Ирина Кокорнова
Открытое занятие в подготовительной группе «Извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 123 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Конспект открытого занятия
в подготовительной группе «Радуга»
«Извержение вулкана»
Составила воспитатель:
Кокорнова И. А.
2024 уч. год
Цель: Формирование представлений о природном объекте – вулкан, его строении, причиной извержения.
Задачи:
Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе „Извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Закрепить представления детей о вулканах, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
2. Познакомить детей с профессией — вулканолог, значением его труда. Выявить представление детей об объектах и явлениях неживой природы.
3. Продолжать развивать активность и самостоятельность в познавательной деятельности.
4. Создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей- экспериментирования. Учить устанавливать причинно-следственные связи во время проведения эксперимента.
5. Активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан и т. д.
6. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира.
Материалы и оборудование:
Пластиковые стаканчики (на каждого ребенка, глубокие пластиковые тарелки (на каждого ребенка, сода, моющая жидкость (любая, красная краска (гуашь, можно использовать пищевой краситель, макет вулкана, маленькие ложечки (на каждого ребенка).
Предварительная работа: просмотр презентации «Вулканы»
Ход занятия:
Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Здравствуйте)
Сегодня я приглашаю вас в лабораторию, где мы превратимся в ученых и будем исследовать природный объект. Чтобы узнать, как он называется, отгадайте загадку: «Я плююсь огнем и лавой,
Я опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?» (Вулкан)
- Правильно, мы будем говорить о вулканах.
Много лет назад человек не мог объяснить, что такое вулкан и придумал легенду. Давайте ее послушаем.
-Кто расскажет, что такое вулкан?
Дети: Вулканы, это такие горы из которых извергается лава. Вулканами они называются потому, что люди, которые жили за долго до нас, считали, что в такой горе живет бог огня Вулкан. Когда он злился, выпускал из горы огонь. И люди говорили, что бог огня Вулкан сердится. С тех пор такие горы называют вулканами. (Иллюстрации бога Вулкана и действующего вулкана)
Ребята, давайте расскажем, как же на самом деле устроен вулкан. Подойдите ко мне. Воспитатель стоит у доски. (На доске прикреплена иллюстрация- строение вулкана).
Дети: На вершине вулкана находится большое отверстие- кратер. От кратера вниз по горе идет отверстие (канал, которое называется жерлом. Глубоко - глубоко под землей горные породы начинают плавиться, и из них образуется магма. (Ребенок показывает на иллюстрации, используя указку).
Верно. Магма - это природная жидкая раскаленная масса, которая выходя на поверхность земли, освобождается от газов и становится лавой.
И все же интересно, как же работает вулкан?
Дети: Магме из-за высокой температуры становится тесно под землей. Она начинает бурлить и подниматься. Когда она достигает вершины вулкана, превращается в лаву. Извержение вулкана начинается с появления тепла и дыма. После этого, лава начинает течь по склонам вулкана постепенно остывая.
Молодцы, вы хорошо запомнили, о чем мы говорили на занятиях. Приглашаю вас на разминку. А проведет разминку. (выбрать одного из детей)
Быстро встаньте, улыбнитесь
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Мы походим на носках,
А потом на пятках,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
(дети выполняют соответствующие движения по тексту)
Продолжаем наши исследования, и я приглашаю вас к мольберту. Подойдите ко мне. Ребята, давайте вспомним, какие бывают вулканы? (иллюстрации)
Действующие - которые извергаются сейчас.
Спящие - которые могут проснуться, и начнется извержение.
Потухшие - которые остыли и никогда не будут извергаться.
Напомните мне, пожалуйста, что происходит перед извержением вулкана? Дети: Землетрясение - подземные толчки земной поверхности. Когда земля трясется, на ней образуются трещины.
Какие вы молодцы, предлагаю вам поиграть и выложить карточки с цифрами по порядку от 1 до 10. Мы тоже с вами поиграем. У меня цифра 1, я кладу первой. (На столе заранее приготовлен комплект карточек для игры). Какое слово получилось? (Вулканолог).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
в у л к а н о л о г
Кто такие вулканологи?
Дети: Вулканологи - это ученые. Они исследуют потухшие и действующие вулканы. Вулканологи в лабораториях, с помощью приборов, определяют, когда и где будет следующее извержение вулкана и предупреждают людей об опасности.
Я приглашаю вам подойти ко мне, к мольберту.
Ребята, а какую опасность таят вулканы? (Показ иллюстраций на мольберте)
Дети: Горячая лава сжигает все на своем пути. Могут пострадать люди, животные, дома, транспорт, природа.)
Да, ребята, вы правы.
А какую пользу приносят вулканы? (Показ иллюстраций на мольберте. Сменить материалы на мольберте, где были 3 вулкана)
У подножья вулкана находится плодородная почва. Вулканы, поднимают на поверхность много полезных веществ. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. Огнедышащие горы также дарят человеку горячую воду, энергию, различные металлы и даже драгоценные камни.
Молодцы.
Раньше люди складывали жилища из обломков застывшей лавы и покрывали дерном- поверхностным слоем почвы, густо заросшим травой. (иллюстрация)
А сейчас у нас минутка активности. Я прошу вас подойти ко мне.
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой, затем на 102 шага расходятся в разные стороны)
Настало время поработать в нашей лаборатории и самим провести опыт «Извержение вулкана», но сначала вспомним правила безопасного поведения (использовать карточки0-напоминалки) :
-Обязательно одеваем фартуки!
- Не торопимся.
-Ничего не берем в рот!
-Все смешиваем аккуратно и осторожно!
-Полученные «лавы» руками не трогаем!
Правильно, прошу всех подойти к столу. Надеваем фартуки и очки.
Теперь мы настоящие ученые.
Перед вами на подносах стоят тарелки. Ставим в них стакан с водой. Все сделали? Молодцы.
Берем в руки баночку с красной краской, это гуашь. Набираем ее на ложку и опускаем в стакан с водой, тщательно перемешиваем. Все сделали? Хорошо.
Берем баночку с цифрой 1, это сода. Высыпаем соду в подкрашенную воду. Все успели. Продолжаем.
Берем баночку с цифрой 2, в ней находится моющее средство. Выливаем его в воду. Перемешиваем.
Берем баночку с цифрой 3, в ней находится лимонная кислота.
А теперь отступим на шаг назад и понаблюдаем. Через некоторое время спросить: «Как вы думаете, похоже это на настоящее извержение?» (ответы детей)
Вывод:
Проведя опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать явление, похожее на извержение вулкана.
Вытираем руки. Снимаем очки и фартуки.
Ну вот, ребята, и подошло к концу наше увлекательное исследование. А чтобы узнать понравилось ли вам, предлагаю поиграть. Я буду начинать предложение, а вы, продолжать его.
-Сегодня на занятии было самое интересное: делать опыт про вулкан, рассматривать иллюстрации про вулкан, делать разминку.
Сегодня я узнал: что перед извержением вулкана бывает землетрясение, что с помощью вулканической пыли делают удобрения и лекарства, кто занимается изучением вулканов.
Меня удивило: что вулканы могут спать, что раньше люди складывали жилища из обломков лавы.
Теперь я могу: рассказать про вулканы другим людям, показать опыт про вулкан.
Сегодня мне понравилось, как вы отвечали на вопросы и делали опыт.
Спасибо.
А теперь я предлагаю, для тех, кто захочет, зарисовать моменты нашего занятия. В уголке для рисования есть бумага и карандаши.