Лучший педагог года

Отчет по самообразованию «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей 4–5 лет»

Юлия Жданова
Отчет по самообразованию «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей 4–5 лет»
▼ Скачать

Цель:

Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

Задачи:

• Развивать способность детей различать добро и зло, не только в сказке, но и в жизни; умение делать нравственный выбор.

Публикация «Отчет по самообразованию „Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей 4–5 лет“» размещена в разделах

• Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, анализировать свое поведения и поведение других.

• Помочь родителям понять ценность сказки, ее особенную роль в воспитании подрастающего человека.

Ожидаемые результаты:

• Усвоение норм духовно - нравственного воспитания, открытость их к «доброму», доброжелательное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и к самому себе;

Понимать необходимость развития волевых качеств: послушание, почитание родителей и взрослых;

• Знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;

• Формировать представление о честности, справедливости, доброте, отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости, жадности;

• Развивать чувства самоуважения, стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, радоваться успехам других, не завидовать;

• Приходить нуждающимся на помощь.

Срок реализации: сентябрь - май

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей именно с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка – нечто волшебное, «очень простая и наивная», как сущность ребенка.

Приемы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все это направлено на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, можно еще раз прочитать или пересказать. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой.

Художественное слово. Оно помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Выборочное чтение. Оно способствует лучше усвоить содержание текста. Когда читаешь отрывки или песенки, или концовки, можно использовать как дидактическую игру: «Из какой сказки, или спросить, например, «Чем закончилась сказка, «Какой главный герой сказки… Можно много вопросов задать

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, можно показать игрушки - персонажи, элементы театра игрушек, иллюстрации, даже показать движения героя и мимику. Это усилит эмоциональное восприятие ребенка.

Словесные приемы. В наших сказках много старых славянских слов и выражений, которые в наше время не употребляют, и детям они не понятны. В таких случаях надо им объяснить или даже показать наглядно, что это такое.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показываю детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Заодно и повторим основные моменты сказки.

Беседа по сказке. Беседа может включать в себя словесные и наглядные приемы. Бывает вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы нужно обострить внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы от детей оценивать поступки героев.

Этапы работы со сказкой

• Знакомство детей сказкой – чтение, рассказывание

• Беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок (например, «У медведя на бору», «Волк и козлятки» и др.)– с целью закрепления содержания сказок.

(Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки)

• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании (позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказокметод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Считаю, что поставленные мною задачи в начале учебного года, в целом выполнены. У большинства детей, на мой взгляд, сформировалось представление о добре и зле, многие научились сравнивать и анализировать поступки сказочных героев; многие самостоятельно, некоторые с помощью взрослого, могут оценивать свое поведение и поведение своих товарищей.

Дети проявляют интерес к сказкам, знают содержание многих сказок, героев сказок. Научились, но не всегда, понимать смысл сказок. Отличают добро от зла, знают, что такое «хорошо», а что - «плохо», что можно, а что нельзя. Знают и не принимают грубость и безделье, стараются помочь во всем. Могут оценивать свое поведение и других. Более бережно относятся к книгам, как заметят повреждение, сразу несут «лечить».

Дети умеют выражать свои чувства. Умеют играть в «сказку», строить свой сюжет, дополнять персонажей.

Многие теперь не стесняются участвовать в театре игрушек, выбирают персонажа, отстаивают свой выбор (такой театр устраивают самостоятельно в процессе игры).

Беседы и консультации (папки – передвижки, онлайн) не прошли даром. Дети рисовали сюжеты сказок, вместе рассматривали все рисунки, обсуждали. Даже придумывали сказки сами. Совместно с родителями и детьми выбирали сказки для чтения, дети приносят свои любимые книги из дома. Благодаря родителям, у нас стала большая библиотека (также пополнился театр игрушек). Родители многие чаще стали читать сказки детям (это видно из рассказов детей, а значит стали больше общаться со своими детьми. Родители заинтересованы в чтении сказок, очень многие сказки для них не известны вообще, поэтому интерес повышается.

Сказка не дает прямых наставлений, но с детьми можно сделать выводы, исходя из поведения персонажей. Дети могут увидеть в сказке то, чего мы и не предполагали еще и поспорят свами).

Сказка «Волк и семеро козлят» учит быть осторожными, внимательными и наблюдательными, чтобы никто нас не обманул разными приемами (Держи ухо востро). Что нужно слушать родителей.

«Телефон» К. И. Чуковского учит тревожить людей по всяким пустякам, учит терпению, вежливости и тактичности.

Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» учит взаимопомощи и заботе друг о друге, друг в беде никогда не оставит даже ценой своей жизни. Показаны отрицательные черты героев, которые не ценят дружбу.

Сказка «Лисичка - сестричка и волк» учит, что нельзя быть такими доверчивыми, как дед и волк. Обманщикам нельзя верить! Нужно быть внимательным, осторожным, учит думать своей головой.

Сказка «Зимовье зверей» учит не лениться, быть трудолюбивым и думать о будущем. Что нужно браться за дело всем вместе дружно, тогда можно справиться с любыми трудностями. Нужно уметь прощать друг друга!

Сказка «Лиса и козел» К. Я. Ушинский. Когда идешь в путь, будь осторожен! Смекалка во всяком деле выручит. Учит не следовать, не думая, чужим советам. Всегда надо все обдумать. Прежде чем войти, подумай, как выйдешь.

«Чудо - дерево» К. Чуковского учит дарить людям радость, учит фантазировать.

Сказка «Гуси - лебеди» учит слушаться родителей, помогать им, учит смелости и решительности. Учит любви в своей семье. Учит помогать друг другу, учит уважению к окружающему и ответственности. Учит, что нужно делать добро другим. Тогда и тебе помогут в трудную минуту.

Конечно за учебный год прочитались не только эти сказки, так как дети очень любят чтение сказок!

«Сказка – это зерно, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений» (В. А. Сухомлинский).

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребенка!

В дальнейшем планирую продолжить «воспитание сказкой».

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Значение уголка «Русская изба» в духовно-нравственном воспитании ребенкаЗначение уголка «Русская изба» в духовно-нравственном воспитании ребенка В наше время дети мало получают информации о русской культуре, быте. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей 4–5 лет»
Опубликовано: 13 мая 2023 в 20:02
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет по самообразованию «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей 4–5 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Жданова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД