Вера Спыну
Игра как средство коррекции речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Основной вид деятельности дошкольника — это игра. Игра — это не просто развлечение, это творческий труд.
У ребёнка есть страсть к игре,
и надо её удовлетворять.
Надо не только дать ему время
поиграть, но надо пропитать
этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра.
А. С. Макаренко
Публикация «Игра как средство коррекции речи детей» размещена в разделах
Понятие «речь» очень обширно. Каждый из её важнейших компонентов – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь – неотделимы друг от друга. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе.
В коррекционной работе с детьми, имеющими речевые проблемы, на помощь следует призвать игровую деятельность – чрезвычайно важную сторону в жизни ребёнка. Доказано, что игры богаты своим диагностическими возможностями, накопленный материал указывает на то, что игра – основной вид деятельности ребёнка – дошкольника, одна из характерных закономерностей детского развития.
Игра, как форма деятельности способствует гармоничному развитию психических процессов, личностных качеств, интеллекта. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществить коррекционное воздействие на речь и личность ребенка. Таки образом, можно сформулировать две основные задачи:
1. широко использовать игры в различных режимных моментах;
2. учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
Игры, способствуют:
• развитию подвижности речевого аппарата и речевого дыхания;
• развитию фонематического слуха;
• четкому произношению слогов, слов со звуком;
• правильному усвоению навыков словообразования и словоизменения;
• развитию психических функций мышления, внимания, воображения, памяти;
• созданию свободного речевого общения;
• формированию мотивационной деятельности через эмоциональное восприятие игры;
• совершенствованию дифференцированного массажа, направленного на нормализацию тонуса мышц и профилактику зрительных нарушений;
• закреплению знаний по лексическим темам.
Обучающий материал, который преподносится ребенку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, оказывают благотворное воздействие на общее психическое состояние, развивают его интересы, фантазию, воображение.
У детей с речевыми нарушениями преобладает наглядно-образное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует сильнее, чем слово.
Игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятиях и помогают чередовать виды речевой деятельности. Введение в логопедической работе коррекционно-обучающих игровых упражнений с помощью, которых решаются сразу несколько коррекционных задач (например, автоматизация звука и работа над грамматическим строем, дифференциация звуков и развитие связной речи, особенно актуально.
Разработано пять книжек – малышек, объединяющие игры и упражнения по автоматизации, дифференциации и введение звуков в связную речь.
Игры представляют собой красочно оформленный дидактический материал для детей дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения (подвижные, настольно-печатные, игры с предметами и словесные). С их помощью на логопедических занятиях решаются различные коррекционные задачи :
• постановка, автоматизация и дифференциация звуков ( игры: «Подарки звукам», «Звуковые дорожки», «Звуковые домики», «Звуковые сигналы», «Звуковые бусы», «Зайка-Зазнайка, «Чудесная семейка», «Неразлучные друзья», «Звуковое ожерелье», «Звуковой замок», «Звуковая пирамида», «Звуковые часы», Фотограф», «Свистелочки, Цокаталочки, Шелестелочки, Жужжалочки, Рычалочки») и др. ;
• преодоление аграмматизмов ( игры: «Один — много»,«Звуковая цепочка», «Звуковые часы», «Кто в каком домике живёт?», «Четвёртый лишний», «Большой - маленький», «Назови ласково», «Чудесный мешочек». «Кто спрятался за листочком?», «Кто спрятался за снежинкой?»;
• развитие связной речи (с помощью всех игр);
• развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации (с
• помощью всех игр);
• развитие высших психических процессов (восприятие, внимание, память, логическое мышление) (с помощью всех игр).
Для коррекции речи применяются комплексы игровых приемов с использованием наглядных средств, сказочных сюжетов и персонажей, которые способствуют более успешному решению задач по постановке, автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия. Создание целенаправленных игровых ситуаций формирует у детей навыки самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям.
Правильное произношение звуков как изолированно, так и в речевом потоке обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой артикуляционного аппарата. Выработать движения органов артикуляции помогает артикуляционная гимнастика, выполнение которой требует определенных усилий и большого терпения.
Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе проведения, какая ему отводится роль. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, вызвать живой интерес, стремление правильно выполнять артикуляционные упражнения. К нам на занятия приходит сказочный герой - «Веселый язычок» и мы вместе с ним оправляемся в путешествия, с нами происходят различные приключения. Дети не только выполняют артикуляционные упражнения, но и сами являются активными участниками.
Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говорить четко, плавно, выразительно, на выходе.
Анализируя ответы детей, их суждения, разъяснения и умозаключения, замечено, что они быстро усваивают, как нужно правильно выполнять задания, и при выполнении их проявляют элементы творчества.
Почти все игры - многоцелевые. К играм можно возвращаться неоднократно, помогая усвоить новый материал и закрепить пройденный. Например, игра «Белоснежка и семь гномов»- «Покупки» «Весёлая семейка». С большим интересом воспринимается детьми игровой сюжет с использованием скороговорок,содержащими заданный звук.
Проведение подобных занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и с быстрой истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, осваивается звуко-слоговой анализ и синтез, закрепляются лексико-грамматические категории речи, активизируется самостоятельность мышления и речи.
Игровые задания, которые предлагаются детям дошкольного возраста, позволяют принимать участие в игре как дошкольникам с легкой степенью речевой патологии (дислалия, так и со средней и тяжёлой (ФФНР, ОНР).
Играть в логопедические игры детям весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом, быстрее закрепляют поставленные звуки, речь становится грамматически правильной. Скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для них увлекательным занятием.
В процессе занятия для смены деятельности и снятия усталости используем различные динамические паузы, игровые упражнения для профилактики зрительных нарушений.
Использование подвижных игр в системе логопедической работы позволяет не только автоматизировать поставленные звуки, но и реализовать двигательную активность.