Юлия Зайцева
Основы формирования гармоничных отношений в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания его телесного и душевного здоровья. Отсутствие родительской любви к своему чаду, бессердечие и эгоизм, в свою очередь, может стать источником вражды, ненависти, презрения и тяжелой судьбы как родителей, так и, возможно, их ребенка. Именно поэтому искренняя, безусловная любовь родителей к ребенку, любовь, вырастающая во всеобъемлющую, искреннюю любовь и приятие и к детям других родителей, к миру, к людям в целом, является залогом благополучия и детей, и их родителей. Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви.
Публикация «Основы формирования гармоничных отношений в семье» размещена в разделах
Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.
Очень важную роль в воспитании ребенка играют диалог с ним и принятие его как полноценной, полноправной личности.
Диалог. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого. Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания. Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.
Постоянное тактичное проникновение в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения; в особенности его душевного строя – все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте.
Принятие. Это означает признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. Всем родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений.
Независимость ребенка. Связь ребенка с его родителями внутренне конфликтна. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, то родители стараются как можно дольше ее удержать. Родители хотят уберечь молодежь перед жизненными опасностями, поделиться своим опытом, предостеречь, а молодые хотят приобрести свой собственный опыт, даже ценой потерь, хотят сами узнать мир, фактически с самого рождения ребенка.
Предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется, прежде всего, возрастом ребенка, приобретаемыми им в ходе развития новыми навыками, способностями и возможностями взаимодействия с окружающим миром. Вместе с тем, многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку.
Модель позитивного воспитания заключается в том, что ребенок должен расти в полной семье, поскольку для развития ему требуются как женские, так и мужские ролевые модели.
Родитель одного с ним пола показывает образцы правильного поведения, а родитель противоположного пола подкрепляет нужное поведение. К сожалению, так происходит далеко не всегда. Детям из неполных семей необходимо найти ролевые модели вне дома – возможно, родных дядю или тетю или кого-то из близких друзей семьи.
Чтобы свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка и увеличить положительное, необходимо иметь глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию.
Для этого необходимо:
- разделять его интересы, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать умения и навыки. Дети ожидают от родителей интереса к их внутреннему миру. Если родители смогут разделить интересы – это эффективное средство воспитания. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.
- всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком (совместная деятельность).
- не оказывать на ребенка никакого нажима, помогать принимать самостоятельные решения (и отвечать за них).
- иметь представление о различных возрастных этапах в жизни ребенка. Учитывать их возрастные особенности – анатомо-физиологические и психологические. Постепенно изменять педагогическое влияние с учетом возраста.
- уважать право ребенка на собственное мнение;
- уметь сдерживать собственнические инстинкты.
- относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который лишь обладает меньшим опытом (педагогический такт).
- признать его право быть непохожим на других и родителей.
- не оценивать негативно самого ребенка, а критиковать только ошибочные действия, поступки. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений.
- родители должны определить те мотивы, которыми они руководствуются в своей воспитательной деятельности (что движет их воспитательными условиями).
- предъявлять одинаковые непротиворечивые требования к ребенку со стороны обоих родителей.
- в присутствии ребенка надо обращать внимание на свое поведение. Дети в дошкольном возрасте всецело подражают своим папам и мамам, дедушкам и бабушкам, воспитателям и героям сказок. Не стоит плохо говорить о людях, совершать некрасивые поступки в присутствии детей.
Таким образом, детям больше всего необходимы в жизни любовь, постоянство и забота, постоянное участие в их жизни тех, кто дает им эмоциональную поддержку и учит вступлению в жизнь. Ребенок, живущий только с одним из родителей, который может дать ему все перечисленное, будет более развит, чем ребенок, чьи мама и папа пренебрегают его потребностями и нуждами из-за несчастной семейной жизни.