Надежда Дячук
От кого зависит речь ребёнка?
▼ Скачать + Заказать документы
От кого зависит речь ребёнка?
Наше общество решает сегодня сложные задачи обновления экономической политической и общественной жизни страны. Происходят изменения общества. И в этой связи большая ответственность ложится на плечи взрослых.
Педагоги ищут, разрабатывают и внедряют новые подходы к воспитанию подрастающего поколения. Ведь только хорошо образованный и воспитанный человек способен осуществить те перемены, которых все ждут.
Но нельзя забывать, что основы личности закладываются в семье и никакое даже самое хорошее дошкольное учреждение не может дать ребёнку всего того, что даёт семья.
Публикация «От кого зависит речь ребёнка?» размещена в разделах
Дошкольное детство – это возраст наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.
Мы обращаемся к мамам и папам, бабушкам и дедушкам: помните, что именно речевая активность, её объём и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребёнка в ознакомлении с миром социума и природы, в математике, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи. Развивайте речь вашего малыша, поправляйте явные ошибки в речи. Обращайтесь к специалистам за помощью.
Помните, что речь ребёнка не возникает сама собой, развитию речи способствуют всё, речь близких ему людей, все виды деятельности ребёнка. Она развивается постепенно, и только благодаря усилиям взрослых. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться, правильно произносить все звуки родного языка, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи (правильно объединять слова в предложения, овладеть связной речью.
При этом, в современных условиях мы наблюдаем значительные затруднения: ухудшение состояния здоровья детей, существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание родителей к речевому развитию ребёнка; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремлению к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении. Всё чаще, встречаются взрослые, которые замыкаются на просмотре ТВ, использовании компьютера, они меньше общаются со сверстниками и детьми. А между тем потребность в общении с взрослым и сверстниками определяет становление личности ребёнка, влияет на его речевую активность. Практика убеждает: в комплексе средств, воздействующих на формирование речи ребёнка. Играйте, разговаривайте, читатайте ему сказки, стихи.
Почему мы отдаём предпочтение стихам и сказкам? Стихи – это ритмичные и рифмованные строки вызывающие интерес у дошкольников, они «врезаются» в память, тем самым закрепляя правильное произношение языковой единицы. Кроме того, выразительное поэтическое слово – прекрасный образец высокохудожественной речи, который способствует обогащению лексики, развитию языкового чутья.
Сказки – это основа нашего духовного мира, неотделимая от нашей памяти. Сказка для ребёнка – это не просто вымысел и фантазия – это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка расширяет рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются со сложными явлениями и чувствами. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка.
Сказки предупреждают; показывают последствия легкомысленных поступков; формируют нормальный социальный тонус ребёнка и модели эффективного поведения в непростых ситуациях. Сказка не только способствует развитию речи, но и является вакциной от многих психологических проблем, с которыми ребёнок, встретится, когда станет старше. Так что, дорогие взрослые, начинайте с профилактики – читайте сказки, обсуждайте их и играйте в них.
Традиционно в русской культуре ребёнок начинает знакомство со сказками с народных сказок, незатейливых и напевных, сказках отнюдь не простых, в них сокрыты глубинные знания об очень важных для нас вещах. В сказках, как и в нашем мире, есть зло и неизменно присутствует добро, которое в конечном итоге побеждает. С помощью сказок можно мягко влиять, на неэффективный стиль поведения ребёнка, а также объяснять ребёнку смысл происходящего. С помощью сказки ребёнок воспринимает события своей реальной жизни как бы со стороны, познаёт альтернативные модели поведения. Рассказывание сказок необходимо для жизни ребёнка, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире.
Как известно, умственные возможности малышей очень велики. Однако реализовать их можно только деятельностью, которая соответствует возрасту. Важное направление в этом плане – синтезирование игры с обучением. Трёхлетнему ребёнку читают книжки в основном состоящие из картинок с небольшим текстом. Взрослый поясняют ребёнку иллюстрации. Просят показать его, например, где дом, крыша, дверь, окно; машина, колёса и т. д. Здесь же можно попросить назвать ребёнка то, что вы показываете. Видите, как легко можно на примере одной картинке поиграть с вашим малышом, обогатить его словарный запас, развить речь и память. Постепенно тексты будут увеличиваться, а иллюстрации в книгах уменьшаться. В конце дошкольного возраста ребёнок хорошо воспринимает тексты на слух. Но книги, которые он читает сам, должны быть иллюстрированы.
"Почаще", задавайте ребёнку вопросы, побуждая его к речи. В начале, они должны относиться к действиям, совершаемым ребёнком, взрослыми, к предметам окружающим малыша, игрушкам. Очень важно побуждать ребёнка задавать вопросы, и я Вас очень прошу не оставляйте их без ответа. Посмотрите в глаза вашему малышу и порадуйтесь его любознательности, отвечать нужно всегда охотно, весело, хвалить его за удачные вопросы, терпеливо и подробно объяснять ему всё непонятное.
Важно, научить ребёнка смотреть на говорящего. Тогда он легче перенимает артикуляцию (движение губ, языка).
Полезно также приучать детей слушать в лесу, парке, в саду, шелест листвы, пение птиц, журчание ручья, стрекотание кузнечиков, жужжание пчёл и т. д. Хорошо при этом объяснять, что это за звуки. Попытайтесь воспроизвести их вместе. Дети, как правило, поразительно тонко передают различные звуки и их оттенки. Такие игры обостряют внимание детей и делают их более восприимчивыми к звучанию речи.
В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослых. Благотворно влияет на развитие речи малышей пример старших детей. Поэтому надо всячески поощрять совместные игры и разговоры младших детей со старшими. Но не забывайте дорогие родители, что ребёнок воспринимает не только обращённую к нему речь, но и разговоры взрослых. Вероятно, многим родителям знакомы случаи, когда ребёнок, казалось бы, занят своим делом, оказывается в курсе происходящего разговора. И как только малыш подрастёт и начнёт свободно говорить, родители «вдруг» замечают, что он может ругаться, задавать не детские вопросы. Уважаемые родители, следите за своей речью, обращая внимание не только на её правильность, внятность, но и на тон, темы разговоров, выбор слов и выражений. Поверьте, ребёнок это зеркало семьи и что бы вы, не говорили, в нём отражается только то, что он видит и слышит. Если ребёнок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он, в конце концов, будет говорить правильно. Не забывайте, что это касается не только речи, но и поступков. Нельзя говорить одно, а делать другое только, потому, что вы взрослые.
Помните, что вы, должны заботиться о нервной системе ребёнка. Необходимо охранять её от таких чрезвычайных раздражителей как шум, неожиданные окрики, запугивание, резкие переходы от суровости к чрезмерной ласковости в общении с детьми. Не следует излишне баловать ребят, потакать их дурным желаниям. Я не призываю вас к спартанскому воспитанию, а только к разумной требовательности по отношению к ребёнку. Сознательная дисциплина и выдержанность обеспечивает устойчивость нервной системы ребёнка против неприятных раздражителей из вне.
Надеюсь, что все выше изложенные нехитрые советы помогут Вам уважаемые родители не только развить правильную и полноценную речь вашего ребёнка, но избежать проблем в школьном обучении. Не забывайте, при необходимости обращаться к специалистам и не думайте, что всё может исправиться само. Не забывайте, ребёнок это цветок, и только от вас зависит, каким он будет. Любовь, помощь и внимание просто необходимы, вашему малышу.
Н. С. Дячук