Лучший педагог года

Игра как средство коррекции речи детей

Вера Спыну
Игра как средство коррекции речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

Основной вид деятельности дошкольника — это игра. Игра — это не просто развлечение, это творческий труд.

У ребёнка есть страсть к игре,

и надо её удовлетворять.

Надо не только дать ему время

поиграть, но надо пропитать

этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь – это игра.

А. С. Макаренко

Темочки:

Понятие «речь» очень обширно. Каждый из её важнейших компонентов – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь – неотделимы друг от друга. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе.

В коррекционной работе с детьми, имеющими речевые проблемы, на помощь следует призвать игровую деятельность – чрезвычайно важную сторону в жизни ребёнка. Доказано, что игры богаты своим диагностическими возможностями, накопленный материал указывает на то, что игра – основной вид деятельности ребёнка – дошкольника, одна из характерных закономерностей детского развития.

Игра, как форма деятельности способствует гармоничному развитию психических процессов, личностных качеств, интеллекта. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществить коррекционное воздействие на речь и личность ребенка. Таки образом, можно сформулировать две основные задачи:

1. широко использовать игры в различных режимных моментах;

2. учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Игры, способствуют:

• развитию подвижности речевого аппарата и речевого дыхания;

• развитию фонематического слуха;

• четкому произношению слогов, слов со звуком;

• правильному усвоению навыков словообразования и словоизменения;

• развитию психических функций мышления, внимания, воображения, памяти;

• созданию свободного речевого общения;

• формированию мотивационной деятельности через эмоциональное восприятие игры;

• совершенствованию дифференцированного массажа, направленного на нормализацию тонуса мышц и профилактику зрительных нарушений;

• закреплению знаний по лексическим темам.

Обучающий материал, который преподносится ребенку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, оказывают благотворное воздействие на общее психическое состояние, развивают его интересы, фантазию, воображение.

У детей с речевыми нарушениями преобладает наглядно-образное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует сильнее, чем слово.

Игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятиях и помогают чередовать виды речевой деятельности. Введение в логопедической работе коррекционно-обучающих игровых упражнений с помощью, которых решаются сразу несколько коррекционных задач (например, автоматизация звука и работа над грамматическим строем, дифференциация звуков и развитие связной речи, особенно актуально.

Разработано пять книжек – малышек, объединяющие игры и упражнения по автоматизации, дифференциации и введение звуков в связную речь.

Игры представляют собой красочно оформленный дидактический материал для детей дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения (подвижные, настольно-печатные, игры с предметами и словесные). С их помощью на логопедических занятиях решаются различные коррекционные задачи :

• постановка, автоматизация и дифференциация звуков ( игры: «Подарки звукам», «Звуковые дорожки», «Звуковые домики», «Звуковые сигналы», «Звуковые бусы», «Зайка-Зазнайка, «Чудесная семейка», «Неразлучные друзья», «Звуковое ожерелье», «Звуковой замок», «Звуковая пирамида», «Звуковые часы», Фотограф», «Свистелочки, Цокаталочки, Шелестелочки, Жужжалочки, Рычалочки») и др. ;

• преодоление аграмматизмов ( игры: «Один — много»,«Звуковая цепочка», «Звуковые часы», «Кто в каком домике живёт?», «Четвёртый лишний», «Большой - маленький», «Назови ласково», «Чудесный мешочек». «Кто спрятался за листочком?», «Кто спрятался за снежинкой?»;

• развитие связной речи (с помощью всех игр);

• развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации (с

• помощью всех игр);

• развитие высших психических процессов (восприятие, внимание, память, логическое мышление) (с помощью всех игр).

Для коррекции речи применяются комплексы игровых приемов с использованием наглядных средств, сказочных сюжетов и персонажей, которые способствуют более успешному решению задач по постановке, автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия. Создание целенаправленных игровых ситуаций формирует у детей навыки самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям.

Правильное произношение звуков как изолированно, так и в речевом потоке обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой артикуляционного аппарата. Выработать движения органов артикуляции помогает артикуляционная гимнастика, выполнение которой требует определенных усилий и большого терпения.

Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе проведения, какая ему отводится роль. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, вызвать живой интерес, стремление правильно выполнять артикуляционные упражнения. К нам на занятия приходит сказочный герой - «Веселый язычок» и мы вместе с ним оправляемся в путешествия, с нами происходят различные приключения. Дети не только выполняют артикуляционные упражнения, но и сами являются активными участниками.

Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говорить четко, плавно, выразительно, на выходе.

Анализируя ответы детей, их суждения, разъяснения и умозаключения, замечено, что они быстро усваивают, как нужно правильно выполнять задания, и при выполнении их проявляют элементы творчества.

Почти все игры - многоцелевые. К играм можно возвращаться неоднократно, помогая усвоить новый материал и закрепить пройденный. Например, игра «Белоснежка и семь гномов»- «Покупки» «Весёлая семейка». С большим интересом воспринимается детьми игровой сюжет с использованием скороговорок,содержащими заданный звук.

Проведение подобных занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и с быстрой истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, осваивается звуко-слоговой анализ и синтез, закрепляются лексико-грамматические категории речи, активизируется самостоятельность мышления и речи.

Игровые задания, которые предлагаются детям дошкольного возраста, позволяют принимать участие в игре как дошкольникам с легкой степенью речевой патологии (дислалия, так и со средней и тяжёлой (ФФНР, ОНР).

Играть в логопедические игры детям весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом, быстрее закрепляют поставленные звуки, речь становится грамматически правильной. Скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для них увлекательным занятием.

В процессе занятия для смены деятельности и снятия усталости используем различные динамические паузы, игровые упражнения для профилактики зрительных нарушений.

Использование подвижных игр в системе логопедической работы позволяет не только автоматизировать поставленные звуки, но и реализовать двигательную активность.

Публикации по теме:

Презентация на тему «Игра и труд — рядом идут!» Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки.

Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста Особенности сюжетно-ролевых игр. Структурные компоненты игры. Сюжеты игр бывают:бытовые,производственные,общественные. Значение роли в игре. Роль-это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство коррекции речи детей
Опубликовано: 28 марта 2013 в 19:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство коррекции речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Вера Спыну (УИ 20977) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД