Татьяна Глущенко
Особенности внимания у детей с ООП. Коррекционно-развивающие занятия по развитию внимания
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание – это сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.
Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно связано с развитием запоминания.
Основные свойства внимания, которыми должен овладеть ребёнок:
Публикация «Особенности внимания у детей с ООП, Коррекционно-развивающие занятия по развитию внимания» размещена в разделах
Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых с достаточной ясностью и отчетливостью в сознании объектов.
Устойчивость - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.
Концентрация- это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие.
Распределение внимания – это способность удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т. е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними.
Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой в связи с постановкой новой задачи.
Виды внимания
Выделяют 3 вида внимания:
1. Непроизвольное внимание (Непреднамеренное, пассивное) – этот психический процесс возникает непреднамеренно, без волевых усилий и независимо от сознания человека.
Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Оно возникает не специально и поддерживается независимо от сознания человека. В силу своей увлекательности деятельность захватывает человека сама по себе.
2. Произвольное (активное)- выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Произвольное – требует от ребёнка волевых усилий, т. к. ребёнку приходиться делать не то, что хочется, а то, что необходимо, предмет действия его не очень привлекает.
3. Существует ещё один вид внимания. Оно возникает сознательно вслед за произвольным и не требует усилий, для того чтобы не отвлекаться. Такое внимание было названо послепроизвольным.
Послепроизвольное внимание носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек " входит" в работу: интересным и значимым становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат.
Послепроизвольное внимание возникает в результате продуманной работы, когда у ребёнка возникает интерес, появляется увлечённость, снимается волевое напряжение. Внимание теснейшим образом связано с деятельностью ребёнка, основой которой является игра.
Нарушения внимания
С каждой категорией детей, с которыми я работаю присуще определенные особенности внимания свойственные им, но нарушения внимания присуще всем детям, независимо от структуры дефекта:
Рассеянность внимания - неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться, а) в неспособности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности. Рассеянностью называют также истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления.
Сужение объема - патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его распределения. Объем внимания ограничен объектами, имеющими ситуационную или индивидуально-личностную значимость.
Отвлекаемость внимания - подвижность, состояние резкого ослабления или полного отсутствия способности сосредоточить внимание на определенном объекте.
Непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость, бывает внешней и внутренней. Под влиянием раздражителей, возникает внешняя отвлекаемость, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы
Неустойчивость внимания (низкая концентрация внимания) - постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
Инертность - малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
Дети не могут длительно сосредоточить внимание на выполняемых заданиях; часто с большим трудом подчиняются словесной инструкции и не могут без отвлечений выполнить работу. Нередко даже незначительный шум настолько отвлекает внимание детей, что очень трудно удается вновь привлечь их к работе.
Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей с ОВЗ имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей наиболее высокая работоспособность и максимальное напряжение внимания обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность; у третьей группы детей отмечаются неравномерная работоспособность и периодические колебания внимания на протяжении всего выполнения задания.
Приемы привлечения внимания: сюрпризные моменты, простые инструкции, тактильный контакт, нахождение ребенка ближе к взрослому, жестовое сопровождение, всегда подкрепляемое словесной, чтобы у ребенка была возможность выбора, что повторить за взрослым: слово или жесты, смена видов деятельности, для поддержания интереса.
Вся коррекционно- развивающая работа по развитию внимания осуществляется в игровой форме на фронтальных и индивидуальных занятиях.
В своей работе я использую следующие игры на развитие всех свойств внимания.
Объём
Объём внимания у детей развиваю при помощи игр:
«Найди спрятанные на рисунке предметы»
«Чего не стало?»
«Что изменилось?»
Концентрация внимания
“Найди отличие”
«Нанизывание бусинок».
«Пройдись по лабиринтам»
«Дорисуй недостающее»
Устойчивость внимания
Упражнения для развития устойчивости внимания – усложнённые варианты игр на концентрацию внимания:
«Мозаика»
«Найди фрагмент, показанный на образце»
«Сколько одинаковых элементов?»
Переключаемость внимания
Переключение внимания – это способность ребёнка осмысленно перемещать внимание с одного объекта на другой и переходить от одного вида деятельности к другому.
«Найди пару»
Распределяемость внимания
Распределяемость внимания тесно связана с объёмом внимания, то есть распределение внимания между тем или иным числом разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания.
собрать разрезные картинки.
«Что перепутал художник?»