Волкова Наталья Юрьевна
Оснащение кабинета педагога-психолога ДОУ в соответствии с нормами ФГОС
▼ Скачать +Заказ
Деятельность ДОУ регламентируется нормами Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Данный документ содержит требования к структуре, реализации и освоению основ российской образовательной программы. Опираясь на них, детские образовательные организации должны обеспечить необходимые условия для полноценного развития малышей с учетом индивидуальных особенностей и талантов.
Роль педагога-психолога в ДОУ
Публикация «Оснащение кабинета педагога-психолога ДОУ в соответствии с нормами ФГОС» размещена в разделах
Образовательный стандарт включает в себя различные направления всестороннего развития детей и предполагает психологическую поддержку педагогом. Специалист этого направления решает следующие задачи:
• Способствует развитию интеллектуальных способностей и личностному росту детей на разных этапах развития личности.
• Помогает воспитанникам укрепить психическое здоровье, сформировать собственное "я" и научиться общаться со сверстниками.
• Дает ребенку возможность выбора игр и предметов, соответствующих его способностям и наклонностям, потребностям.
• Предоставляет одинаковые условия для полноценного развития всем воспитанникам независимо от уровня их умственных и физических возможностей.
В обязанности педагога-психолога входит проведение коррекционно-развивающих занятий в рамках российской образовательной программы с учетом возможностей возрастных групп. При этом они должны проходить в непринужденной обстановке, быть доступны и вызывать интерес.
Поэтому так важна в кабинете педагога-психолога организация полноценной предметно-развивающей среды с применением надлежащего оборудования.
Оснащение кабинета психолога в ДОУ
Эффективность моей работы, как педагога – психолога, во многом зависит от условий помещения, в котором проводятся занятия с детьми.
Это - отдельный кабинет, расположенный в доступном для детей и родителей месте. Продуманное оформление и необходимое оснащение также играет важную роль.
Предметно-развивающая среда в помещении организована таким образом, чтобы каждый ребенок не испытывал психологического дискомфорта и зажатости. Только при таких условиях воспитанники могут с легкостью осваивать все познавательные процессы и развивать речь. Особо учитывается также доступность и безопасность среды.
В моем кабинете присутствуют технические средства, наглядно-демонстрационные пособия для диагностической, игровой и творческой активности детей. Созданы условия для исследовательской деятельности с применением доступных материалов, например, песка (световая песочница).
Размеры помещения не позволяют проводить групповые занятия с 5-7 детьми. Поэтому занятия проводятся в групповых комнатах. Передвижная мобильная тумба «Фроссия» (описывала работу с ней в предыдущей статье, имеющая всё необходимое для психо - коррекционной работы приходит на помощь.
Мой кабинет небольшой, поэтому правильно разделить его на функциональные зоны, плавно переходящие друг в друга не получается. Но в детском саду все необходимые зоны имеются, что позволяет решать следующие задачи:
• Первичный прием и консультативная работа (организован консульт пункт).
• Проведение занятий коррекционно-развивающего характера (групповые комнаты, музыкальный зал).
• Расслабление и устранение эмоционального напряжения (сенсорная комната, «Волшебная комната», оборудованная всем необходимым).
• Рабочее место педагога-психолога.
Зона первичного приема и консультативной работы
Оснащение этой зоны включает перечень стандартных предметов, в который входит: рабочий стол с компьютером, диагностическое оборудование и стеллаж для него, методические пособия и печатный материал, игровые наборы, сборники упражнений, информационный стенд.
Доверительной обстановке способствует комфортная мягкая мебель с удобными спинками и сиденьями.
Зона коррекционно-развивающих занятий
Необходимыми видами оснащения этой зоны являются :
• Удобные детские стульчики, столики.
• Развивающие многофункциональные наборы, способствующие формированию логики, восприятия, координации движений и т. д.
Современное интерактивное оборудование
Особенно востребовано в наше время применение интерактивного оборудования. Сенсорные устройства увлекают детей для получения новых знаний, навыков и дают отличные результаты при проведении коррекционно-развивающих занятий. (интерактивная доска, кубик). Такое оборудование, как интерактивная песочница, набор «Фроссия» позволяет педагогу - психологу стабилизировать эмоциональное состояние детей.
Излюбленным занятием всех детей с раннего возраста является игра с песком. Именно в песочнице малыши получают первый опыт социальных контактов, испытывают различные эмоции.
Подобный уголок творчества благотворно сказывается на эмоциональном состоянии воспитанников с ОВЗ, способствует хорошему настроению, устранению агрессии и психологического дискомфорта, налаживанию контактов с окружающими. Особенно рекомендованы игры с песком гиперактивным малышам. Такая игра делает их спокойней, уравновешенней и доброжелательней. Структура песка способствует развитию мелкой моторики, развивают ловкость, сноровку и координацию движений.
Зона психологического расслабления (сенсорная комната)
Здесь дети и взрослые могут расслабиться, снять накопившуюся усталость и раздражение, восстановить свой эмоциональный фон.
В комнате обрадованы зоны для детей, где они могут открыто выражать свое настроение и оценивать эмоции окружающих. Дети учатся контролировать свое эмоциональное состояние благодаря специальным средствам самопознания:
• уютный уголок настроения;
• настенное тактильное игровое панно;
• красочный мягкий игровой модуль (в виде добрых зверушек)
• звуковые и световые комплексы.
Кроме того, в арсенале педагога-психолога для развития эмоциональной сферы имеются различные игры и пособия, компьютерные лицензированные программы, своевременно обновляющиеся и дополняющиеся.