Кузнецова Ольга Сергеевна
Особенности развития мелкой моторики у детей с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Кузнецова Ольга Сергеевна
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это заболевание центральной нервной системы с основным поражением двигательных зон и двигательных путей головного мозга. Одной из особенностей, характеризующих церебральный паралич, является нарушение мелкой моторики рук, тонуса их мышц, наличие сильных нагрузок, неточность движений рук и нарушение тренированности конечностей. Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным параличом обусловлено рядом факторов, связанных со спецификой заболевания.
Публикация «Особенности развития мелкой моторики у детей с ДЦП» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии). Любой двигательный акт сопровождается повышением мышечного тонуса. Часто наблюдается повышение мышечного тонуса - спастичность при напряжении мышц (характеризуется повышением мышечного тонуса при попытке выполнить определенное движение, особенно когда тело выпрямлено).
2. Ограничение или невозможность произвольных движений (парез и паралич). В зависимости от тяжести повреждения головного мозга может наблюдаться полное или частичное отсутствие определенных движений. Полное отсутствие произвольных движений из-за повреждения двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных путей называется центральным параличом (ребенку трудно или он не может поднимите руки, вытяните их вперед, в стороны, согните или раздвиньте ноги, ходьба затруднена)., а ограничение объема движений называется центральным парезом (страдают в первую очередь наиболее тонкие и дифференцированные движения, например, изолированные движения пальцев рук)
3. Наличие резких движений характерно для многих форм церебрального паралича. Они могут проявляться в виде гиперкинеза (непроизвольные резкие движения, вызванные переменным мышечным тонусом, с наличием неестественных поз) и тремора (дрожание пальцев и языка).
4. Нарушение равновесия и координации движений (атаксия). Атаксия туловища проявляется в нестабильность в положении сидя, стоя и при ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Отмечается неустойчивость походки: дети ходят на широко расставленных ногах, шатаясь, наклонившись набок. Нарушения координации (ребенок не может точно взять какой-либо предмет и поставить его на определенное место; при выполнении этих движений он пропускает, у него возникает дрожь).
5. Нарушение двигательных ощущений (кинестезия). Развитие двигательных функций тесно связано с ощущением движения. Ощущение движения достигается с помощью специальных чувствительных клеток, которые передают информацию о положении конечностей и туловища в пространстве, степени сокращения мышц (так, у детей с церебральным параличом чувство осанка ослаблена или восприятие направления движения нарушено). искаженный – движение пальцев по прямой линии, похоже на движение по кругу или в сторону).
6. Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов (статокинетических рефлексов). Статокинетические рефлексы обеспечивают формирование вертикального положения тела ребенка и произвольных двигательных навыков, при их недоразвитии ребенку трудно удерживать голову и туловище в правильном положении. В результате ему трудно овладеть навыками самообслуживания, кадровыми операциями и обучением.
7. Синкинезия - это непроизвольные дружеские движения, сопровождающие выполнение активных движений (например, при попытке взять какой-либо предмет одной рукой другая рука сгибается; ребенок не может разогнуть согнутые пальцы, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются). Двигательные расстройства у детей с церебральным параличом могут иметь различную степень тяжести. В тяжелых случаях ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может обслуживать себя сам. При средней степени двигательных расстройств дети осваивают ходьбу, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палок и т. д.). их навыки самообслуживания развиты не в полной мере, как и манипулятивные действия. При легкой степени двигательных нарушений, дети ходят самостоятельно, уверенно как в
помещении, так и за его пределами. Они могут путешествовать общественным транспортом самостоятельно. Они полностью используют себя, манипулятивная активность достаточно развита. Однако у детей могут быть ненормальные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, медленные. Уменьшенная мышечная сила.
У детей с церебральным параличом наблюдается:
1. Нарушение координации движений глаз и рук.
2. Задержанное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие из-за неспособности фиксировать взгляд и следить за объектами.
3. Нарушение координации движений, общей психомоторной активности, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений.
4. Ребенок недостаточно хорошо распознает предметы на ощупь.
5. Двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляции моторики и звукопроизношения.
6. Нарушается взаимодействие зрительно – моторных и оптико-пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных
движений руки.
7. Пространственные нарушения и отмечается пространственная дезорганизация (дети часто не могут закончить то, что начали).
8. Трудности с воспроизведением движений по образцу.
9. Нарушен темп выполнения и воспроизведения.
10. Снижение двигательной памяти и медленный, неуверенный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
11. Если движения пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Все эти особенности у детей связаны с общей двигательной недостаточностью.
Причины недостаточного развития двигательных навыков различны и разнообразны. Но церебральный паралич не является прогрессирующим заболеванием. Для развития зрительного, тактильного и двигательного восприятия, чтобы максимально приблизиться к стандарту, необходимо систематически проводить специальные коррекционные работы. С возрастом, при правильном лечении, своевременно организованной реабилитации и коррекционной работе, состояние ребенка обычно улучшается. Развитие мелкой моторики и координации движений являются одними из наиболее важных аспектов развития детей. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребенка. Формирование двигательных функций,
в том числе тонких движений руки, происходит в процессе
взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Руки - это наш рабочий орган.
Именно через него мы получаем информацию о мире, играем, исследуем, создаем. Тренировка и улучшение мелкой моторики рук и пальцев. Он стимулирует развитие нервной системы, всех психических и речевых процессов. Игры и упражнения для развития мелкой моторики позволяют развивать мышечные и тактильные ощущения, расширять кругозор, стимулировать развитие творческого воображения. Благодаря таким играм, ребенок получает разнообразные чувственные впУчитывая важность проблемы развития мелкой моторики, необходимо проводить тщательную работу с детьми в этом направлении. На основе движения и определенных видов практической деятельности, формируются процессы восприятия, которые являются активными и познавательный. Постепенно, по мере их развития, появляются психологические предпосылки для овладения более сложными видами практической деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию более высокого уровня восприятия. В то же время, в процессе овладения детьми рядом навыков, хорошо улучшается моторика рук, что положительно сказывается на развитии речи и совершенствовании коммуникативных навыков. В ходе занятий, относящихся к предметно-практической деятельности, также формируются личностные качества ребенка – настойчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие; развиваются представления об окружающем мире; параллельно с этим происходит формирование пространственных представлений.