Елена Станиславовна Кирсанова
Открытое городское мероприятие — конкурс на лучшую презентацию. Апрель 2015 г.
▼ Скачать +Заказ
Коррекция межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста методами музыкотерапии и мандалатерапии.
Слайд 2. Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития, что во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. В дошкольном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений. Далеко не всегда они складываются удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношений детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют ребенка чувствовать себя одиноким. Вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их - важнейшая задача психолога, воспитатпелей и родителей. Только совместно мы можем помочь ребенку.
Публикация «Открытое городское мероприятие — конкурс на лучшую презентацию, Апрель 2015 г,» размещена в разделах
- Весенние календарные праздники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Слайд 3 В ФГОС ДО говорится, что психологической основой дошкольного образования является организация целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. Эмоции - центральная психическая функция дошкольного периода развития, любое содержание, которое используется в образовательных программах для развития ребенка, должно находить у него эмоциональный отклик, а предусмотренные образовательными программами знания должны быть востребованными самими детьми.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Юнг пришел к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.
Сайт 5 Вот какие Показания для арт – терапии.
Сайт 6 Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности
Сайт 7Мандала - это сложный геометрический узор, символизирующий гармонию вселенной, объединение внешнего космоса и внутреннего мира человека.
Мандала – это тот символ, который присутствует у каждого народа, так как он содержит все, и начало, и его конец. Мандала представляет собой тайный рисунок или диаграмму, которая, как правило, симметрична и напоминает скорее геометрический чертеж, нежели художественное произведение.
Слайд 8 Это один из способов вибрационного исцеления, где сочетание цветовых вибраций позволяет гармонизировать свой внутренний мир или ситуацию вовне. Мандала служит картой внутренней реальности, направляющей и поддерживающей на пути к целостности. Мандала – это универсальный символ цельности, гармонии и преобразования. Не может быть двух одинаковых мандал, поскольку каждая из них есть отражения психического состояния его творца.
Слайд 9 Актуальность заключается в том, что в использовании мандал нет противопоказаний. Они являются астральным символом. При помощи музыкотерапии и мандалотерапии мы можем полностью гармонизировать свои внутренние состояния и сможем преодолеть трудности в жизни.
Слайд10 Занятия с мандалами я провожу по методике Шичиды.
Начинаю всегда с самых простых мандал из 2 фигур и 2 цветов.
Показываю ребенку мандалу буквально 2-3 секунды и убираю
Даю такую же только нецветную, и ребенок должен или назвать цвета, где что закрашено, или закрасить ее, как только что увиденный образец.
Постепенно мандалы усложняю,и цветов становится больше.
Слайд11 фотографии
Слайд12 Материалом может служить все, что автор считает возможным и нужным использовать в своих диагностических и коррекционных программах.
Слайд13В Федеральном Государственном стандарте описывается, что Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей и поэтому согласовав с родителями, были проведены диагностические исследования по запросам. На основании результатов диагностических исследований мной была разработана программа «Коррекционно-развивающая программа по снятию эмоционального напряжения,
формированию позитивной самооценки и
повышению социометрического статуса в
дошкольном возрасте методами музыкотерапии и мандалотерапии»
Слайд14 Актуальность
Психотерапевтические функции музыкотерапии заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе. Эффект усиливается при помощи мандалатерапии и игротерапии.
Слайд15 Перспективность заключается в том что Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.
Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки.
Слайд16 Цель программы – формирование позитивной самооценки дошкольников и повышение их социометрического статуса в группе и снятие тревожных эмоций методами музыкотерапии и мандалотерапии.
Задачами программы являются:
- снять эмоциональное напряжение, уменьшение чувства тревоги и неуверенности, раздражительности;
- улучшить настроение и поднять общий жизненный тонус;
- выработать социальную компетентность у дошкольников;
- формировать у ребенка развитую концепцию самосознания, позитивную самооценку;
- обучать дошкольников конструктивным способам решения внутренних проблем;
- переструктурировать систему отвержений;
- выработать навыки рефлексии и контроля своего поведения.
Слайд17 Основные принципы психокоррекционной работы с дошкольниками:
а) безоговорочная симпатия к ребенку;
6) минимальное количество ограничений;
в) активность самого ребенка.
Коррекционный этап проводится в форме музыкальной (в сочетании с игровой и мандалатерапией) терапии. Длительность одного игрового занятия составляет 25-35 минут. Смена видов психокоррекционной работы позволяет избежать проблемы переутомления детей на занятиях. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего организовано 27 занятий.
Слайд18 Тематический план кружковых занятий с детьми старшего дошкольного возраста методами музыкотерапии включил в себя 27 занятий В каждое занятие входит пальчиковая гимнастика, музыкальные произведения, игры и раскрашивания мандал на выбор ребенка.
Слайд19 Анализ социоматрицы Анализируя полученные данные можно сказать, что пять человек из двадцати четырех обладают заниженной самооценкой, что составляет 20,8% всей выборки. Низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Восемь человек, т. е. 33,3 % обладают средней самооценкой. Дети правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относятся к себе, 11 (45,8%) детей обладают завышенной самооценкой. Присутствующая тенденция к завышенной самооценке означает, что реальное представление о себе приближено к идеальному, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. Коррекционный этап проводился в форме музыкальной (в сочетании с игровой и мандалотерапией) терапии. Анализ социоматрицы после проведенной программы показал, что изменения по количеству высокостатусных дошкольников, изменились количественные показатели их как положительных, так и отрицательных выборов. Существенные изменения произошли по социально-психологическим статусам пренебрегаемых, отверженных, изолированных. В результате дети стали обращаться к своим и высшим чувствам и желаниям, стали проявлять социальную компетентность, активное участие в создании своего жизненного пространства, проявлять адекватную самооценку, осознавать имеющиеся личностных ресурсов, способствующих установлению высокоэффективного поведения. Это свидетельствует о том, что внимание и доброжелательное отношение сверстников распределяется примерно поровну между всеми членами группы.
Слайд20 С этими методами коррекционной работы с детьми познакомила родителей воспитанников. Заинтересовавшись ими родители часто изъявляют желания присутствовать на наших занятиях.. Совместная работа педагог – родитель – ребенок показала эффективность данной программы она оказалась ресурсной. Дети стали более коммуникативными, сплоченными.
Слайд21 Из всего сказанного следует, что музыкатерапии в сочетании с мандалатерапией благотворно воздействует на психоэмоциональное состояние дошкольника. Именно поэтому она мощно развивает не только эмоции, но и интеллект человека
Слайд22 В заключении я могу сказать, музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей;
замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими детьми;
улучшается речевая функция;
музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.
Слайд23 фото
Слайд24Мандала иконы в православии.
Слайд25 Используемая Литература: «Диагностика в арт-терапии. Метод мандалы», автор А. Копытин, и Х. и М. Аргуэльес «Мандала»; Психология восприятия музыки. Подходы, проблемы, перспективы. Г. В. Иванченко; С. Мальцев - О психологии музыкальной импровизации; «Дневник педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. Планирование деятельности. ФГОС»
и другая
Слайд26 Спасибо за внимание.