нет.
- Что нужно сделать с пучками? (длинный пучок перевязать посередине, а короткий с двух сторон)
- Теперь мы малый пучок вкладываем в середину кисточки и перетягиваем цветной ниткой по воображаемой линии талии куклы. Затем, цветными нитями перетягиваются ладошки куклы. У куклы (мальчика) также перетягиваются ножки.
В процессе работы проводится минутка отдыха:
- поднимите руки вверх и потянитесь
- сделайте вращательные движения головой влево и вправо, вперед назад
- крепко закройте глаза и открыв посмотрите в даль
Сегодня на уроке мы выполнили сувенир по мотивам народных образов. В старину кукла делалась из соломы, так как солома была доступным и дешевым материалом; самое древнее значение куклы магическое, позднее она была игрушкой для детворы; в современной жизни отчасти изменился смысл этого изделия, используются другие материалы.
У нас получились чудесные куклы “Веснянки” и в предверии светлого праздника Пасхи наши куклы будут очень актуальны, они дарятся вместе с пасхальными яйцами, с пожеланиями здоровья, добра, счастливой жизни.
Урок окончен, всем спасибо!