Евгения Сокологорская
Отчет о проделанной работе «Ознакомление дошкольников с живой природой средствами воспитания чувственного опыта»
▼ Скачать + Заказать документы
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ПО ПРИОРИТЕТНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ СРЕДСТВАМИ ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА И ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К НЕЙ»
Реализуя программу “Детство”, изучая новинки методической литературы по данному вопросу, целью своей работы я определила развитие у детей желания проявлять интерес к объектам живой природы через наблюдения и экспериментирования, научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать. Вся дальнейшая работа была направлена на реализацию следующих задач:
Публикация «Отчет о проделанной работе „Ознакомление дошкольников с живой природой средствами воспитания чувственного опыта“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
2. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации в процессе познания природной картины мира.
3. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
4. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.
5. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
Для более полной реализации поставленных задач мною была проведена диагностика по выявлению уровня сформированности у детей познавательного интереса к миру природы; разработан перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности; составлен комплекс мероприятий по ознакомлению с объектами живой природы.
Для того чтобы процесс обучения был интересным и привлекательным в нашей группе создана соответствующая развивающая среда, в которой разработана система планирования, подобран демонстрационный материал, художественная литература (сказки с экологическим содержанием, загадки, рассказы, стихи, поговорки). В центре природы есть уголок экспериментирования, в котором имеется все необходимые для проведения опытов и экспериментов (весы, лупы, сосуды разной формы и объема, мерные стаканчики, предметы из металла, дерева, пластмассы и т. д.)
В работе с детьми использую различные формы, методы и приемы работы : наблюдения, опыты, экспериментирование, дидактические игры, беседы, прогулки и т. д. Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения последовательности изучения от “простого к сложному”.
Изучая с детьми строения тела животных, использую опорные карты, которые помогают детям в процессе обучения обобщать и анализировать.
В своей работе активно использую такие формы организации, как фронтальные занятия, чтение художественной литературы, развлечения, опыты, беседы. Свои отношения с детьми строю на основе доверия и партнерства. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Очень важно, чтобы воспринимая весь новый материал, дети думали.
Важно научить детей задавать вопросы и искать ответы на них.
С этой целью дети учились сравнивать различные природные объекты Например, дети сравнивали растения с с живыми объектами и субъектами окружающей природы, и в первую очередь с человеком и животными. Именно прием сравнения в работе с растениями помогает. Дети сравнивали, исследовали, изучали растения, исходя из личного опыта, и закрепляли понятие о том, что растения – живые существа, ведь они так похожи на человека.
Дети выяснили, что листья герани похожи на детские ладошки. Листья бегонии напоминают уши слона, а широкие, плавно опускающиеся листья лилии напоминают руки человека. Мы обратились к народному творчеству и выяснили, что герань в народе называют журавлиный нос. В результате опытов и экспериментов дети сами увидели, что растения – живые существа, которые могут легко погибнуть, если лишить их необходимых условий для жизни.
По итогам проделанной работы, дети самостоятельно пришли к выводу о том, что растения не только живые, не только похожи своими потребностями на человека и животных, но и каждое из них обладает своим характером, а значит может радоваться, когда ему хорошо и грустить – когда плохо.
Огромное значение в работе с детьми имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества с родителями. Ведь как бы мы, воспитатели, не старались учить детей чему-либо, если родители пассивны, не уделяют должного внимания своим детям, то и результат будет низким. Поэтому постоянно нахожусь в состоянии поиска новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Для повышения родительской компетентности были подготовлены и проведены следующие формы работы с родителями : папки передвижки, консультации, индивидуальные беседы по интересующим родителей вопросам, ширмы, подготовлена и проведена игровая ситуация для «Дня открытых дверей».
Проведя диагностику по итогам учебного года, можно сделать вывод, что все методы и приемы работы, проведенной с детьми, оказались эффективными, дети успешно усвоили необходимую систему знаний, овладели необходимыми навыками и умениями и применяют многие знания в практической деятельности. Все задачи, поставленные в начале учебного года, мы выполнили.
На следующий учебный год я наметила следующие задачи:
- способствовать расширению и углублению представлений детей о природе;
- развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные и речевые умения;
- помочь детям освоить навыки и умения по уходу за животными и растениями и отдельные способы охраны природы;
- воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью, следование экологическим правилам.