Татьяна Ивановна Деткова
Открытое занятие «Моя дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию речи на тему: «Моя дружная семья»
в средней группе
Цель: закрепление представления о назначении семьи в жизни человека.
Задачи:
Обучающие:
Систематизировать и углубить знания детей о семье и внутрисемейных отношениях. Обогащать словарь детей: семейные традиции, оберег, счастье, семья.
Развивающие:
Публикация «Открытое занятие „Моя дружная семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Развивать связную монологическую и диалогическую речь, умение составлять рассказы по фотографиям, стимулировать и развивать речевое творчество детей, воображение, память, логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими, навыки сотрудничества, умение внимательно слушать, не перебивая других. Воспитывать любовь и уважение к своей семье.
Оборудование и материалы:
• презентация «Как жили люди в старину»;
• тарелочка с яблоком, макет птицы, бумажные перья, оберег – веник;
• материал для украшения: цветы, клей, кисти;
• семейные фотографии;
• маски для инсценировки сказки: заяц, еж, бабочка, медведь, ворона;
• ноутбук, экран, мультимедийный проектор.
Предварительная работа: беседы с детьми на тему «Моя семья», чтение рассказов о семье, рассматривание семейных фотографий, организация фотовыставок «Мама солнышко моё», «Мой папа самый лучший», «Вместе весело живем», знакомство с народными традициями, пословицами, поговорками о семье.
Ход ООД:
Воспитатель: вместе с детьми
Здравствуй, солнце золотое, (соединили перед собой раскрытые ладошки)
Здравствуй, небо голубое, (тянут раскрытые руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок, (качают руки вверху)
Здравствуй, маленький дубок, (показывают руками внизу)
Здравствуй, утро, здравствуй, день, (разводят поочередно руки в стороны)
Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают поклон)
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья)
Мы собрались сегодня все вместе на семейные посиделки, чтобы поговорить о самом главном, что есть у человека - о его семье.
Начнём наши посиделки с разминки.
Физ. минутка «Моя семья».
Раз, два, три, четыре – (прыжки на двух ногах)
Кто живёт у нас в квартире? - (руки вперёд)
Раз, два, три, четыре, пять. – (Прыжки на двух ногах)
Всех могу пересчитать. - (Показывать пальчиком)
Папа, мама, брат, сестра, - (руки на пояс, поворот)
Кошка Мурка, два кота, - (показать два пальца)
Мой щегол, сверчок и я - (руку на грудь)
Вот и вся моя семья. – (Руки вверх)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья?
(Ответы детей)
Воспитатель: На наши посиделки вы принесли ваши семейные фотографии из вашего семейного фотоальбома. Вот они – здесь на стенде. Кто хочет рассказать о своей семье, традициях и обычаях?
Рассказы детей о своей семье с использованием семейных фотографий.
Семья - это самое главное в жизни для каждого из нас. У каждой семьи есть свои традиции, свои обычаи.
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которая включает в себя уклад жизни и привычки его обитателей, взгляды и обычая, которые передаются из поколения в поколение. Они сближают, делают семью крепкой, а взаимоотношения искренними, доверительными и по-настоящему тёплыми.
Семейные традиции и обычаи: вечерние посиделки за чаем, ежедневное чтение сказки на ночь, колыбельная на ночь, совместные поездки на море, прогулки в лесу в выходные дни, семейная встреча нового года, празднования дней рождения и др. семейных праздников т. д. Что такое обычай?
(Ответы детей)
Сюрпризный момент: (тарелочка с наливным яблочком).
Яблочко по тарелочке катится и возвращает, нас в прошлое как люди жили давным-давно.
Рассказ воспитателя с использованием презентации:
Давным-давно не было огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. А были густые леса, где обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни, там жили люди, они были очень трудолюбивы, ходили на охоту, обрабатывали землю. Каждая семья жила в отдельной избе. Это была дружная семья со своими обычаями и традициями. Днем они трудились, мальчики помогали папам в поле работать, а девочки мамам по хозяйству и с младшими детьми нянчились. А вечером когда вся семья собиралась вместе. Как вы думаете, чем они занимались? (ответы детей). Совершенно верно они играли, пели песни, рассказывали сказки, придумывали загадки, сочиняли пословицы и поговорки. У русского народа было много символов счастья и одним из них была птица счастья. Считалось, что одно найденное перо птицы могло принести человеку счастье. А как вы думаете, в какую семью могла прилететь эта птица и оставить перо? (ответы детей). Только в дружную, трудолюбивую, гостеприимную семью прилетала эта птица. Ребята и к нам сегодня прилетела птица счастья. Повесим ее на козырек дома и поиграем в игру «Как живешь?»
Игра "Как живешь?"
Как живешь? – Вот так! (кулак вперед, большой палец вверх)
Как идешь? – Вот так! (движение, имитирующее ходьбу)
Как бежишь? – Вот так! (бег на месте)
Ночью спишь? – Вот так (ладошки под щеку)
Как встаешь? – Вот так (встать со стульев, руки вверх, потянуться)
А молчишь? – Вот так (палец ко рту)
А кричишь? – Вот так (все громко кричат и топают ногами)
Воспитатель:
Ребята птица куда – то исчезла? Что делать?
(появляется Злюка)
Злюка: Здравствуйте, детишки, птицу забрала я. Посажу ее в клетку, мне тоже хочется счастья. У вас есть папы, мамы, сестры, братья, бабушки, дедушки. А у меня только кот Васька, да лягушки в кадушке. Всем до свидания. (убегает)
Воспитатель:
Ребята птица – счастья она волшебная. Оставила перышки с заданиями, как только мы их выполним, все перышки соберем вместе. Так и птица к нам вернется. Согласны выполнять задания. Тогда начинаем.
1 перышко с заданием:
Дидактическая игра «Распределим обязанности»
- Все члены семьи выполняют разную работу по дому. Давайте назовём, что делает каждый.
Мама – стирает, гладит бельё, варит обед, моет пол, пылесосит;
Папа – зарабатывает деньги, ремонтирует бытовую технику, чинит мебель, делает ремонт;
Бабушка – готовит еду, шьёт, вяжет, стирает, стряпает пирожки;
Дедушка – помогает бабушке, чинит мебель, выносит мусор, ходит в магазин, гуляет с внуками
Брат (сестра) – играет, вытирает пыль, пылесосит, убирает игрушки, учит уроки, убирает игрушки
Молодцы, ребята, обязанности в вашей семье распределили, а теперь пришло время поиграть и отдохнуть.
2 перышко с заданием:
Дидактическая игра «Кому, что нужно?»
(выбрать нужные предметы)
-Что потребуется папе для ремонта?
-Бабушке, чтобы вязать?
-Брату для прогулки?
-Маме для уборки?
-Чтобы гладить потребуется…. (утюг)
Хорошо, теперь мы все видим, что вы настоящие помощники.
3 перышко с заданием:
Пословицы о семье «Я начну, а ты закончи»
Яблоко от яблони (не далеко падает)
Дом красив не углами (а пирогами)
В гостях хорошо, а (дома лучше)
При солнышке тепло (при матери – добро)
Яйца курицу (не учат)
Где любовь, да совет (там и горя нет)
Где родился (там и пригодился)
Не красна изба углами, а (красна пирогами)
Семья сильна, когда над ней (крыша одна)
Когда семья вместе, и … (сердце на месте)
В гостях хорошо (а дома лучше)
4 перышко с заданием:
Дидактическая игра «Ласковые слова».
Предложить детям вспомнить те ласковые слова, которые им говорят родители чаще всего. Стоя в кругу, передают сердечко друг другу, называя ласковые слова.
5 перышко с заданием:
Все мы любим своих близких, но иногда мы огорчаем их своими поступками.
Сейчас я буду называть поступки, если он хороший, то вы хлопаете в ладоши, а если плохой - топаете.
1. Попросили прощенья.
2. Разбросали игрушки.
3. Подрались с другом.
4. Съели весь суп.
5. Порвали книгу.
6. Подарили цветы.
Теперь видим, что вы знаете, какие поступки надо совершать, а какие нет.
Появляется Злюка:
Жалуется, что птица не приносит счастья, она по-прежнему одинока, просит совета.
Воспитатель:
Расскажут и покажут сказку «Птица – счастья» дети подготовительной группы.
Жила – была старая ворона, она была так стара, забыла, сколько ей лет. Может сто, а может двести.
Ворона: Эх, какие времена были! В лесу было не так скучно. Ах, как было весело. А сейчас что? Никакой радости, никакого тебе веселья.
(появляется бабочка)
Бабочка:
Здесь такой чудесный луг
Здесь цветы растут вокруг
Даже кругом голова
В жизни радость мне дана
Счастьем жизнь моя полна
Ля – ля – ля - ля
Ворона: Счастьем она полна. Известно ли тебе порхающее создание, какое оно счастье?
Бабочка: Прошу прощения. Я не заметила вас. Мне казалось, что я одна. Вы спрашивали о счастье? Конечно, мне известно счастье! Ведь сегодня я отмечаю день рождения. А еще я могу летать. А это огромное счастье.
Ворона: У меня тоже есть крылья. Но какое оно счастье? Это все лишь крылья без них ведь нельзя.
Бабочка: Нет! Счастье – это перелетать с цветка на цветок, видя всю красоту. Видеть солнце, небо, цветы!
Ворона: Я вот сто лет живу, вижу это каждый день. Привыкла уже.
Бабочка: Что вы такое говорите? Разве можно к этому привыкнуть? Эта красота наполняет меня счастьем и радостью. Мне все время хочется порхать и петь.
Ворона: не понимаю такого легкомыслия. Как можно только танцевать и петь.
(появляется еж)
Ежик: Здравствуйте, что за спор возник между вами?
Ворона: Еж, знаешь ли ты что такое счастье?
Ежик: А я и не задумывался как – то. Просто живу. Я всегда очень занят. То домик чиню, то за ежатами присматриваю. Но является ли это счастьем, надо поразмыслить. Давайте спросим еще у кого-нибудь. Иди сюда Миша.
(выходит медведь)
Медведь: Здравствуйте, что вам нужно?
Ворона: Ответь Михаил, что такое счастье?
Медведь: Дайте подумать, Перезимовать – хорошо, Малинку нашел – хорошо. Но вот является ли это счастьем? Не знаю.
(появляется заяц)
Заяц: А я вот, что думаю, когда вы от лисы меня спрятали, я был настолько счастлив, что у меня столько хороших друзей.
Медведь: Вот и заяц говорит о счастье.
Ворона: но кто видел это самое счастье?
Медведь: по – моему, я что - то понял. Счастье подобно солнышку внутри тебя. Счастье – это когда рядом друг. Даже, если этот друг маленький как бабочка.
Ворона: и когда можно со всеми поделиться чем – то интересным, это тоже счастье!
Ежик: А вы как думаете, ребята? (звери кланяются и уходят)
Воспитатель:
Как вы считаете, ребята? Что такое счастье?
(ответы детей)
А как вы думаете, что нужно делать, чтобы ваша семья была счастливой?
(ответы детей)
Злюка хвалит детей и обещает исправиться, отдает птицу.
Воспитатель вешает птицу на крышу дома.
Злюка:[/b] Пойду, наведу порядок в своем доме, приласкаю котика, поменяю водичку в кадушке с лягушками, напеку пирогов, накрою стол, в такой красивый дом может гости придут. Прощается и уходит.
Воспитатель: выносит веник, предлагает его сломать, у него не получается, предлагает ребенку сломать ветку, получается с легкостью.
Объясняет, что если человек одинок, как эта веточка, ему в жизни тяжело приходится. А если у человека есть близкие люди и родственники, то он силен и никакие трудности ему не страшны.
Я предлагаю вам украсить вот этот веник, пусть он оберегает, ваше семейное счастья и украсит ваш дом.
Обсуждают символы украшений и выполняют работу.
Перед работой Пальчиковая гимнастика
«Как у нас семья большая»
Как у нас семья большая да весёлая.
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны объедаются.
Две Дашки у кашки питаются.
Две Ульки в люльке качаются.
Рефлексия.
Воспитатель:- Ребята, что вам больше всего запомнилось на занятии? О чем вы расскажете дома или своим знакомым, друзьям.