Tамара Пономаренко
Отчет о работе муниципальной экспериментальной площадки
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД № 1
Тема: «Формирование представлений о профессиях у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Слайд №2
Цель исследования:
Разработка модели формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, формирование представлений о профессиях у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Задачи:
• Формирование и выявлений профессиональных интересов, поддержка и развитие их природных дарований.
• Психолого-социальная адаптация детей.
Публикация «Отчет о работе муниципальной экспериментальной площадки» размещена в разделах
• Развитие у детей в ходе различных видов деятельности трудовых и элементарных профессиональных навыков.
• Формирование мотивации и интересов детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.
Объект исследования:
воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования:
процесс формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Гипотеза исследования:
процесс формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности станет органичной частью образовательного процесса дошкольного учреждения, если:
• содержание формируемых представлений о профессиях у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности будет представлено программой;
• модель формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности обеспечит успешную профориентационную работу в детском саду для предшкольной подготовки;
• учебно-методическое обеспечение формируемых представлений о профессиях у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности будет учитывать возрастные особенности.
СЛАЙД № 3
Экспериментальная работа осуществлялась в течение пяти лет.
Сроки реализации: 2007 – 2012 годы
Первый этап - 2007-2008г. г – теоретико – поисковый
Второй этап – 2007 – 2008 г. г. – проектировочный
Третий этап – 2008 – 2012г. – формирующий,2008 – 2012г.
Четвертый аналитический – 2012г.
Начиная экспериментальную работу по теме мы, прежде всего, проинформировали коллектив и родителей о проведении исследования.
На первом этапе эксперимента провели теоретический анализ проблемы исследования, определили сущность и структуру процесса формирования представлений о профессиях, разработали основы построения процесса формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Также были проанализированы возможности коллектива ДОУ, как материально-технические, так и интеллектуальные. Анализ показал, что ДОУ обладает достаточными возможностями. На первом этапе экспериментальной деятельности в целях повышения качества и эффективности работы педагогов были запланированы и проведены следующие мероприятия:
СЛАЙД № 4
• разработан план и формы работы с педагогами в режиме эксперимента;
СЛАЙД № 5
• распределены обязанности между участниками инновационной деятельности, с учетом их индивидуальных качеств, профессионального уровня, организаторских навыков и умений;
СЛАЙД №6
• разработаны основные направления деятельности сотрудников ДОУ для сохранения здоровья дошкольников в период проведения эксперимента;
СЛАЙД № 7
• разработана педагогическая технология конструирования воспитательно-образовательного процесса;
• на основе приоритетных направлений работы и с учетом требований программы «Детство» в организацию педагогического процесса и учебный план дошкольного учреждения были внесены изменения, введено дополнительное занятие: - «Радуга профессий», которое проводится два раза в месяц.
СЛАЙД № 8 - 10
• в рамках исследования проводилась диагностика детей подготовительной группы, анкетирование родителей и педагогов. Были использованы следующие методики
Диагностика Энн Махони «ТИП ЛИЧНОСТИ»
Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова
Было установлено, что в выборе детей преобладают профессии типа «человек – художественный образ» - 30,7%, «человек- человек» - 20%,самый низкий выбор профессий типа «человек – природа» - 10,7%.
СЛАЙД№ 11
Поэтому результаты диагностики и помогли наметить пути дальнейшей работы.
Была разработана методика проведения формирующего эксперимента и модель формирования о профессиях у детей дошкольного возраста.
СЛАЙД №12
На третьем этапе был осуществлен формирующий эксперимент, в ходе которого осуществилась проверка гипотезы.
Процесс формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности станет органичной частью образовательного процесса дошкольного учреждения, если:
• содержание формируемых представлений о профессиях у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности будет представлено программой;
• модель формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности обеспечит успешную профориентационную работу в детском саду для предшкольной подготовки;
• учебно-методическое обеспечение формируемых представлений о профессиях у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности будет учитывать возрастные особенности.
СЛАЙД №13
На четвертом этапе проведен анализ результатов экспериментальной работы и обобщены полученные результаты.
Ознакомление дошкольников с многообразием мира профессий не только расширило осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и сформировало у них познавательный интерес, элементарный опыт профессиональных действий, способствуют ранней профессиональной ориентации. Особое внимание педагоги уделяют занятиям по ознакомлению с профессиями, востребованными именно в нашем районе (доярка, строитель, швея, тракторист, повар, фермер и др., используя при этом проектный метод. Проектная деятельность, как форма поисково-познавательной деятельности ребенка-дошкольника давно привлекает внимание нашего коллектива.
Так в ДОУ были реализованы проекты «Фермерское хозяйство», «Маленькие овощеводы» «Маленький бизнес», «Юный метеоролог»,
«Профессии, которые мы выбираем», «Кукла своими руками».
В результате реализации данных проектов, дети уверенно рассуждают о содержании деятельности представителей многих профессий, ориентируются в их взаимосвязях, знают сопутствующие профессии, выражают предпочтение определенной группе или конкретной профессии.
Результатом индивидуальной исследовательской деятельности дошкольников стали проекты Маши Голодковой, второе место муниципальный конкурс «Я – исследователь», дипломант регионального конкурса в г. Сочи. Проект Артема Шаповалова «Природные синоптики» - лауреат муниципального конкурса. Особый интерес у детей и родителей вызвал проект Никиты Цупко «Создание мультфильма в домашних условиях»
В копилке успехов дошкольного учреждения имеются дипломы, грамоты и сертификаты участия в муниципальных научно – практических конференциях, конкурсах, муниципальных семинарах. В ДОУ работает творческая группа «Поиск». На базе ДОУ работает районный семинар по познавательному развитию дошкольников. Педагоги делятся своим опытом работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель экспериментально-исследовательской деятельности МАДОУ №31
заключалась в разработке модели формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, формировании представлений о профессиях у детей дошкольного возраста при которых возможно возникновение самостоятельной продуктивной, игровой и поисково-познавательной деятельности, как единственного эффективного условия развития дошкольников.
В результате проводимой в течение пяти лет (период 2007-2012г) работы коллективом были разработаны:
• Программа «РАДУГА ПРОФЕССИЙ»,
• Приложение к программе : методическое пособие «Радуга профессий»
• Тематика сюжетно – ролевых игр для всех возрастных;
• Картотека сюжетно – ролевых игр;
• Обобщен опыт работы «Формирование навыков экономического мышления у детей дошкольного возраста» ;
• Создано «Портфолио профессий», «Календарь профессий».
• Были созданы условия условий для самостоятельного участия детей в проектной деятельности.
Коллектив ДОУ готов продолжать внедрять собственные разработки и транслировать опыт среди коллег заинтересованных дошкольных учреждений.