Людмила Рябоконева
Опыт работы по взаимодействию с родителями за учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Моё взаимодействие с родителями под названием
«Только вместе мы по настоящему сильны!»
(работа по взаимодействию с родителями содержит: цель, задачи, введение и актуальность, примерные занятия, сценарии родительских собраний и мероприятий за учебный год, результаты)
Введение
Публикация «Опыт работы по взаимодействию с родителями за учебный год» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребёнка. Любая педагогическая система без семьи – невозможна. Так и в детском саду, без участия семьи невозможно обеспечить полноценное воспитание и развитие ребёнка. Важным условием преемственности семьи и детского образовательного учреждения является установление доверительного контакта. Именно педагог призван установить или наладить этот контакт.
Я, точно так же, как и все педагоги делала всё возможное, чтобы между мной и родителями были доверительные, тёплые и дружеские отношения. Но стоит отметить, что не все родители открыто шли на контакт, многие родители ссылались на то, что у них нет времени. Также отмечу, что не было сплочённости родительского коллектива, не было заинтересованности родителей в жизни детского коллектива: родители плохо посещали родительские собрания, мало участвовали в конкурсах, выставках, проектах, акциях, досугах и других совместных деятельностях. Все эти вышесказанные проблемы легли в цель моей работы.
Цель: вовлечение родителей и их семей в воспитательно-образовательный процесс путём внедрения инновационных форм работы взаимодействия с семьями воспитанников.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Создать комфортные условия для взаимодействия родителей и детей в жизнедеятельности детского сада.
2. Установить партнёрские, дружеские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей.
3. Способствовать активному участию родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
«Чтобы хорошо узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью»
В. А. Сухомлинский
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в современном мире. Родители являются первыми педагогами ребёнка, а семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, и здесь происходит его социальное рождение. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании и развитии ребёнка. И если мы хотим воспитать всесторонне развитую личность в ребёнке, то должны решать эту проблему вместе «всем миром»: детский сад – семья. Такие отношения семьи и детского сада получили название «сотрудничество» или «взаимодействие», что означает – общение на равных.
Принципы, аспекты, формы взаимодействия с родителями
Признание авторитета семейного воспитания требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения, поэтому при организации работы с семьями воспитанников в рамках взаимодействия я придерживаюсь двух важных, на мой взгляд, принципов:
1. Открытость детского сада и семьи (Каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок);
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребенка;
Каждая семья имеет индивидуальные особенности, все родители разные. К ним, как и к детям нужен особый подход. Чтобы родители с удовольствием приходили на мероприятия детского сада, принимали участие, их нужно как можно чаще мотивировать, заинтересовывать, показать, как много они значат в жизни ребёнка! От того, насколько грамотно выстроить мотивацию, зависит решение родителя, приходить на встречу или нет, ведь родитель учитывает свой предыдущий опыт собраний, субъективно оценивает компетентность педагога, а также важность мероприятия. И здесь, как никогда играет роль грамотности педагога, насколько педагог подготовлен к данной теме. Здесь помогут такие вопросы: «Что говорит мой опыт относительно проблемы?», «Что именно хочу сказать родителям?», «Для чего родителям нужна эта информация?» Личная позиция и грамотность придаст весомость вашим словам, поможет приобрести уверенность в выражении ваших мыслей. Не только устно вещайте, но и мотивируйте, вовлекайте родителей в живом режиме. Только вовлечённые в процесс родители получают знания, новый опыт, который он может использовать в дальнейшем. Смело могу добавить, что участники встречи готовы проявлять активность при соблюдении трёх условиях:
1. Психологическая безопасность. Вам поможет улыбка и доброе слово. Создайте уютную, приятную обстановку. Тихая, приглушённая музыка, детские работы на стенде «Моя семья». Положите на видное место журналы о семье, о важности семейного воспитания, семейных традициях. Такие выставки помогают сближать детей и родителей в их совместном творчестве. И с каждым разом, в этих выставках принимают участие всё больше и больше семей, так как родитель видит свою значимость, значимость семьи.
2. Признание личности. Улыбнулись одному родителю, обязательно улыбнитесь другому! Обращайтесь по имени и отчеству, с уважением. Дайте участникам выразить своё мнение, благодарите каждого. Говорите негромко, не перебивая собеседника
3. Личная заинтересованность. Одним родителям тема встречи может показаться важной, но у других родителей заинтересованность может быть не сформирована. Мне помогают деловые, словесные игры, которые сближают и которые непринуждённо вызывают на контакт. А также, чтобы мотивировать родителей, обязательно включаю детей, где дети читают стихи, рассказывают о том, как они проводят свободное время и выходные, чему научились в детском саду и какая их заветная мечта. Можно заранее записать виде-опрос, к примеру, «Что такое семья?»
В своей цели я указала на то, что вовлекаю своих родителей, используя инновационные способы взаимодействия с семьёй. Другими словами, инновационные способы – это современные формы работы с родителями, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности ребёнка, укреплять внутрисемейные связи и реализовывать единую программу воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье. В своей работе я использую как индивидуальные, так и групповые формы работы, вот некоторые примеры, которые я точно использую в своей практике:
1. «Круглый стол» по любой теме
2. Тематические выставки
3. Консультации специалистов
4. Семейные спортивные встречи
5. Почта доверия
6. Открытые занятия для просмотра родителей
7. Конкурс семейных талантов
8. Семейные проекты
9. Интервью с родителями и детьми
10. Совместные экскурсии
11. Мастер-классы
12. Нетрадиционные родительские собрания (деловая игра, дискуссии, привлечение других специалистов и т. д.)
Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчётов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Появилась необходимость нововведений в сотрудничестве с родителями, системы активного включения родителей в жизнь дошкольного учреждения. Родительское собрание становится эффективным лишь тогда, когда в его рамках идёт не только вещание проблемы (традиционный метод, но и проигрывание той или иной ситуации в виде ролевой или деловой игры, работа в мини-группах. В наших родительских собраниях введена традиция – слушать конкретно чей-то семейный опыт, по определённому вопросу, например «Как мы проводим выходные дни в кругу семьи?»
Пример итогового родительского собрания «Один день в детском саду»
Итоговое родительское собрание в старшей группе
Цель: подведение итогов воспитательно-образовательного процесса.
Задачи:
1. Рассказать (показать презентацию) родителям чему научились дети за учебный год.
2. Продолжать знакомить родителей с жизнью детского сада.
3. Познакомить с правилами безопасности в летний период.
В повестке:
1. Приветствие воспитателя Рябоконевой Л. Н.
2. Чтение стихотворений детьми старшей группы.
3. Итоги: Рябоконева Л. Н.
4. Занятие с родителями «Один день в детском саду»
5. Выступление старшего воспитателя, заведующей.
6. Вопросы от родителей специалистам детского сада.
Ход собрания
1. Здравствуйте уважаемые родители! Каждое родительское собрание я вас благодарю за то, что, несмотря на вашу занятость, вы приходите, посещаете наши мероприятия, в том числе собрания. Я думаю, что и сегодня вы не пожалеете, что пришли! Ну а сейчас я предлагаю посмотреть презентацию.
(Просмотр презентации «Какими мы были, какими мы стали…», Что мы делаем не скажем, а что делаем - покажем!», «Кто роднее всех на свете? Ну, конечно же, семья!»)
За учебный год дети многому научились: знают своих родителей и своих близких, знают о своей Родине, главных её символах, столице и других главных городах. Знают о природе своей Родины, природе Красноярского края, ориентируются в определении животных, их главных отличительных особенностях; знают прямой и обратный счёт, знают соседей числа, состав чисел; умеют пересказывать и учить стихи. Сейчас мы с вами послушаем стихи от ваших детей «Детский сад – второй наш дом!» Встречаем!
2. (Дети читают стихи)
3. Немного статистики:
- Мы, вы за учебный год поучаствовали в 11 выставках рисунков и поделок!
- Мы, вы приняли участие в 19 конкурсах: среди них есть призовые места!
- Было проведено 2 долгосрочных проекта: «Животные нашего Красноярского края», «Берегите птиц», также вы приняли участие в проекте «Военная техника из снега», прошла акция «Крепка семья – сильна Россия».
- Было проведено 3 инсценировки сказки (в первой половине учебного года, в середине года и в конце учебного года)
-Было проведены родительские собрания, родительские гостиные, мастер-классы
- За учебный период было проведено 10 праздничных мероприятий!
Вот такой у нас получился год!
4. Ну а сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вам вернуться в детство, почувствовать себя опять маленькими детьми. Тогда вы поймёте, а что же делают ваши ребята в детском саду, чем занимаются, как происходит весь процесс.
Сейчас произнесём с вами волшебные слова:
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!
А теперь 5 раз крутись и в маленьких ребяток все превратись!
Ну, вот вы и маленькие дети и отправимся мы в волшебную страну фей в которой вам нужно будет выполнять разные задания! А правят страной 2 королевы, если вы справитесь с заданием, королевы всех фей познакомят вас с одним словом, которое имеет 2 значения, смотря куда поставить ударение! Готовы? Делимся на команды и начинаем!
1) Первавя «Фея Спорта»
(От неё задания)
2) Вторая «Фея Математики»
(От неё задания)
3) Третья «Фея Звуков и произношения»
(От неё задания)
4) Четвёртая «Фея Природы»
(От неё задания)
***
5. Подведение итогов старшего воспитателя и заведующей. Достают слово «Молодец». Поздравляют с окончанием учебного года. Сделать акцент на семейное воспитание и заботу, напомнить о правилах безопасности в летний период.
6. Вопросы от родителей специалистам детского сада.
***Конец***
На сегодняшний день родителям доступно знание тематики недели, это позволяет беспрепятственно и доступно включаться в воспитательно-образовательный процесс. Стало традицией в нашей группе и в нашем детском саду проводить тематические выставки рисунков, поделок. Например, осенью, в теме недели, которая посвящена птицам, родители приняли участие в проекте «Птицы – наши друзья!», где папы и дедушки дома с детьми изготавливали кормушки для птиц. Акция получила название «Каждой пичужке – по кормушке! При проведении тематической недели к празднику 23 февраля, родители и дети совместно на детской площадке лепят фигуры из снега в виде военной техники. Творчество – волшебный мир, в котором интересно всем: и детям, и взрослым. Вошли в традицию такие выставки и мероприятия, посвящённые Дню отца, Дню Матери Дню бабушек и дедушек, Дню семьи. Немаловажную роль оказала в сплочении семьи и детского сада Всероссийская акция «Крепка семья - сильна Россия!» Целью таких мероприятий является развитие творческого потенциала личности дошкольника, популяризации важных приоритетов: семьи, Родины, мира.
Очень любят родители встречи, в виде круглых столов и мастер-классов, родительских гостиных. Так как я сама творческий педагог, люблю фантазировать и воплощать свои идеи в виде дидактических игр и дидактического материала, то свою любовь и энергию творить я передала родителям, которые увлеклись моей идеей и теперь, благодаря этому, наша предметно-развивающая среда заметно пополнилась красочным дидактическим материалом, изготовленным руками родителей.
Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия с семьёй являются открытые занятия. Они призваны вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, повышать педагогическую культуру родителей. Здесь педагог демонстрирует не только свой опыт, не только знания и умения детей, здесь идёт сотрудничество между педагогом, ребёнком и родителем. Формируются партнёрские отношения. И, конечно же, от таких занятий и дети, и родители получают позитивные эмоции и новые знания. Так, с целью любви и уважения к своей малой Родине, к истории возникновения родного посёлка, очень здорово прошло открытое занятие «Родная моя сторона».
Ещё хотелось бы добавить, что в самом начале, до прихода детей первый раз в детский сад, обязательно встречаюсь с родителями, знакомлюсь. Начинаем встречать родителей еще на входе, чтобы показать, что детский сад рад встречать своих ребят. Детский сад – это второй дом, в котором уютно, тепло и радостно. Даже те ребята и родители, которые уже посещают детский сад, очень любят такие встречи. А если переодеться сказочным героем, приготовить интересные игры – успех будет гарантирован!
Результаты, способы измерения результатов
В качестве способа измерения результатов использую наблюдение, анкетирование, диагностику заинтересованности на начало года и конец года, протоколы родительских собраний. Сравнив протоколы родительских собраний, посещение родителями мастер-классов за учебный год, сравнила количество родителей с ответной реакцией, то есть оперативным реагированием на предложенные совместные проекты, акции, досуги и теперь могу говорить о том, что родители из «зрителей» и «обывателей» превратились в активных участников (помощников) и единомышленников. Об этом говорят следующие цифры:
Результаты подсчёта:
Группы родителей:
1. Зрители (обыватели): на начало года - 67 % на конец года-28%
2. Активные участники (помощники): на начало года - 33% на конец года - 72%
Из процентного соотношения видно, что начало года зрителей-обывателей было гораздо больше. К концу года произошло увеличение в сторону родителей помощников (активных участников). Так на конец года, активных родителей стало 72%.
Использование мною различных форм работы взаимодействия с родителями дало бесспорно начало положительным результатам.
Следующим результатам можно считать - высокий уровень у моих воспитанников познавательных способностей. Это показывают призовые места в конкурсах и проектах – это Всероссийские, краевые, районные и конкурсы ДОУ - это тоже результат и, результат этот говорит об активности и заинтересованности родителей в продуктивной деятельности своего ребёнка. (Об этом упоминается в итоговом родительском собрании)
По моим наблюдениям, наши родители стали больше прислушиваться к нам, педагогам, проявлять интерес к воспитательно-образовательному процессу. Стали больше консультироваться, спрашивать совета, стали открытыми, не замкнутыми, отзывчивыми. Родители стали чаще посещать праздники, досуги, стали активными в жизни детского сада и группы. Об этом свидетельствует пополнение предметно-развивающей среды новыми дидактическими играми, которые сделали сами родители на совместных мастер-классах и индивидуально, а также их участие в акциях и мероприятиях, проводимые детским садом и другими образовательными учреждениями.
Результатом считаю и то, что родители наладили тесный контакт не только с ребёнком, но и с коллективом родителей.
Результатом считаю и то, что своими наработками: сценариями, мероприятиями, планом по работе с родителями делилась с коллегами, как на уровне ДОУ, так и на районном уровне.
Выводы
Смело могу сказать, что родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатам и продуктам детской деятельности, эмоционально поддерживать ребёнка. Совместная деятельность сблизила педагогов, родителей и детей, также семьи между собой. Атмосфера доброжелательности стала очевидной, что говорит о комфортных условиях внутри образовательного учреждения и в группе в целом. У многих родителей открылись таланты, о которых они даже не подозревали! Вовлечение родителей, взаимное дополнение семейного воспитания, несомненно, сыграло огромную роль в воспитании личности ребёнка, его индивидуальных, духовных и творческих качеств.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями, их семьями.