Друкер Кристина Сергеевна
Особенности проведения бодрящей гимнастики после сна
▼ Скачать + Заказать документы
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровьем считается гармоническое состояние организма, полноценное физическое психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Сегодня у дошкольников очень важно сформировать убеждение в том что, здоровье нужно поддерживать и укреплять путем внедрения технологий, для обеспечения здоровой продолжительности жизни которые защищают от болезни.
Публикация «Особенности проведения бодрящей гимнастики после сна» размещена в разделах
Одна из форм оздоровительной работы – гимнастика после сна.
Гимнастика после дневного сна – это серия упражнений, которые облегчают переход от сна к бодрствованию под правильным руководством здорового человека. Бодрящая гимнастика помогает организму проснуться, улучшить настроение и повысить мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка.
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.
Задачи гимнастики :
1. Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника.
2. Способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности.
3. Развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность при сохранении правильной осанки.
Комплекс оздоровительной гимнастики расчитан на две недели. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур. Благодаря частой смене комплексов интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года.
Во время проведения гимнастики после сна целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создаёт у них положительное настроение, вселяет бодрость. Радость, помогает ритму движений. Облегчает их выполнение. Первое, что должен видеть ребёнок после сна, - улыбающееся лицо взрослого человека. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием.
Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года, при открытых фрамугах и форточках (или хорошо проветренном помещении, в течение семи – пятнадцати минут в зависимости от возраста детей.
В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.
• разминка в постели и самомассаж;
• гимнастика игрового характера;
• гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса;
• пробежки по массажным дорожкам;
• самостоятельная;
• лечебно-восстановительная;
• музыкально-ритмическая.
Для детей младшего дошкольного возраста особенно интересна бодрящая гимнастика игрового характера с сопровождением музыки. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания. Заранее подготовленные костюмы, шапочки персонажей, красивые, яркие игрушки радуют детей, увлекают их, заставляя двигаться, выполнять предложенные задания. Пробуждение детей должно происходить под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.
1.«Лисичка». Улыбнуться как хитрая лисичка. Повторить несколько раз.
2. «Солнышко». Наклониться вперед, руками коснуться пола. Выпрямиться
3.«Зайчики». И. п. – лёжа на спине, руки вверх над головой. Поднять ноги. Пальцами рук достать до пальцев ног. Вернуться в и. п. Повторять пять раз; темп умеренный.
Для детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить комплексы бодрящей гимнастики с элементами точечного массажа и самомассажа. Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению биологически активных точек на теле, повышают иммунитет.
«Лепим Буратино»
(С элементами точечного массажа).
Проводится в постели, по спокойную, медленную музыку.
(Все упражнения выполняются из и. п. лёжа на спине).
«Лепим лоб». Провести пальцами обеих рук по лбу с середины к вискам. Повторить три раза, темп умеренный.
«Рисуем брови». Указательными пальцами обеих рук с нажимом провести по бровям. Повторить три раза; каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.
«Лепим глаза». Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно. Поморгать глазами. Повторить три раза; темп умеренный.
«Лепим нос». Указательными пальцами энергично провести по крыльям носа. Повторять четыре раза; темп быстрый.
Продолжаем «Лепим уши», «Лепим руки», «Лепим руки», «Лепим ноги» и т. д.
В конце упражнения дыхательное упражнение «Молодцы». 1 – вдох. 2 – 4 – выдох. На выдохе произнести слово «мо - лод - цы». Повторить три раза; темп медленный.
В комплексы бодрящих гимнастик нужно включать упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, массаж рук и ног, пальчиковую гимнастику, и, конечно же, дыхательную гимнастику.
Главное правило - минимализировать резкие движения, которые далее могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.
Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием коленей, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия (в положении сидя на стуле или сидя на ковре). При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей – положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики – 2-3 минуты.
Далее дети переходят опять в «Теплую» комнату, где выполняют, например, несколько физкультминуток или комплекс упражнений, направленный на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки. Они тоже выполняются в течение 2-3 минут.
В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам.
После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка, что соответствует требованиям современной ФГОС.