яюс татьяна юрьевна
Особенности мотивации учеников 3–4 класса и как помочь учиться
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности мотивации учеников 3-4 класса и как помочь учиться. Рекомендации учителя начальных классов, учителя логопеда Яюс Т. Ю.
Возрастные особенности учащихся 3-4 классов отличаются от учеников 1-2 класса. Дети перестают идеализировать учителя, которому в 1-2 классе доверяли. Невозможным становиться замотивировать детей только за счёт авторитета учителя, слова должны быть обоснованы и аргументированы.
Публикация «Особенности мотивации учеников 3–4 класса и как помочь учиться» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В этом возрасте дети проводят много времени со сверстниками. Появляется интерес к мнению других ребят, возникает стремление занять определённое место среди одноклассников. Учебная мотивация становиться дифференцированной. К 3-4 классу резко усиливается мотив избегания неудач в сочетании со снижением интереса к содержанию школьных предметов. Желание выглядеть хорошо в глазах одноклассников становиться особенно остро. Социальные мотивы продолжают нарастать. Важно мотивировать детей 3-4 класса, поскольку естественное любопытство в этом возрасте снижается, а учебная нагрузка, наоборот, растёт, важно учить детей настойчивости и целеполаганию.
Что для этого делать учителю?
1. В первую очередь, разбивать задания на небольшие промежуточные цели, которых легко достичь.
Например, надо выделять конкретные действия в решении задачи. Ученику будет проще начать работу и довести до конца, даже если у него нет желания.
2. Во-вторых, важно уделять время анализу ошибок и успехов учеников, показывать личную динамику, поэтому и обучение будет осознанным и понятным для ребёнка и повлияет на развитие рефлексии, без которой сложно представить обучение.
3. В — третьих, 3-4 класс — время для игр в учёбе, благодаря дидактическим играм возникает интерес к предмету.
Ещё причина понижения мотивации в 3-4 классе, связана с тем, что требования и программа оказываются выше способностей и ресурсов ребёнка, что актуально для современной школы. У детей в начальной школе часто наблюдается неравномерное развитие познавательных функций: слабость регуляторных процессов, низкий уровень сформированности мыслительных операций, произвольности памяти и внимания. Такие дети оказываются в стрессовой ситуации и могут «отставать» от программы. Конечно, учёба в таких условиях — источник негативных эмоций и ощущения «Я не справляюсь»
Как действовать учителю?
1. Если замечаете, что ребёнку сложно учиться, обратитесь за диагностикой к дефектологу, психологу, логопеду. Важно понимать конкретные дефициты ребёнка, чтобы перестроить работу и помочь скорректировать.
2. Облегчайте учебный процесс с помощью мнемотехник, ментальных карт, визуальных подсказок, техник для развития памяти.
Невнимательным, импульсивным и детям с СДВГ помогайте пройти цикл любого процесса: например, стартовать, составить план действий, проверить ответ в конце.
В школе непросто приходится медлительным и тревожным детям. Они сильно выделяются в классе : например, медлительный ребёнок не успевает за стандартными инструкциями, отстаёт в решении задач и усвоении материала.
Хорошо, если такой ребёнок заинтересован и переспрашивает. Гораздо чаще ребёнок перестаёт пытаться успеть и разобраться, и здорово, если есть поддержка в лице репетитора или другого взрослого, который помогает в своём темпе освоить материал.
Медлительных детей часто подгоняют и пытаются дополнительно стимулировать к действиям, что может только больше ухудшить положение. Важно понять: такая скорость — это не выбор детей.
Несправедливо применять к медлительным детям те же требования, что и к остальным; у них нет ресурсов работать с такой же скоростью и продуктивностью.
Что для этого делать учителю?
1. Разрешите ребёнку работать в естественном темпе, пусть завершит контрольную или задание позже;
2. Снижайте требования, соотносите с возможностями ребёнка.
Создание ситуации успеха влияет на мотивацию, а с младшими школьниками это актуально. Ощущение собственной успешности имеет большее значение, чем способности. Поэтому ощущение успешности — главное с чего надо начинать работу с мотивацией в 3-4 классах, проектировать успех каждого ученика.
Как действовать учителю?
1. Найдите темы, упражнения, виды деятельности, которые успешно получаются у конкретного ученика и начните с них.
2. Подбирайте задания актуального уровня сложности, добавляя небольшой вызов. «Это трудно, но у меня получится»
3. Отмечайте даже небольшие успехи учеников, даже за пределами изучаемых предметов. Словами и действиями транслируйте веру в ребёнка.
Важнее ребёнку сформировать себя как успешного человека. Ему необходимо слышать обратную связь о том, что у него получается хорошо, а над чем надо ещё поработать.