Майсурадзе Елизавета Николаевна
Формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! На 2023-2024 учебный год мною была выбрана следующая тема
самообразования «Формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста на
основразличного песенного репертуара (Классика, современность, фольклор.)
На слайде вы можете увидеть цель и задачи.
Цель. Развитие музыкальных способностей, овладение вокальными навыками, формирование
музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры. А сказать по
Темочки:
другому моя главная цель, научить детей петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и
настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей.
Задачи
-воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;
- развитие эмоциональной отзывчивости у детей;
- формирование певческих навыков;
- развитие исполнительского мастерства;
- расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;
- усвоение навыков ансамблевого пения;
- развитие детского песенного творчества.
Почему я выбрала данную тему?
Проблема постановки певческого голоса дошкольника – одна из наиболее сложных и
наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время
это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.
Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение к социальным
явлениям. Через содержание песен, дети познают жизнь и труд своего народа, знакомятся
с персонажами отечественной истории, расширяют детский кругозор, увеличивает объем
знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. В процессе общения с
музыкой от ребенка требуется подчинение интересам коллектива – согласованность
действий, воспитываются чувство дружбы и товарищества, такие свойства личности как
самообладание, выдержка, дисциплинированность, развиваются отзывчивость и
инициатива. Совместное пение охватывает детей переживаниями и требует от них единых
усилий. А самое главное пение способствует умственному развитию ребенка в целом.
Учитывая выше сказанное, мне очень интересна эта тема самообразования. Работать над
этой темой я буду со старшими дошкольниками (Группа 5)
Планируемый результат вы можете увидеть на слайде.
-у детей возрос интерес к певческой деятельности;
- Дети стали более эмоционально отзывчивыми;
- У детей сформированы вокальные навыки;
-Повысилось качество исполнения;
- расширен музыкальный кругозор и представление об окружающем мире;
- усвоены навыки ансамблевого пения;
Что же такое вокальные навыки? Основные вокальные навыки вы можете увидеть на слайде.
Перед началом работы над вокальным навыками мы с детьми узнали понятие «Певческая
установка»
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой
степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как
дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
Перед тем, как начать пение мы с детьми всегда вспоминали правила певческой установки:
-сидеть (стоять) ровно;
-не сутулиться;
-корпус и шею не напрягать;
-голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
-дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
-петь естественным голосом, избегая резкого звучания;
-рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого звука;
-нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
-дыхание
Работа над дыханием сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом,
не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого
дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание, без
участия плеч. В этом мне помогали упражнения из дыхательной гимнастики
А. Н. Стрельниковой («Ладошки», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д. Огороднова
(«Понюхать цветок»).
-звукообразование
На этом этапе я выделила основную задачу - учить детей петь без крика и напряжения.
Большое значение для этого имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти,
губ, мягкого нёба с маленьким язычком). В этом нам помогают различные распевания. А
так же пение гласных букв под музыку: «а, я, о, у, э, и, ы».
-дикция
Работу над дикцией я начала с формирования округлых гласных и отчётливое
произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных,
которые требуют подвижности артикуляционного аппарата.
Улучшали с детьми дикцию с помощью различных упражнений, артикуляционной
гимнастики, скороговорок, речевых зарядок и пр.
Так же хочу немного рассказать об упражнениях с клавесами.
Игры с клавесами- оказалось увлекательным и полезным занятием с детьми.
Такие игры развивают слуховое внимание, память, мелкую моторику, речь и др.
Детям очень полюбились такие упражнения, особенно под веселую и знакомую музыку.
Хочу продемонстрировать вам фрагмент игры на клавесах «Часики»
-чистотой интонирования
Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинали с понятия
высоты звука. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над
совершенствованием слуха. Это использование различных упражнений на
звукоподражание, повторение выученных песен с сопровождением и a cappella,
упражнение «Рисуем голосом». А так же способствует чистоте интонированию игра на
диатонических колокольчиках.
На игре на диатонических колокольчиках хочу остановиться подробнее:
Каждый колокольчик соответствует определенной высоте и ноте.
Прошу посмотреть фрагмент нашего занятия. Отмечу, что дети с большим интересом
играли на колокольчиках разные музыкальные произведения, так же самостоятельно
пожелали подготовить номер для праздника с использованием колокольчиков.
Дети играют по 8 человек, так как колокольчиков в наборе- 8. Чтобы задействовать детей
именно в ансамбле - планируется приобретение трех наборов колокольчиков.
-ансамбль
В пении ансамблем, я старалась приучать детей слушать себя и других, сливаться с общим
пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся.
Этого получилось достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении,
выдерживании общего темпа, одновременном начатии и окончании певческой фразы. Так
же большое внимание уделяла единой динамике и выразительности.
В заключении, я хочу сказать что проведё нная мной работа дала оределенный результат:
Я заметила, что дети стали более эмоционально отзывчивы на музыку, повысилось
качество исполнения произведений, дети поют более слажено и выразительно.
В целом интерес к музыкальной деятельности у детей возрос, они охотно и активно
проявляют усвоенные вокальные навыки