Олеся Емельянова
Особенности организации психологом ДОУ фронтальных развивающих занятий в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации педагогом-психологом ДОУ фронтальных развивающих занятий в общеразвивающих группах старшего дошкольного возраста, при условии, что эти группы посещают дети с ОВЗ.
В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Особенности организации психологом ДОУ фронтальных развивающих занятий в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ОВЗ, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации).
На протяжении моей работы в ДОУ довольно часто складывалась такая ситуация, когда в общеразвивающих группах осуществлялось совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Разумеется, вся деятельность в таких группах строится в соответствии с образовательной программой ДОУ, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации с учетом особенностей психофизического развития и возможностей здоровых детей. Соответственно, и организация развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста педагогом-психологом изначально ориентирована на детей условную норму.
Особые образовательные потребности различаются у детей с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Считаю необходимым отметить, что говоря о включении в занятия фронтальной организации детей с ОВЗ, я имею ввиду детей с так называемой задержкой психического развития и детей с легкой степенью тотального недоразвития ВПФ.
Инклюзивный подход к организации фронтальных занятий предполагает учёт необходимости реализации возможностей каждого ребёнка. Это требует достаточно сложных организационных усилий. Когда для всей группы детей предлагаются единые занятия, один режим дня – это одна ситуация. Когда мы ориентируемся на интересы и возможности ребенка с ОВЗ, а детей в группе 20 – это совсем другая ситуация.
Важно помнить о следующих особенностях организации фронтальных занятий :
• В процессе реализации развивающего курса необходимо помнить, что организация деятельности группы может модифицироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе – неожиданными изменениями окружающей обстановки и/или специальными потребностями ребенка с ОВЗ.
• При проведении занятий предполагаются разные формы активности детей в малых группах и в целом в группе, разноуровневые задания, с учетом индивидуальных особенностей детей.
• При планировании учитывается баланс между спокойными и активизирующими элементами занятия, индивидуальными заданиями, работой в малых и больших группах, структурированным и неструктурированным обучением.
В системе фронтальных занятий организуемых в группах включающих детей с ОВЗ, должны присутствовать:
- пропедевтические или дополнительные фрагменты содержания, предназначенные для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характером нарушения развития;
- средства актуализации знаний и личного опыта;
- средства активизации познавательной деятельности и мотивации учения;
- средства, направленные на развитие речи и мышления ребенка с ОВЗ в соответствии с особенностями недостатков развития;
- средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития; задания, упражнения для развития навыков предметно-практической деятельности;
- упражнения, направленные на формирование и развитие компенсаторных механизмов средствами данного развивающего курса у ребёнка с теми или иными отклонениями в развитии.
Должны быть также учтены:
- особенности восприятия, внимания, речи, мышления, памяти данной категории детей с отклонениями в развитии;
- возможность дифференцированного и индивидуального подхода к обучению с применением дидактического материала, развивающих тетрадей;
- требования к речевым инструкциям и объяснениям педагога-психолога в соответствии с речевыми и интеллектуальными особенностями ребёнка с ОВЗ.
Необходимость социализации в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников диктует необходимость решать на фронтальных занятиях и такие задачи как :
• создание общности детей и взрослых, основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
• формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми;
• формирование умения поддерживать друг друга;
• развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;
• активизация способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности;
• формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
Фронтальные формы организации детей на занятии призваны решать как познавательные, так и социальные задачи. Для организации педагогического процесса в группах с детьми с ОВЗ весьма эффективна такая форма занятия, на котором дети в начале занятия рассаживаются по кругу, играют или выполняют упражнения вместе в особой спокойной, доверительной атмосфере. В кругу все видят друг друга, могут взглянуть друг другу в глаза, взяться за руки. Традиционность в построении кругов, их проведение в одно и то же время (с круга начинается каждое занятие, и кругом заканчивается) дает ребенку уверенность в безопасности, устойчивости внешнего мира. В кругу дети учатся общаться со сверстниками и со взрослым, что является основой для дальнейшего развития личности, успешной социализации.
Фронтальное занятие предоставляет возможности для сочетания фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы дошкольников. Групповые формы работы способствуют активизации деятельности детей, более полному вовлечению их в учебный процесс, практическому освоению умений коллективной деятельности и навыков социального поведения, активизации речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности в условиях естественной, ситуационной мотивации общения, познания, межличностного взаимодействия. Работа парами, и мини группами позволяет осуществлять взаимообучение детей, развивает самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи. В то же время в работе с детьми с ОВЗ существует система пропедевтической работы, благодаря которой подготовка к освоению каких-либо новых знаний на фронтальном занятии готовится педагогом-психологом заранее, через систему подготовительных упражнений, включенных в структуру индивидуальных коррекционных занятий.
Учебно-познавательная деятельность ребёнка с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обучении нормально развивающихся детей средств, поэтому необходимо применение специфических приемов и средств обучения и воспитания. Принимая во внимание тот факт, что содержание должно быть усвоено не только нормально развивающимися детьми, но и детьми с тем или иным отклонением в развитии, спектр и комбинации приемов и средств обучения приобретают особое своеобразие.
Поэтому к речи педагога, как средству обучения и воспитания, в силу специфики контингента обучаемых предъявляются особые требования. Речь должна звучать внятно, отчетливо, естественно. Педагог-психолог должен уметь прогнозировать содержание и ритм учебного занятия как речевого события, владеть техникой речевой импровизации, находить и использовать ситуации, способствующие активизации речевой деятельности каждого ребёнка, обладать бездефектным произношением, умением строить краткие и точные фразы.
Такое средство обучения как дидактический материал предназначено для практической деятельности ребенка с расчетом на максимально возможную степень самостоятельности. Его использование позволяет детям легче усваивать учебный материал, он может быть подобран в наиболее полном соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребенка.
Я считаю целесообразным использование на фронтальных занятиях специальных кинезиологических комплексов, которые могут быть использованы и применительно к детям с дисфункциональным развитием мозговых структур. Такие комплексы упражнений позволяют более эффективно корректировать нежелательные формы поведения у дошкольников, отклонения в развитии психических процессов, а также помогают овладевать умениями, которые ранее были им недоступны.
Очень важное место в системе организации занятий имеет правильное взаимодействие педагога-психолога и воспитателя, который не просто присутствует, а берёт на себя часть организационных и сопровождающих обязанностей, давая возможность психологу уделить время нуждающимся детям.
Грамотная и скрупулезная организация фронтальных занятий педагогом-психологом необходима для стимуляции развития как нормально развивающегося ребёнка, так и ребёнка с ОВЗ. Основной ориентир такой практики - ориентация на «зону ближайшего развития» и логика сознательного разумного превышения актуальных возможностей и потребностей ребёнка, когда обучение «ведёт» за собой развитие. Именно такой подход в традициях отечественной педагогической культуры проверенной практически вековой практикой!