Людмила Рябоконева
Опыт работы по взаимодействию с родителями за учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Моё взаимодействие с родителями под названием
«Только вместе мы по настоящему сильны!»
(работа по взаимодействию с родителями содержит: цель, задачи, введение и актуальность, примерные занятия, сценарии родительских собраний и мероприятий за учебный год, результаты)
Введение
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экспериментирование. Консультации для родителей
- Темочки
Семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребёнка. Любая педагогическая система без семьи – невозможна. Так и в детском саду, без участия семьи невозможно обеспечить полноценное воспитание и развитие ребёнка. Важным условием преемственности семьи и детского образовательного учреждения является установление доверительного контакта. Именно педагог призван установить или наладить этот контакт.
Я, точно так же, как и все педагоги делала всё возможное, чтобы между мной и родителями были доверительные, тёплые и дружеские отношения. Но стоит отметить, что не все родители открыто шли на контакт, многие родители ссылались на то, что у них нет времени. Также отмечу, что не было сплочённости родительского коллектива, не было заинтересованности родителей в жизни детского коллектива: родители плохо посещали родительские собрания, мало участвовали в конкурсах, выставках, проектах, акциях, досугах и других совместных деятельностях. Все эти вышесказанные проблемы легли в цель моей работы.
Цель: вовлечение родителей и их семей в воспитательно-образовательный процесс путём внедрения инновационных форм работы взаимодействия с семьями воспитанников.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Создать комфортные условия для взаимодействия родителей и детей в жизнедеятельности детского сада.
2. Установить партнёрские, дружеские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей.
3. Способствовать активному участию родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
«Чтобы хорошо узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью»
В. А. Сухомлинский
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в современном мире. Родители являются первыми педагогами ребёнка, а семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, и здесь происходит его социальное рождение. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании и развитии ребёнка. И если мы хотим воспитать всесторонне развитую личность в ребёнке, то должны решать эту проблему вместе «всем миром»: детский сад – семья. Такие отношения семьи и детского сада получили название «сотрудничество» или «взаимодействие», что означает – общение на равных.
Принципы, аспекты, формы взаимодействия с родителями
Признание авторитета семейного воспитания требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения, поэтому при организации работы с семьями воспитанников в рамках взаимодействия я придерживаюсь двух важных, на мой взгляд, принципов:
1. Открытость детского сада и семьи (Каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок);
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребенка;
Каждая семья имеет индивидуальные особенности, все родители разные. К ним, как и к детям нужен особый подход. Чтобы родители с удовольствием приходили на мероприятия детского сада, принимали участие, их нужно как можно чаще мотивировать, заинтересовывать, показать, как много они значат в жизни ребёнка! От того, насколько грамотно выстроить мотивацию, зависит решение родителя, приходить на встречу или нет, ведь родитель учитывает свой предыдущий опыт собраний, субъективно оценивает компетентность педагога, а также важность мероприятия. И здесь, как никогда играет роль грамотности педагога, насколько педагог подготовлен к данной теме. Здесь помогут такие вопросы: «Что говорит мой опыт относительно проблемы?», «Что именно хочу сказать родителям?», «Для чего родителям нужна эта информация?» Личная позиция и грамотность придаст весомость вашим словам, поможет приобрести уверенность в выражении ваших мыслей. Не только устно вещайте, но и мотивируйте, вовлекайте родителей в живом режиме. Только вовлечённые в процесс родители получают знания, новый опыт, который он может использовать в дальнейшем. Смело могу добавить, что участники встречи готовы проявлять активность при соблюдении трёх условиях:
1. Психологическая безопасность. Вам поможет улыбка и доброе слово. Создайте уютную, приятную обстановку. Тихая, приглушённая музыка, детские работы на стенде «Моя семья». Положите на видное место журналы о семье, о важности семейного воспитания, семейных традициях. Такие выставки помогают сближать детей и родителей в их совместном творчестве. И с каждым разом, в этих выставках принимают участие всё больше и больше семей, так как родитель видит свою значимость, значимость семьи.
2. Признание личности. Улыбнулись одному родителю, обязательно улыбнитесь другому! Обращайтесь по имени и отчеству, с уважением. Дайте участникам выразить своё мнение, благодарите каждого. Говорите негромко, не перебивая собеседника
3. Личная заинтересованность. Одним родителям тема встречи может показаться важной, но у других родителей заинтересованность может быть не сформирована. Мне помогают деловые, словесные игры, которые сближают и которые непринуждённо вызывают на контакт. А также, чтобы мотивировать родителей, обязательно включаю детей, где дети читают стихи, рассказывают о том, как они проводят свободное время и выходные, чему научились в детском саду и какая их заветная мечта. Можно заранее записать виде-опрос, к примеру, «Что такое семья?»
В своей цели я указала на то, что вовлекаю своих родителей, используя инновационные способы взаимодействия с семьёй. Другими словами, инновационные способы – это современные формы работы с родителями, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности ребёнка, укреплять внутрисемейные связи и реализовывать единую программу воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье. В своей работе я использую как индивидуальные, так и групповые формы работы, вот некоторые примеры, которые я точно использую в своей практике:
1. «Круглый стол» по любой теме
2. Тематические выставки
4. Семейные спортивные встречи
5. Почта доверия
6. Открытые занятия для просмотра родителей
7. Конкурс семейных талантов
8. Семейные проекты
9. Интервью с родителями и детьми
10. Совместные экскурсии
11. Мастер-классы
12. Нетрадиционные родительские собрания (деловая игра, дискуссии, привлечение других специалистов и т. д.)
Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчётов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Появилась необходимость нововведений в сотрудничестве с родителями, системы активного включения родителей в жизнь дошкольного учреждения. Родительское собрание становится эффективным лишь тогда, когда в его рамках идёт не только вещание проблемы (традиционный метод, но и проигрывание той или иной ситуации в виде ролевой или деловой игры, работа в мини-группах. В наших родительских собраниях введена традиция – слушать конкретно чей-то семейный опыт, по определённому вопросу, например «Как мы проводим выходные дни в кругу семьи?»
Пример итогового родительского собрания «Один день в детском саду»
Итоговое родительское собрание в старшей группе
Цель: подведение итогов воспитательно-образовательного процесса.
Задачи:
1. Рассказать (показать презентацию) родителям чему научились дети за учебный год.
2. Продолжать знакомить родителей с жизнью детского сада.
3. Познакомить с правилами безопасности в летний период.
В повестке:
1. Приветствие воспитателя Рябоконевой Л. Н.
2. Чтение стихотворений детьми старшей группы.
3. Итоги: Рябоконева Л. Н.
4. Занятие с родителями «Один день в детском саду»
5. Выступление старшего воспитателя, заведующей.
6. Вопросы от родителей специалистам детского сада.
Ход собрания
1. Здравствуйте уважаемые родители! Каждое родительское собрание я вас благодарю за то, что, несмотря на вашу занятость, вы приходите, посещаете наши мероприятия, в том числе собрания. Я думаю, что и сегодня вы не пожалеете, что пришли! Ну а сейчас я предлагаю посмотреть презентацию.
(Просмотр презентации «Какими мы были, какими мы стали…», Что мы делаем не скажем, а что делаем - покажем!», «Кто роднее всех на свете? Ну, конечно же, семья!»)
За учебный год дети многому научились: знают своих родителей и своих близких, знают о своей Родине, главных её символах, столице и других главных городах. Знают о природе своей Родины, природе Красноярского края, ориентируются в определении животных, их главных отличительных особенностях; знают прямой и обратный счёт, знают соседей числа, состав чисел; умеют пересказывать и учить стихи. Сейчас мы с вами послушаем стихи от ваших детей «Детский сад – второй наш дом!» Встречаем!
2. (Дети читают стихи)
3. Немного статистики:
- Мы, вы за учебный год поучаствовали в 11 выставках рисунков и поделок!
- Мы, вы приняли участие в 19 конкурсах: среди них есть призовые места!
- Было проведено 2 долгосрочных проекта: «Животные нашего Красноярского края», «Берегите птиц», также вы приняли участие в проекте «Военная техника из снега», прошла акция «Крепка семья – сильна Россия».
- Было проведено 3 инсценировки сказки (в первой половине учебного года, в середине года и в конце учебного года)
-Было проведены родительские собрания, родительские гостиные, мастер-классы
- За учебный период было проведено 10 праздничных мероприятий!
Вот такой у нас получился год!
4. Ну а сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вам вернуться в детство, почувствовать себя опять маленькими детьми. Тогда вы поймёте, а что же делают ваши ребята в детском саду, чем занимаются, как происходит весь процесс.
Сейчас произнесём с вами волшебные слова:
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!
А теперь 5 раз крутись и в маленьких ребяток все превратись!
Ну, вот вы и маленькие дети и отправимся мы в волшебную страну фей в которой вам нужно будет выполнять разные задания! А правят страной 2 королевы, если вы справитесь с заданием, королевы всех фей познакомят вас с одним словом, которое имеет 2 значения, смотря куда поставить ударение! Готовы? Делимся на команды и начинаем!
1) Первавя «Фея Спорта»
(От неё задания)
2) Вторая «Фея Математики»
(От неё задания)
3) Третья «Фея Звуков и произношения»
(От неё задания)
4) Четвёртая «Фея Природы»
(От неё задания)
***
5. Подведение итогов старшего воспитателя и заведующей. Достают слово «Молодец». Поздравляют с окончанием учебного года. Сделать акцент на семейное воспитание и заботу, напомнить о правилах безопасности в летний период.
6. Вопросы от родителей специалистам детского сада.
***Конец***
На сегодняшний день родителям доступно знание тематики недели, это позволяет беспрепятственно и доступно включаться в воспитательно-образовательный процесс. Стало традицией в нашей группе и в нашем детском саду проводить тематические выставки рисунков, поделок. Например, осенью, в теме недели, которая посвящена птицам, родители приняли участие в проекте «Птицы – наши друзья!», где папы и дедушки дома с детьми изготавливали кормушки для птиц. Акция получила название «Каждой пичужке – по кормушке! При проведении тематической недели к празднику 23 февраля, родители и дети совместно на детской площадке лепят фигуры из снега в виде военной техники. Творчество – волшебный мир, в котором интересно всем: и детям, и взрослым. Вошли в традицию такие выставки и мероприятия, посвящённые Дню отца, Дню Матери Дню бабушек и дедушек, Дню семьи. Немаловажную роль оказала в сплочении семьи и детского сада Всероссийская акция «Крепка семья - сильна Россия!» Целью таких мероприятий является развитие творческого потенциала личности дошкольника, популяризации важных приоритетов: семьи, Родины, мира.
Очень любят родители встречи, в виде круглых столов и мастер-классов, родительских гостиных. Так как я сама творческий педагог, люблю фантазировать и воплощать свои идеи в виде дидактических игр и дидактического материала, то свою любовь и энергию творить я передала родителям, которые увлеклись моей идеей и теперь, благодаря этому, наша предметно-развивающая среда заметно пополнилась красочным дидактическим материалом, изготовленным руками родителей.
Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия с семьёй являются открытые занятия. Они призваны вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, повышать педагогическую культуру родителей. Здесь педагог демонстрирует не только свой опыт, не только знания и умения детей, здесь идёт сотрудничество между педагогом, ребёнком и родителем. Формируются партнёрские отношения. И, конечно же, от таких занятий и дети, и родители получают позитивные эмоции и новые знания. Так, с целью любви и уважения к своей малой Родине, к истории возникновения родного посёлка, очень здорово прошло открытое занятие «Родная моя сторона».
Ещё хотелось бы добавить, что в самом начале, до прихода детей первый раз в детский сад, обязательно встречаюсь с родителями, знакомлюсь. Начинаем встречать родителей еще на входе, чтобы показать, что детский сад рад встречать своих ребят. Детский сад – это второй дом, в котором уютно, тепло и радостно. Даже те ребята и родители, которые уже посещают детский сад, очень любят такие встречи. А если переодеться сказочным героем, приготовить интересные игры – успех будет гарантирован!
Результаты, способы измерения результатов
В качестве способа измерения результатов использую наблюдение, анкетирование, диагностику заинтересованности на начало года и конец года, протоколы родительских собраний. Сравнив протоколы родительских собраний, посещение родителями мастер-классов за учебный год, сравнила количество родителей с ответной реакцией, то есть оперативным реагированием на предложенные совместные проекты, акции, досуги и теперь могу говорить о том, что родители из «зрителей» и «обывателей» превратились в активных участников (помощников) и единомышленников. Об этом говорят следующие цифры:
Результаты подсчёта:
Группы родителей:
1. Зрители (обыватели): на начало года - 67 % на конец года-28%
2. Активные участники (помощники): на начало года - 33% на конец года - 72%
Из процентного соотношения видно, что начало года зрителей-обывателей было гораздо больше. К концу года произошло увеличение в сторону родителей помощников (активных участников). Так на конец года, активных родителей стало 72%.
Использование мною различных форм работы взаимодействия с родителями дало бесспорно начало положительным результатам.
Следующим результатам можно считать - высокий уровень у моих воспитанников познавательных способностей. Это показывают призовые места в конкурсах и проектах – это Всероссийские, краевые, районные и конкурсы ДОУ - это тоже результат и, результат этот говорит об активности и заинтересованности родителей в продуктивной деятельности своего ребёнка. (Об этом упоминается в итоговом родительском собрании)
По моим наблюдениям, наши родители стали больше прислушиваться к нам, педагогам, проявлять интерес к воспитательно-образовательному процессу. Стали больше консультироваться, спрашивать совета, стали открытыми, не замкнутыми, отзывчивыми. Родители стали чаще посещать праздники, досуги, стали активными в жизни детского сада и группы. Об этом свидетельствует пополнение предметно-развивающей среды новыми дидактическими играми, которые сделали сами родители на совместных мастер-классах и индивидуально, а также их участие в акциях и мероприятиях, проводимые детским садом и другими образовательными учреждениями.
Результатом считаю и то, что родители наладили тесный контакт не только с ребёнком, но и с коллективом родителей.
Результатом считаю и то, что своими наработками: сценариями, мероприятиями, планом по работе с родителями делилась с коллегами, как на уровне ДОУ, так и на районном уровне.
Выводы
Смело могу сказать, что родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатам и продуктам детской деятельности, эмоционально поддерживать ребёнка. Совместная деятельность сблизила педагогов, родителей и детей, также семьи между собой. Атмосфера доброжелательности стала очевидной, что говорит о комфортных условиях внутри образовательного учреждения и в группе в целом. У многих родителей открылись таланты, о которых они даже не подозревали! Вовлечение родителей, взаимное дополнение семейного воспитания, несомненно, сыграло огромную роль в воспитании личности ребёнка, его индивидуальных, духовных и творческих качеств.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями, их семьями.