Хомченко Екатерина
Ошибки в хореографии и методы их исправления
▼ Скачать + Заказать документы
Как бы ни выкладывались на занятиях хореографы, объясняя и показывая
танцевальные движения, как бы ни старались все выполнить четко и правильно танцоры, но, как правило, отработка упражнений может сопровождаться отклонениями фактической техники от заданного образца. При этом характер и степень отклонений могут быть различными. Такими ошибками могут быть как неполное исполнение, или существенное искажение частей танцевальных элементов, так и малоэффективные движения, требующие лишь дальнейшей отработки и улучшения.
В зависимости от значения, характера и распространенности ошибок их можно подразделить соответственно на три группы:
1) грубые, значительные и незначительные;
2) стабильные и нестабильные;
3) типичные и нетипичные.
Грубыми считаются ошибки, которые значительно искажают основу техники выполнения танцевального элемента. К значительным ошибкам относят невыполнение общей детали техники исполнения хореографического упражнения; к незначительной — неточное выполнение элемента, которое приводит к снижению эффективности действия.
Ошибки в ходе репетиций и тренировок могут возникать по ряду причин. Иногда, это происходит из-за недостаточной координации усилий, из-за каких-либо случайно возникших факторов, вмешивающихся посторонних условий. При этом, если ошибки исправляются сразу при устранении этих первопричин, то эти ошибки являются нестабильными. А если ошибки уже вошли в привычку и повторяются после многократных тренировок, то они уже закрепились как навык и являются стабильными.
А еще ошибки можно разделить по степени их повторяемости. Если это эпизодически встречающаяся ошибка, которая возникла случайно из-за каких либо субъективных причин, то она относится к нетипичной. А если повторение данной ошибки носит массовых характер, и не редкость среди участников танцевального коллектива, то ее принято считать типичной.
Очевидно, что одна и та же ошибка при выполнении хореографического упражнения может быть отнесена к каждой из этих трех групп и одновременно являться значительной, стабильной и типичной.
И, конечно же, хореографу необходимо принимать меры, предупреждающие возникновение ошибок, а если они появились, устранять их. Главное при этом — определить причины возможных или имеющихся ошибок. Только распознав причину ошибки, можно найти действенные пути ее предупреждения или исправления.
Причинами возникновения ошибок нередко становятся недочеты методики преподавания и ошибки самого хореографа. Вот некоторые из них:
- несоответствие подобранной хореографической композиции возможностям и степени подготовленности танцоров;
- неверная последовательность обучения танцевальным элементам;
- преждевременная работа над всей танцевальной композицией в целом, без достаточного навыка выполнения отдельных движений и элементов танцорами.
Кроме того, причины ошибок могут быть заложены и в самих исполнителях. Например:
- неуверенность в своих силах, стеснительность, усталость;
- недостаточный уровень развития отдельных физических качеств, а отсюда и невозможность технического выполнения танцевальных элементов;
- непонимание характера и смысловой нагрузки танцевальной композиции в целом и отсюда неправильная ее трактовка в технике исполнения.
Последовательность исправления ошибок может быть следующая. Сначала исправляются грубые ошибки, которые нарушают всю структуру хореографической композиции. И только после этого целесообразно начать работать над ошибками, снижающими эффективность исполнения (значительные и незначительные).
Чем раньше приступить к исправлению ошибок, тем больше вероятность успеха. А, кроме того, не следует исправлять сразу несколько ошибок. Лучше отрабатывать их постепенно.
Исправлять ошибки можно следующими методами:
- сопоставление ошибочного и правильного исполнения хореографического элемента с помощью устного разбора и объяснения, контрастного показа, демонстрации видеозаписи;
- усложнением или упрощением двигательного ошибочного упражнения, с созданием таких внешних условий, в которых повторение ошибки невозможно;
- применение подводящих упражнений, обеспечивающих возможность
концентрировать внимание на движении, которое в основном действии
выполняется неверно;
- полное изменение при переучивании всех тех привычных танцевальных элементов, которые сопутствовали выработке старого неправильного навыка;
- прекращение на время разучивание хореографического упражнения, чтобы
затормозить ненужные условно-рефлекторные связи и лишь только после
этого вновь приступить к его отработке.
- можно попробовать следовать правилу: «от простого к сложному через еще более сложное». Например, прекратить разучивание данного танцевального упражнения, разучить более трудное, но сходное с ним по структуре, и затем уже от трудного перейти к разучиванию легкого и др.