Попова Татьяна Николаевна
Основные подходы к сотрудничеству и просвещению родителей детей раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»
В. А. Сухомлинский.
3 слайд Важнейшим явлением современного этапа развития системы образования в России является повышение роли родителей в организации воспитания и обучения. В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье.
Публикация «Основные подходы к сотрудничеству и просвещению родителей детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, социального педагога, психолога - зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
4 слайд Министерство просвещения определило просветительскую работу с родителями, как одну из приоритетных задач детских садов в рамках ФОП ДО. Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются :
Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
Обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях ДОО и семьи;
Повышение воспитательного потенциала семьи.
5 слайд Задачи взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся:
Информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
Просвещение родителей (законных представителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетенции в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.
Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
6 слайд ФОП ДО предусматривает три направления взаимодействия с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.
Диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьёй с учётом результатов проведённого анализа; согласование воспитательных задач.
Диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей.
Просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определённого возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми.
Консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способом воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе.
Просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы т другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей (законных представителей); журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей (законных представителей); сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей и детей). Включают также и досуговую форму – совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
7 слайд Широко применяется в нашем детском саду диагностико-аналитическая форма работы. Основной задачей такой формы работы с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка, педагоги проводят анкетирование родителей, составляют характеристики категорий семей. После изучения семей идет составление «Социального паспорта» с целью корректировки педагогического воздействия. Получив реальную картину на основе собранных данных, педагоги вырабатывают тактику общения с каждым родителем, возможность осуществления индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребёнку и дифференцированного подхода к родителям. В нашем детском саду популярны анкеты: «Анкета – знакомство», «Взаимодействие родителей и педагогов», «Социологическая анкета семьи», «Ваши пожелания и ожидания», «Какой вы родитель» и др.
8 слайд Просветительские формы организации общения педагогов с семьёй играют доминирующую роль общения педагог – родители. Основная роль в этом направлении принадлежит родительским собраниям (общим и групповым, консультациям, беседам. Проводя разнообразные формы родительских собраний как групповых, так и общих мы наблюдаем заинтересованность родителей и их активное участие. На каждом родительском собрании мы видим присутствие все большего количества не только одного родителя, но и обоих родителей. Форма проведения родительских собраний согласовывается с родителями заранее, потому на каждом собрании родители являются активными участниками, делятся своими знаниями и опытом с другими родителями. Для проведения информационно - просветительской деятельности в нашем дошкольном образовательном учреждении на собраниях вниманию родителей предоставляется презентация дошкольного учреждения. Форма презентации используется для того, чтобы показать систему работы детского сада и систему дошкольного образования в целом. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОО, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
9 слайд Мы активно развиваем формы информационно - просветительной работы с семьями в режиме дистанционного информирования посредством информационно - коммуникационных технологий, педагоги проводят консультации в режиме онлайн, посредством Skype,WhatsApp, Viber. Использование этих мессенджеров позволяют нам быстро (сейчас идет работа по переходу на общение с родителями в Сферум) обмениваться информацией с родителями, передавать текстовые сообщения, изображения, видео, с их помощью педагоги отправляют фото - видео фрагменты организованной образовательной деятельности в родительские чаты. Родительские чаты, созданные в таких программах, как WhatsApp или Viber, облегчают и ускоряют обмен информацией между педагогами и родителями. Тематика отчетных видеороликов и фотофильмов выбирается в соответствии с календарно - тематическим планированием нашего дошкольного учреждения, а также мероприятий годового плана. В течение недели педагоги ведут фото и видео съёмку фрагментов занятий, режимных моментов, интересных событий детского сада (тематических праздников, утренников). Вся информация монтируется в фото - видеоролик продолжительностью 5-7 минут, который загружается в родительские чаты.
10 Слайд В течение учебного года в целях широкой просветительской деятельности информация для родителей размещается своевременно и периодично на стендах образовательного учреждения. В практике работы мы используем следующие наглядно-информационные формы: родительские уголки, папки-передвижки, информационные листки, которые включают в себя информацию о мероприятиях, событиях, памятки для родителей по различным направлениям работы, выставки детских работ, демонстрирующие родителям успехи детей по освоению программы (рисунки, аппликации, совместные работы. Данное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
11 Слайд В нашем саду популярна досуговая форма организации общения, которая призвана установить тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми : участие в творческих конкурсах разного уровня: «Пасха Красная», «Свет Рождественской звезды»; детско-взрослые проекты, выставки «Осенний букет», «Мастерская Деда Мороза», акции «Добрые крышечки», «Подарок брату или сестре».
12 слайд Результатом такой работы с родителями дошкольников являются следующие показатели: повышение уровня заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом, увеличение количества родителей посещающих родительские собрания. Родители заинтересовались новыми формами работы, новыми методами проведения мероприятий; возросла их активность.
13 слайд Вывод: Мы считаем, что время диктует свои условия, которые педагог должен чётко понимать и выстраивать свою работу учитывая социальные, психологические, личностные проблемы современных семей; их занятость, новую форму восприятия информации, ограниченность времени для традиционных форм взаимодействия.
14 Слайд Семья и детский сад не могут заменить друг друга, а должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка