Елена Самарина
Особенности формирования и коррекции внутренней позиции школьника начального звена
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок, поступая в школу и окунаясь в школьную среду, решает свои определённые задачи, реализует свои индивидуальные цели: развивает психику и личность в целом, социализируется, заводит новых друзей и получает много новой, полезной информации.
Новые условия, в которые ребёнка погружает школьная среда, являются основой для его развития по всем параметрам. Но эти же условия накладывают на деятельность ребёнка специфические ограничения и, тем самым, задают определённые пути к достижению желаемого. В следствии чего ребёнок развивается умственно, физически, психически и социально, исключительно по путям, определённым школьной средой.
Публикация «Особенности формирования и коррекции внутренней позиции школьника начального звена» размещена в разделах
Настоящая позиция школьника формируется не сразу и не так легко, как кажется. Её формирование, чаще всего, бывает затруднено в следующих случаях:
•Когда дошкольник не умеет анализировать и ограничивать свои желания и самостоятельно преодолевать трудности, а школа требует постоянных усилий, то у него может возникнуть активное сопротивление учению;
•Если дома ребёнка пугали не «Бабайкой» (к примеру, а школой : «В школе тебя ЗАСТАВЯТ вести себя хорошо», «В школе тебя ВЫСМЕЮТ за такое поведение», «Твою фотографию повесят на доску ПОЗОРА из-за твоей неряшливости» и т. п., то у него уже сформируется страх перед школой. Это может повлечь за собой активное нежелание учиться.
•Бывают и противоположные случаи - ребёнку рисуют школьную жизнь в слишком радужных тонах: расписывают будущие успехи, увлекательные приключения, завораживающие знания и множество друзей. Столкнувшись с реальностью, ребёнок может очень сильно разочароваться. Это так же вызовет негативное отношение к школе.
Можно считать, что внутренняя позиция школьника сформирована правильно, если принадлежность к школе воспринимается ребенком, как его личная потребность. Он увлечён новой жизнью и каждый день желает скорее пойти в школу. Ребёнок постепенно отказывается от исключительно игрового способа времяпрепровождения. Таким образом, ребёнок проявляет положительное отношение к учебной деятельности. Новоиспечённому школьнику импонирует учение, как новая серьёзная и общественно значимая деятельность, в которой он принимает непосредственное участие.
Есть несколько видов готовности к школьному обучению, на основе которых выстраивается внутренняя позиция ребёнка :
•Психологическая готовность;
•Личностная готовность;
•Интеллектуальная готовность;
•Волевая готовность;
•Нравственная готовность;
•Специфические особенности мышления;
•Эмоциональная сфера и физическая готовность к школьным нагрузкам.
Так же очень сильно влияние на формирование внутренней позиции школьника, оказывают родительские установки. Если требования родителей слишком высоки и нормальные среднестатистические успехи ребенка истолковываются ими как неудачи, а имеющиеся достижения оцениваются низко или не рассматриваются вовсе, то результат будет плачевным. Вследствие такого отношения, у ребёнка возрастает тревожность, понижается стремление к достижению успеха, снижается уверенность в собственных силах и формируется низкая самооценка. Часто родители увеличивают нагрузки, ежедневно дают ребёнку различные дополнительные задания или заставляют по несколько раз переписывать работы, выполненные не на «отлично», для повышения имеющихся средних результатов. Это еще больше тормозит его развитие в целом и развитие внутренней позиции в частности.
Для коррекции нарушенной развития внутренней позиции школьника, вызванных по причине воздействия разных негативных факторов, психологам, педагогам и дефектологам рекомендуется составлять не индивидуальные коррекционные программы для всех учащихся начальных классов, а программы, предназначенные для детей с различным уровнем готовности к школе, с акцентуацией различных проблем. Такая программа хороша тем, что дети помогают друг другу в приобретении новых психологических навыков.
В данной статье предложен вариант коррекционной программы, направленной на создание социально-психологических условий для формирования позиции младших школьников к ситуации школьного обучения и формирования универсальных учебных действий.
Основными задачами данной программы являются:
1) Развитие познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
2) Развитие коммуникативных действий, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами.
3) Формирование личностных действий, на фоне позитивной «Я – концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
4) Формирование регулятивных действий.
5) Психотерапевтическая задача: оказание психологической помощи в осознании себя, своих возможных успехов и достижений, создание безопасной обстановки группового взаимодействия.
Игры, входящие в данную коррекционную программу, рассчитаны на 4 - 7 занятий (по растяжённости). Каждое занятие, по продолжительности, рассчитано на 30 минут.
Содержание коррекционной программы
В первую очередь, проводим диагностику. Для начала необходимо определить характер внутренней позиции школьника. Для этого можно использовать «Беседу об отношении к школе» Т. А. Нежновой.
Далее выявляем общее эмоциональное отношение ребёнка к школе при помощи разработанной М. Р. Гинзбургом оригинальной методики. Данная методика содержит одиннадцать пар прилагательных, характеризующих человека с положительной и отрицательной стороны («хороший-плохой», «чистый-грязный», «быстрый-медленный» и т. п.).
Так же необходимо провести ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания - срисовывать письменные буквы и срисовывать несколько групп точек, т. е. работу по образцу.
Аналогичны предыдущему заданию на выявление школьной зрелости, такие методики, как:
•Методика Н. И. Гуткиной «Домик» (дети срисовывают картинку, изображающую домик, составленный из элементов прописных букв);
•Задания А. Л. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков» (и мышиные хвосты и ручки также представляют собой элементы букв);
• Упражнения: Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера – «Графический диктант» и «Образец и правило».
После проведения диагностики можно приступать к непосредственному проведению следующих коррекционных игр и упражнений.
«Офицер-солдат»
Ребёнок должен правильно выполнить команды «офицера» в пределах некоторого временного периода (например, начиная с какого-либо хода, дать устный отчет о выполняемых действиях, принять роль офицера. Очень важно для ребёнка в этой игре, уметь управлять игровой ситуацией.
«Пуговицы»
Ребёнок должен безошибочно сориентироваться в условном (схема) и реальном (манекен или кто-то из игроков) пространствах, правильно запомнить цвета и места расположения пуговиц. Выполнение заданий проходит в режиме соревнования. В итоге увеличивается объем памяти.
«Найди клад»
Ребёнок должен безошибочно сориентироваться в условном (план/карта) и реальном (кабинет/спортзал/школа) пространствах; быстро найти клад. Очень важным умение будет самостоятельная фиксация плана помещения на листе бумаги и продолжительное сохранение в памяти. Развивает стремление детей к соревнованию и победе, через необходимость быстро и виртуозно спрятать клад, чтобы противник искал его как можно дольше и развитие пространственной ориентировки, через поиск клада, спрятанного противником.
«Ярмарка»
В ходе игры ребята выполняют ряд упражнений. За правильное выполнение каждого задания выдается фишка, цвет который соответствует типу задания. Это очень подвижная и весёлая игра. В ней должно поддерживаться хорошее настроение, через создание ситуации успеха.
«Цветной город»
1) Для развития пространственных отношений и соответствующей лексики ребятам предстоит работа с цветовой картой Города, районы которого окрашены в разные цвета, а пути нахождения объектов запутаны. В ходе игры ребенок приобретёт опыт свободной пространственной ориентировки в условном (на схеме) и в умственном планах, овладеет схематическим письмом.
«Весёлые спортсмены»
2) В ходе игры ребёнок должен заполнять наборы малых и больших контрольных листов, без ошибок соотносить нарисованного человека с его местонахождением в реальном (на карте) и в условном (на контрольном листе) спортзале, без ошибок использовать цвета, соответствующие какой-либо фигурке спортсмена. Это поможет формированию действий замещения : фигурка - схема - цвет.
«Школа для водителей»
С помощью данной игры происходит актуализация самостоятельных действий ребенка. В его памяти расширяется набор знаков дорожного движения и объектов. Так же у ребёнка улучшается память, что позволяет запоминать сложные маршруты и правильное их прохождение (по знакам).
Список использованной литературы:
1. Андрущенко, Т. Ю. Кризис развития ребенка семи лет: психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога : Уч. пос. для студентов вузов / Т. Ю. Андрущенко, Г. М. Шашлова. – М. : Академия, 2003. - 96 с.
2. Гуткина, Н. Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 - 7 лет к школьному обучению / Н. Н. Гуткина // 3-е изд., перераб. и доп. - М. : МГППУ, 2002. - 68 с.
3. Нежнова, Т. А. «Внутренняя позиция школьника» - понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе. Сб. науч. трудов / Под ред. И. В. Дубровиной. - М. : АПН СССР, 1991. - С. 51 - 62.
Дополнительная литература для ознакомления по данной проблеме:
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб. : ПИТЕР, 2008. - 400 с.
2. Венгер, Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 2009. - 289 с.
3. Гуткина, Н. Н. Стимульный материал к «Диагностической программе по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению».