Елена Жарикова
Проект «Народные традиции наших предков»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по теме проекта «Народные традиции наших предков».
Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Публикация «Проект „Народные традиции наших предков“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель: создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников на основе приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- пробудить интерес детей и их родителей к истории и культуре России;
- способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;
- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
- знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь; - сформировать чувство национального достоинства.
Тип проекта : творческо-познавательно игровой.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Продолжительность проекта : долгосрочный 9 месяцев (2018-2019 уч. г). Актуальность темы:
Детство - время развития душевных и телесных сил человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Формирование основ русской культуры должно пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни в детском саду и дома.
Реализация проекта позволит объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в успешной социализации детей и формировании устойчивого интереса к народной культуре, её ценностям. Ожидаемые результаты:
- дети имеют представление о русских-народных традициях. О семейных традициях празднования Рождества, Масленицы, Пасхи;
- проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
- используют в своей речи устный народный фольклор, с радостью играют в народные игры, используя считалки и правила;
- имеют элементарное представление о русском народном костюме;
- бережно относятся к предметам быта и произведениям народного творчества.
1. Знакомство с традициями и бытом русского народа. Экскурсия в музей «Русскую избу».
Задачи: дать детям элементарное представление о русском народном костюме, показать и научить бережно относиться к предметам быта и произведениям народного творчества.
Знакомство с предметами быта и народным костюмом у наших детей началось с посещения музея «Русская изба». Накануне посещения музея мы с ребятами побеседовали, посмотрели презентацию о культуре и быте русского народа. Ребят заинтересовали такие названия предметов, как прялка, сундук, утварь, рушник, образа. Мы приняли решение показать детям предметы быта наших предков, чтобы дети могли посмотреть, потрогать, «поработать» этими предметами.
2. Русские народные праздники
Святки. (колядование)
Цели: показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
Задачи:
- пробудить интерес детей и их родителей к истории и культуре России;
- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
- знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.
Колядки -это короткие песенки с пожеланиями здоровья, богатства и удачи. Исполняются колядки в ночь под Рождество. Колядовщики поют песни-колядки, поздравляют с праздником Рождества Христова и желают хозяевам всяческого благополучия. Люди ходили по дворам и пели колядки соседям. За что хозяева угощают колядовщиков печеньем, конфетами и разными сладостями.
Закончились рождественские каникулы, и ребята спросили меня: «А что такое колядки? Давайте поколядуем? Как это сделать?». Побеседовали с детьми, показали иллюстрации и решили немного «усложнить» традицию : ребята решили не только получать угощенья, но и сами дарить маленькие подарочки малышам, в группы которых мы ходили колядовать. Выучили потешки, песни-колядки. Получилось интересно, весело, дружелюбно.
3. Празднование Масленицы.
Цель: дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Задачи:
- знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины.
- учить понимать народные потешки, заклички.
- развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи;
- развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
Следующей традицией, с которой познакомились дети, была праздник Масленицы. Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.
В этот праздник не скучают,
Все в веселье превращают.
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.
Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами. Всю неделю дети готовились к празднику Масленицы – рисовали, лепили из пластилина блины, делали аппликацию тарелочек для блинов, ели и угощали друг друга блинами, делились впечатлениями какие блины приготовили им родители. Итоговым мероприятием было развлечение для детей «Пришла краснощекая Масленица». Дети от души посмеялись над закличками, потешками. А потом еще и сожгли чучело Масленицы и пришла весна красна.
4. День семьи любви и верности.
Праздник «День семьи».
Цель: дать детям понятие семьи,
Задачи:
Всероссийский день семьи, любви и верности вышел из православного календаря, где каждый год 8 июля отмечается день святых Петра и Февроньи Муромских — православных покровителей семьи и брака, олицетворяющих в русской культуре супружескую любовь и верность и издревле считавшихся на Руси покровителями семьи и брака.
5. 9 мая – День Победы.
Цели: закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.
Задачи:
- вспомнить, какие памятники напоминают нам о героях;
- воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них (с показом презентации «Города-герои»).
6. Пасха : Слово «Пасха» в переводе с еврейского означает «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении своих предков от египетского рабства. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление всего человечества через Христа от власти дьявола, победу над смертью и дарование нам вечной жизни с Богом. По важности благодеяний, полученных нами через воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств. Светлый праздник Пасхи издревле почитался на Руси как день всеобщего равенства, любви и милосердия. Крашеные яйца - неизбежная принадлежность пасхального разговения. О происхождении пасхальных яиц существует в народе много легенд. Согласно одной из них, капли крови Распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твёрдыми, как камень. Горячие слёзы Богоматери, рыдавшей у подножия Креста, упали на эти кроваво-красные яйца и оставили на них следы в виде прекрасных узоров и цветных крапинок. Когда Христос был снят с Креста и положен в гроб, верующие собрали Его слёзы и поделили между собой. А когда пронеслась среди них радостная весть о Воскресении, они приветствовали друг друга: «Христос воскрес» и при этом передавали из рук в руки Христовы слёзы. После Воскресения обычай этот строго соблюдался у первых христиан, и знамение величайшего чуда – слёзы-яйца – строго хранились у них и служили предметом радостного дара в день Светлого Воскресения.