Ирина Анисимова
Организация занятия плаванием в Республиканском центре реабилитации детей с ДЦП и ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В России 39 миллионов детей. Из них 15-20% уже в дошкольном возрасте страдают заболеваниями затяжного характера, 50% школьников имеют ослабленный организм. В специальной литературе отмечается ежегодное увеличение числа детей с различными нарушениями в развитии. Из них наибольшее количество детей это дети с болезнями нервной системы (52%). В этой категории самыми распространенными являются детские церебральные параличи (24%). Восстановительное лечение и социальная интеграция таких детей - важная и одна из наиболее сложных проблем практической реабилитологии. Комплексный подход к реабилитации больных детским церебральным параличом осуществляется в Республиканском центре реабилитации детей с ДЦП и ограниченными возможностями здоровья г. Нерюнгри.
Публикация «Организация занятия плаванием в Республиканском центре реабилитации детей с ДЦП и ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Поступившие в Центр дети проходят разностороннее медико-психолого- педагогическое обследование. Составляется индивидуальный план восстановительных мероприятий, учитывающий основной и сопутствующий диагнозы. Данный план осуществляется тесным сотрудничеством медицинской и педагогической службами Центра. Педагогическая служба, основываясь на положениях и приемах кондуктивной педагогики, создаёт оптимальные условия пребывания ребенка в учреждении, определяет пути и методы компенсации и развития нарушенных высших корковых функций, поведения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка для его максимальной возможной социальной адаптации в обществе.
Педагогическая служба представлена инструктором по ЛФК, педагогом-психологом, педагогом-дефектологом, музыкальным руководителем, педагогом по трудотерапии и воспитателем. Занятия проводятся в индивидуальных, малогрупповых и групповых формах.
В рамках реабилитационной деятельности педагогической службы работает бассейн, где дети занимаются лечебным плаванием. Как известно, купание, игры в воде, плавание благоприятно воздействуют на организм человека.
Неврологи отмечают снижение работоспособности мышц у детей с ДЦП и их довольно быструю утомляемость, затруднение в удержании равновесия. Они связаны от постоянного повышенного тонуса отдельных групп мышц - чаще всего сгибателей (спастическая форма, от резких непроизвольных движений туловища и конечностей (атетоидная форма, а также от понижения тонуса всех групп мышц (атонически-астатическая форма). Для таких детей одним из форм улучшения их состояния может быть занятия в бассейне. Нагрузка, которую испытывают дети в бассейне динамическая в отличие от других занятий, где нагрузки в основном статические. Чередование статических и динамических нагрузок в определенных количествах приводит к положительным результатам.
Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник, активное движение ног и рук в воде в безопорном положении укрепляет их. Считается, при систематическом занятии плаванием улучшается деятельность органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Регулярные занятия в воде закаливают организм : совершенствуют механизм терморегуляции, повышают иммунологические свойство, улучшают его адаптативность к разнообразным условиям внешней климатической среды. Укрепляется нервная система, может улучшиться протекание сна и аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движение, увеличивается выносливость.
При обучении плаванию по возможности прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их социально-бытовой адаптации. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, умение проявлять самостоятельность.
Реабилитационная эффективность работы бассейна во многом зависит от правильной организации его деятельности, обеспечения мер безопасности и выполнения, необходимых санитарно-гигиенических правил.
В Центре используется бассейн с размерами 3x4м., глубиной - 0,75 м. Оборудован соответствующим помещением и инвентарем: раздевалка, полки для одежды, душевая, бактерицидные лампы над чашей, приборы, контролирующие и поддерживающие температуры воды и воздуха. Для обеспечения безопасности здоровья и жизни имеются спасательные круги и шест. У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Поэтому для эффективной организации занятий, проведения различных упражнений и игр используются поддерживающие средства: специальные резиновые шлемы на голову, специальные жилеты, доски, надувные нарукавники, резиновые «Ежи» для развития тактильной чувствительности, палочки длиной 20 см., разноцветные пластмассовые шары средней и малой величины, плавающие и тонущие игрушки «Водные обитатели», обручи больших и малых размеров. Температура воды поддерживается в среднем в пределах +36°С.
Все это оборудование помогает строить и проводить работу в соответствии с физическими и двигательными возможностями ребенка с ДЦП. Для создания положительного настроя используется музыкальное сопровождение, и организовываются моменты встреч детей с персонажами из известных сказок и мультфильмов.
Основной задачей проведения занятий лечебного плавания детей с ДЦП является развитие и нормализация движений. Известно, неправильное двигательное развитие ребенка с ДЦП начинается с неправильного положения головы, шеи и спины. В связи с этим при развитии двигательных функций у ребенка главным ее условием является необходимость осуществления контроля над общим положением тела.
Во время занятия на воде ребенка можно учить самостоятельному его стоянию без опоры, держа корпус вертикально и обучить ходьбе в новых условиях, а также привить навыки поддержки равновесия и координации движения. Для этого поверхность воды должна быть на уровне груди ребенка, а на руки надеваются надувные нарукавники.
Продолжительность занятий лечебным плаванием в зависимости от возраста и диагноза детей 30-40 минут ежедневно или два раза в неделю. К занятиям дети допускаются с разрешения врача.
Инструктор по ЛФК ведет дневник наблюдения в течение всего курса лечения ребенка с ДЦП и фиксирует изменение его развития, а также успехи конкретно по датам. Такая фиксация позволяет следить за достижением поставленных задач в индивидуальной программе педагогической работы реабилитации и оперативно реагировать на изменения.
По результатам наблюдения можно отметить следующее: правильно организованный процесс занятия лечебным плаванием может улучшить двигательные способности ребенка, его физическое развитие и тем самым влиять на курс реабилитации и абилитации детей с ДЦП в условиях работы Центра.
Для получения большего эффекта лечебного плавания на развитие ребенка с ДЦП необходимо дальнейшее её глубокое и системное изучение, разработка методики работы бассейна в контексте положений кондуктивной педагогики и улучшение его материальной базы.
Особенно важно для абилитации и социализации детей с церебральным параличом работа бассейна должна проводиться в сочетании всех мероприятий педагогической и медицинской служб Центра. Только комплексное воздействие на ребенка позволяет нормализовать общую мышечную систему, формировать двигательную активность, обеспечить его физическое воспитание в соответствии с индивидуальными возможностями.
Литература
1. Лаврентьева А. Н. Кондуктивная педагогика в абилитации детей с церебральным параличом. - Нерюнгри: ГУП «Нерюнгринская типография», 2004.
2. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенческий, ранний и дошкольный возраст. - М. : Просвещение, 1991.
3. Осокина Т. П. и др. Обучение плаванию в детском саду : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М. : Просвещение, 1991.
4. Тактаров В. Г. Этиопатогенез и репродуктивная функция при резидуальных формах детского церебрального паралича: Автореф. дис.. докт. медиц. наук: 03.00.15., 14.00.01.-М., 2000.