Папки-передвижки

Особенности художественного восприятия детей

Светлана Заболотняя
Особенности художественного восприятия детей
▼ Скачать + Заказать документы

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Дитя входит в духовную жизнь окружающих людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка. Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета. Такие дети не понимают настоящего значения многих слов, эпитетов, видов глагола, наречий, союзов и, следовательно, не понимают вполне настоящего смысла рассказа. Дети не привыкли вникать в связь предложений, в отношение придаточных к главному, не понимают значения вводного, не видят, где причина и где следствие, где случайное и где необходимое, не привыкли даже задать себе вопрос, о ком или о чем говориться.

Публикация «Особенности художественного восприятия детей» размещена в разделах

К. Д. Ушинский

Дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия ребенка.

Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно.

Есть и еще одна характерная для младшего дошкольника особенность, которую отмечают исследователи детства, это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.

Человек, по утверждению К. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок, по симметричному расположению гласных звуков явля-ются совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, бо-бо и др. Сама природа ребенка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют, прежде всего, к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого-то малышам нравятся произведения народного фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка.

Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, восклицания, интонации, ребенок усваивает национальный колорит русской поэзии, ее дух, отчего литература становится для него поистине родной.

Например, загадки можно использовать не с той целью, чтобы ребёнок отгадал сам загадку, хотя это может часто случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребё нка полезное упражнение: приладить отгадку, сказанную, может быть, учителем, к загадке и дать повод к интересной и полезной классной беседе, которая закрепится в уме ребёнка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая собой и все объяснения, к ней привязанные. Так, например, сколько интересных и полезных для ребё нка объяснений можно связать со следующей поэтической загадкой: «Заря-зарница, красная девица, по лесу гуляла, ключи потеряла; месяц видел - не сказал, солнце увидало - подняло». Положим, что ребёнок не отгадает, ключи значит роса; но пусть он объяснит: почему заря называется красной де- вицей, почему говорится, что заря теряет росу, почему месяц не поднял росы, как солнышко подымет росу? Какая живая и полезна беседа может быть закреплена в душе дитяти подобной живописной загадкой. В этом случае загадка выступает как картинное описание предмета.

Во многих стихотворениях о природе авторы используют образные сравнения, привлечь внимание к которым можно с помощью вопросов, которые заставляют детей думать, искать признаки сходства, а в дальнейшем и самим применять образные сравнения.

Таким образом, широкое применение художественного слова помогает развитию литературного языка, у детей вырабатывается вкус к точному и образному слову.

Петушок с семьей.

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка.

Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры.

Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

— Курочки - хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пёстренькие - рябенькие!

Чёрненькие - беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!

Курочки с цыплятками собирались, раскудахталися; зёрнышком не поделились — передралися.

Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал:

— Ку-ку-ре-ку!

Курица

Курица-красавица

У меня жила.

Ах, какая умная

Курица была!

Шила мне кафтаны,

Шила сапоги,

Сладкие, румяные

Пекла мне пироги.

А когда управится,

Сядет у ворот —

Сказочку расскажет,

Песенку споет.

Курочка моя,

Умница моя,

Вот пшено, водичка.

Дай ты мне яичко,

Умница моя!

Наши уточки с утра —

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора—

Бал-бал-бал! Балды-балды!

Наши гуленьки вверху —

Грру-грру-грру!

Наши курочки в окно —

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним - рано поутру

Нам споет — ку-ка-ре-ку!

Как у наших у ворот

Петух зернышки клюет,

Петух зернышки клюет,

К себе курочек зовет:

Курица с цыплятами

Куд-куда?

Куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

Петушок

Петушок, петушок,

Подари мне гребешок,

Ну, пожалуйста, прошу!

Я кудряшки расчешу!

Эти всюду ходят вместе.

Вместе дремлют на насесте,

Вместе раньше всех встают,

Очень долго воду пьют;

После каждого глотка

Долго смотрят в облака.

(Куры)

Желтый, словно одуванчик,

Стал по комнате ходить,

И уже у мамы клянчит:

- Пи-пи-пи! Подайте пить!

(Цыпленок)

Будит рано по утру

Без разбора всю семью.

Пением ласкает слух

Деревенский наш …

(Петух)

Посмотри-ка, по дорожке

Ходят маленькие ножки,

На головке – гребешок.

Кто же это?

(Петушок)

Петушок

У речки над водицей

Построен теремок.

Там с Курочкой-сестрицей

Жил братец-Петушок.

Зима уж серебрится,

На речке стал ледок.

«Вот славно прокатиться!»

Подумал Петушок.

Сестрица запрещала

Кататься Петушку

И даже не пускала

Гулять по бережку,

За ним следила зорко,

Пугала Петушка:

«Там поскользнешься с горки,

А речка глубока».

Сестрица в день рожденья

Ждала к себе гостей,

Я много угощенья

Пришлось готовить ей.

Стоит она у печки

И жарит пирожки.

А брат помчался к речке,

Схватив, свои коньки.

Едва он прокатился

И спел «ку-ка-ре-ку»,

Как лед вдруг проломился.

Ах, горе Петушку!

Нельзя пошевелиться,

Как ключ, идет ко дну.

"Ой-ой, спаси, сестрица,

Ой курочка тону!"

На крик бежит сестрица,

И гости вслед за ней:

Сорока, Гусь, Синица,

Снегирь да Воробей.

Они с трудом немалым

Проказника спасли.

Укрыли одеялом

И в санках повезли.

Пришел смотреть больного

Ученый доктор Гусь

«Здесь нет вреда большого,

Я вылечить берусь

Пусть выпьет аспирина

Двенадцать порошков.

Запьет чайком с малиной —

И будет он здоров

Расселись гости наши.

Обед давно готов.

Гора овсяной каши

И груда пирожков.

Тут вдруг заволновался,

Вскочил сестрицын брат.

Он очень испугался

Что гости все съедят.

А гости зашумели,

Раздался смех кругом

Как Петушок с постели

Свалился кувырком.

Смеялись птицы трелью,

Гусь начал гоготать

И тут пошло веселье —

Пером не описать!

Учила наседка драчливых цыплят:

Кончайте клеваться, кому говорят!

Кто много клюется, тот мало клюет,

Кто мало клюет, тот почти не растет,

Кто плохо растет, тот бессилен и худ,

Кто худ и бессилен, того заклюют!

Избушка нова,

Жильца нет,

Жилец появится,

Изба развалится.

(Яйцо.)

В деревне есть часы такие,

Не мертвые, а живые,

Ходят без завода,

Они птичьего рода.

(Петух.)

Расколешь лед –

Возьмешь серебро,

Разрежешь серебро –

Возьмешь золото.

(Яйцо)

Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Петух)

Гуси

Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Теги-тегитеги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!»

А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Га-гага! Не хотим мы домой идти! Нам и здесь хорошо». Видит хозяйка, что добром от гусей ничего не добьё шься: взяла длинную хворостину и погнала их домой.

Уточка

Сидит Вася на бережку; смотрит он, как уточки в пруде кувыркаются: широкие носики в воду прячут, жёлтые лапки на солнышке сушат. Приказали Васе уточек стеречь, а они на воду ушли — и старые, и малые: как их теперь домой загнать? Вот и стал Вася уточек кликать: «Ути-ути-уточки! Прожоры-тараторочки, носики широкие, лапочки перепончатые! Полно вам червячков таскать, травку щипать, тину глотать, зобы набивать, пора вам домой идти!»

Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут, с ноги на ногу переваливаются.

ЦЫП, ЦЫПКА, ЦЫПЛЁНОК

У утки — утята, у гусыни — гусята. А у курицы? Верно, цыплята. А почему так?

Ты, наверно, слышал, как бабушка зовё т к себе кур: цып-цып-цып!

Когда-то давным-давно, от этого словечка придумали курице ещё одно имя: цыпка.

А уж если мама — цыпка, то и ребёнок у неё — цыплёнок.

Точно так же, как у утки — утёнок, у гусыни — гусёнок.

Голуби

Голуби-голубочки, мохноногие воркуночки, на крыше сидючи, друг на друга глядючи, целуются, милуются, друг другом любуются, носики обчищают, пёрышки выправляют.

Вот по полю полетели, пшенички поклевали, зобки понабили, деткам кашу приготовили; а в гнёздышке детки, беспёрые голубятки, лежат — пищат, кушать хотят: носики раскрывают, мягкой кашки поджидают.

Два петушка

Два молодых петушка подрались, и один победил. Побеждённый забился под сарай, а победитель взлетел на крышу и заорал во всё горло: ку-ку-реку!

Откуда ни возьмись — ястреб: схватил крикуна и унёс к себе на ужин.

Публикации по теме:

Физкультурно–оздоровительные мероприятия на 2013–2014 учебный год ОСЕНЬ СентябрьМладший возраст «В гостях у осени» Старший возраст «Игры которые мы любим» ОктябрьМладший возраст «Мой веселый звонкий мяч».

Перспективный план работы музыкального руководителя на летний оздоровительный период 2014 года Цель: Сохранение физического и психического здоровья дошкольников. Задачи: - создание у детей атмосферы радости; - формирование положительного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности художественного восприятия детей
Опубликовано: 20 апреля 2015 в 20:00
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности художественного восприятия детей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Заболотняя в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД