Татьяна Попова
Освоение русского языка как второго в ОУ с полиэтническим составом воспитанников посредством музыкального театра
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы, в связи с изменением демографической ситуации и появлением в дошкольных учреждениях большого числа детей – мигрантов, в центре внимания оказались проблемы, связанные с освоением русского языка как второго (неродного) и адаптации этой категории воспитанников в российский культурный контекст.
Маленький человек, входящий в жизнь, застает естественное и культурное пространство в его настоящем целостном виде: окружающий пейзаж, обстановка жилища, характерные цвета, звуки, люди, говорящие на родном языке и т. д. Однако, на занятиях искусства в детском саду, он знакомится с различными способами художественной деятельности в отрыве друг от друга, более того, развитие речи на этих занятиях является второстепенной задачей. Язык выступает только средством коммуникации для достижения результатов творческой деятельности.
Публикация «Освоение русского языка как второго в ОУ с полиэтническим составом воспитанников посредством музыкального театра» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Отсюда вытекает главное противоречие в работе педагогов художественно-эстетического цикла: все виды художественной деятельности у ребенка связаны, связаны они и с процессом речевого развития, но технологически это осваивается в отдельности на различных занятиях.
На наш взгляд, интегрированное преподавание искусства, включающее целенаправленную систему языкового развития, эффективнее, чем изолированная работа по каждому из направлений, тем более, что в современных условиях возможности художественно-эстетического образования и дополнительного развития речи детей, предоставляемые учебным планом и программой, ограничены.
Наша инновационная интегрированная экспресс – программа «Радуга» направлена на решение проблем развития, обучения и воспитания творческой личности в ДОУ с полиэтническим составом детей в едином интегрированном пространстве, в котором системообразующим элементом является музыкальный театр.
Сегодня вряд ли нужно кому-то доказывать необходимость наличия в детском саду театрального коллектива : его воспитательное и обучающее влияние на каждого ребенка трудно переоценить. Это и развитие воображения, памяти, внимания, осознание необходимости участия каждого и всех в общем деле; игра как естественная форма существования ребенка, и возможность примеривания на себя различных ролей. Театр, а особенно такой его вид, как музыкальный театр, является средоточием интеграции предметов гуманитарного цикла: музыки, литературы, танца, изобразительного искусства, истории.
Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок любой этнической принадлежности, даже с низким уровнем владения языком, учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д., а так же координировать свои функции.
Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании в полиэтническом детском коллективе объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.
Задачи программы:
1. Повышение эффективности речевого развития детей в ДОУ с полиэтническим составом дошкольников.
2. Развитие креативной творческой личности.
Основная идея экспресс - программы «Радуга» – объединить вокруг театральной деятельности все виды искусства, с которыми ребенок знакомится в совместной деятельности художественно-эстетического направления для эффективного решения проблем языкового развития и адаптации воспитанников в полиэтнической среде ДОУ.
В этой связи разработка интегрированной программы по развитию речи у детей средствами искусства является чрезвычайно актуальной. Если ранее продукт был рассчитан на несколько лет, то данная программа позволяет развить речь детей старшего дошкольного возраста средствами искусства за один год.
Присутствие в русскоязычных группах детских садов детей мигрантов создает большие сложности для воспитателей, и для русскоязычных детей, и для самих маленьких иностранцев. Опыт работы показывает, что состав воспитанников-мигрантов неоднороден по уровню владения языком. Среди них можно выделить 2 основные группы: это дети-инофоны и дети-билингвы.
Дети-инофоны – это дети, которые говорят только на родном языке и не могут без специальной подготовки обучаться в школе с преподаванием на русском языке. Обычно это дети из семей мигрантов, воспитанных в иноязычной среде.
Дети–билингвы – это дети, растущие в условиях двуязычия в семье. (Би – два). Русский язык является для них вторым языком. Они могут обучаться в школе с преподаванием на русском языке, но имеют ограниченный запас слов, в речи путают слова и звуки русского и родного языка, общаются в основном короткими фразами.
Щерба Л. В. выделил также «чистое» двуязычие, когда оба языка употребляются всегда независимо, например, только в детском саду или дома. «Смешанное» двуязычие наблюдается в тех случаях, когда ребенок легко переходит с одного языка на другой, не замечая этого и не испытывая никаких затруднений.
Программа предполагает погружение иноязычных детей в русскоязычную среду. Обучение на русском языке в типовых ситуациях (посредством музыкального театра) и коррекцию речевого недоразвития.
Педагогами используются следующие средства обучения: учебная литература, хрестоматии, специальная литература, видеофильмы, демонстрирующие диалоги с детьми-инофонами, электронные презентации, музыкальные инструменты, музыкальные произведения, различные средства изобразительной, театральной, декоративно-прикладной деятельности.
Тематическое планирование данной эспресс - программы соответствует комплексно-тематическому планированию образовательной программы ДОУ.
Основные формы организации образовательной деятельности: индивидуальная работа, комплексный и интегрированный подход, предполагающий учет сочетания фонетического, лексического, грамматического аспектов при выделении эстетического аспекта (например, при изготовлении афиши, пригласительных билетов, при разучивании движений и танцев).
Особенности взаимодействия деятельности специалистов ДОУ по программе: изобразительная деятельность и ручной труд: при изготовлении пригласительных билетов, открыток, рисовании дорожных знаков, афиш с детьми обсуждается проект задуманного мероприятия, что должен содержать каждый, как выглядеть, в каких цветовых решениях, как может выглядеть тот или иной герой или декорация сказки. В обсуждении участвует каждый ребенок, проговаривается каждое новое слово по несколько раз.
Музыкальная и театральная деятельность : разучивание песен и текста сказок, отработка движений происходит после чтения художественной литературы и беседы по теме, в которой также уделяется внимание абсолютно каждому ребенку. Т. е. происходит предподготовка детей, что позволяет каждому ребенку понять, запомнить материал и поучаствовать в инсценировке. В итоге в течение года зрителям предоставляется четыре театрализованных постановки с участием всех детей подготовительной к школе группы, где каждый принимает посильное участие. В дальнейшем происходит выравнивание стартовых возможностей ребенка при подготовке его к школе и его позитивная социализация в будущем.
Участие родителей в образовательной деятельности: для родителей разработаны памятки и консультации, в которых раскрыты темы развития дикции, интонационной выразительности артикуляционной гимнастики, способы заучивания стихотворных форм.
Таким образом, участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок любой этнической принадлежности, даже с низким уровнем владения языком, учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно творческой деятельности.
Список литературы:
1. Ващук М. И., Малькова Л. А. Развитие речи детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами искусства: ч. 2, ДПИ/ и др. - СПб: НППЛ «Родные просторы», 2009, - 76 с.
2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. - М. : МГОПИ, 1993. - 72 с.
Авторы : Попова Татьяна Анатольевна-воспитатель, Мельник Айша Юлдашевна-музыкальный руководитель МАДОУ ДС КВ "Огонек"ЯНАО,г. Новый Уренгой