Папки-передвижки

Основные понятия и характеристика формирования навыков самообслуживания у детей третьего года жизни

Любовь
Основные понятия и характеристика формирования навыков самообслуживания у детей третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей навыков само-обслуживания и формирования полезных привычек по уходу за собой.

Самый первый вид трудовой деятельности, который осваивает ребенок – это самообслуживание [13, с. 67].

Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте своего тела, о по-рядке в костюме, готовность сделать для этого всё необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила [9; 9].

Самообслуживание – обслуживание себя собственными силами [13; 67].

Публикация «Основные понятия и характеристика формирования навыков самообслуживания у детей третьего года жизни» размещена в разделах

От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.

Проблемой трудового воспитания занимались Н. К. Крупская, А. П. Усова, А. В. Запорожец и многие другие.

Например, В. А. Сухомлинский, отмечал, что «Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства».

А. С. Макаренко подчеркивал, что «Труд – это основа человеческой жизни».

Основными видами трудовой деятельности являются: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд (поддержание порядка в групповой комнате, дома и на участке); ручной труд, связанный с изготовлением игрушек - самоделок из природного материала, бумаги, картона, ткани; и доступный труд по уходу за животными и растениями [1; 36].

Сохранение и укрепление здоровья ребенка невозможно без соблюдения правил гигиены.

Гигиена – наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружаю-щей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.

Еще великий педагог Ян Амос Каменский (1592–1670, положивший начало научной педагогики, уделял большое внимание воспитанию детей до-школьного возраста и призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей.

Дошкольный возраст – это важный период, когда развивается человече-ская личность, закладываются прочные основы физического здоровья.

Развитие навыков самообслуживания – процесс длительный, в связи с этими одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приёмами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание навыков самообслуживания необходимо планировать в режиме дня.

Огромное значение режиму дня придавал выдающийся педагог А. С. Макаренко. Он считал, что режим – это средство воспитания, правильный режим должен отмечаться определённостью, точностью и не допускать исключений.

Под умением В. И. Логинова понимает «освоенный человеком способ вы-полнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний». Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике. [10;25].

Навыки – это «автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения» [10; 26].

То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Воспитание у детей навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в обще-ственных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Как справедливо отмечает Н. К. Игуменова, «одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье» [10, с. 25].

Для ребенка младшего дошкольного возраста навыки самообслуживания – это важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений [10, с. 26].

В период 3-х лет ребенок переживает кризисный период своего развития. Именно тогда у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Значительно повышается активность, а стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста («Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду»). Ребёнок начинает верить в свои возможности. Уже может намечать цель, но его внимание по-прежнему остаётся неустойчивым, он всё так же быстро отвлекается, утомляется. Особый интерес ребёнок проявляет к людям, выполняющим какую-либо работу.

В Программе воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) для первой и второй младшей группы говорится, что нужно продолжать формировать простейшие навыки самообслуживания : научить их есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться.

Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но какую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать. Необходимо про-думать все мелочи, знать каждого ребенка и его родителей [4, с. 8].

Таким образом, формирование навыков самообслуживания предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Литература:

1. Бакина, М. И. Современные дети, современные игры [Текст] / М. И. Бакина // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 4. – С. 58 – 60.

4. Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду [Текст] / Т. Л. Богина. – М. : Мозаика–Синтез, 2017. – 95с.

9. Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста : [Текст] учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педаго-гика и психология» / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М. : Сфера, 2016. – 301 с.

10. Дошкольная педагогика [Текст] / под редакцией В. И. Логиновой. – М. : Просвещение, 2017. – 256с.

13. Ипатова, Ю. А. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малы-шей [Текст] / Ю. А. Ипатова // Дошкольное образование. – 2018. – № 1. – С. 35 – 39.

Публикации по теме:

Конспект театрализованного развлечения для детей третьего-четвертого года жизни «Новогодняя сказка»Конспект театрализованного развлечения для детей третьего-четвертого года жизни «Новогодняя сказка» ОГКУЗ «Иркутский областной специализированный дом ребенка №1» Подготовила и провела Титова Елена Константиновна (учитель-дефектолог) при.

Циклограмма подвижных игр (для детей третьего года жизни) Подвижные игры одно из главных приоритетных направлений в развитии дошкольника на протяжении всего дня. сентябрь (3. й г. ж.) Название игры.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Самодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизниСамодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизни Здравствуйте, дорогие коллеги! В этом году я работала на группе раннего возраста. Некоторым детям в начале года не исполнилось еще и двух.

Игровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возрастаИгровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста СЛАЙД №1 Представляю вашему вниманию игровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего.

Консультация «Какой он, малыш третьего года жизни?»Консультация «Какой он, малыш третьего года жизни?» На третьем году жизни ребенок продолжает интенсивно знакомиться с окружающей действительностью. Он как неутомимый исследователь познает.

Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни «Космос» Цели: Деть детям элементарные представления о космосе. Активизировать словарь по данной теме. Продолжать формировать устойчивые представления.

Консультация для родителей «ФЭМП у детей третьего года жизни» Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений у детей третьего года жизни"Для детей третьего года жизни.

Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 4 года жизни» Основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 - 4 лет. Что такое вообще, эти навыки самообслуживания? Самообслуживание.

Протокол родительского собрания в первой младшей группе «ФЭМП у детей третьего года жизни» Протокол родительского собрания в первой младшей группе на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей третьего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные понятия и характеристика формирования навыков самообслуживания у детей третьего года жизни
Опубликовано: 30 июня 2023 в 13:54
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные понятия и характеристика формирования навыков самообслуживания у детей третьего года жизни» (включая файлы) размещена пользователем Любовь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД