МААМ-картинки

Организация экологической предметно-пространственной среды группы в ДОО с учетом ФГОС

Мурыгина Ирина Васильевна
Организация экологической предметно-пространственной среды группы в ДОО с учетом ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Организация экологической предметно – пространственной среды группы в ДОО с учетом ФГОС ДО».

Выполнила: воспитатель МБДОУ д/с №44

Мурыгина Ирина Васильевна

«Опыт показывает, что добрые чувства

должны уходить своими корнями в детство,

а человечность, доброта, ласка, доброжелательность

рождается в труде, заботах, волнениях

о красоте окружающего мира».

В. А. Сухомлинский [7,с. 61]

Публикация «Организация экологической предметно-пространственной среды группы в ДОО с учетом ФГОС» размещена в разделах

Экологическое образование детей дошкольного возраста является не только начальным этапом, но и фундаментом непрерывного экологического образования, которое продолжается в школе и других образовательных учреждениях.

Образовательная среда – комплексное взаимодействие форм и видов разнообразной деятельности детей, построенных на интеграции познавательной, творческой и практической деятельности в условиях многофункционального мобильного пространства, позволяющего быстро его изменять и преобразовывать в зависимости от необходимости.

Предметно – пространственная образовательная среда - базовая основа любой среды (образовательной, социокультурной, игровой, социальной, здоровьесберегающей и др., так как каждая среда представляет собой совокупность составляющих ее предметов – без которых среда как таковая существовать просто не может. ППР ДОО опирается на принципы развивающего обучения и предполагает соблюдение некоторых факторов, среди которых : открытость, многофункциональность и гетерогенность составляющих среду предметов по принципу «Лего», удобство использования предметов для самих детей, стабильность части ППС в зонах, предназначенных для сна, еды, гигиены; соответствие возрастным особенностям детей; соответствие требованиям стандарта. [6. стр. 13]

Использование экологических приемов при ознакомлении детей с природой позволяет увидеть различные связи, зависимости в природе, а также увидеть картину мира в целом. Природа играет большую роль в формировании личности на начальном этапе дошкольного детства. Дошкольника легче научить уважать, ценить и понимать мир животных и растений, сопереживать им. Для этого детям необходимо дать элементарные знания о природе и объяснить существующие связи и взаимозависимости, существующие в ней.

В законе РФ "Об образовании" 2000 г. содержится положение об экологическом образовании дошкольников как начальном этапе непрерывного экологического образования, которое, в свою очередь, должно обеспечить становление общества с высокой гуманистической и экологической культурой, с определенным стереотипом экологического мышления и поведения. Процесс экологического образования должен быть непрерывным и начинаться как можно раньше, с дошкольного возраста.

Основной задачей экологического образования детей дошкольного возраста является получение знаний о природе и воспитание определенного отношения к ней.

Детям младшего дошкольного возраста свойственна эмоциональная отзывчивость, любознательность и вместе с тем способность овладевать определенными теоретическими знаниями, которые позволяют говорить о формировании у них экологических понятий и основ ответственного отношения к природе. Создавая условия для ознакомления дошкольников с природой необходимо помнить, что развивает та среда, в которой ребенок активно действует.

Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, воспитатель поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в экологическом уголке, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.

Наиболее подробно вопрос о влиянии среды, в том числе природной, на развитие детей рассматривала Е. И. Тихеева. Она утверждала, что «использовать окружающую среду как источник образовательного материала, педагогически ее организовывать – одна из основных задач, возлагаемых на педагога-дошкольника» [5,с. 41]. Масштаб собственного жизненного пространства детей сокращается, происходит их отдаление от природной среды.

Современные педагоги и психологи обращают особое внимание не только на создание в дошкольных образовательных, учреждениях развивающей предметной среды, но и на ее экологизацию. Еще А. С. Макаренко даже в условиях коммунарского быта предавал большое значение введению в интерьер декоративных растений (цветов). «Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил оранжерею, и не какую-нибудь, а с расчетом на гектар цветов, как бы дорого это ни стоило. Не только в спальнях, столовых, классах, кабинетах стояли цветы, но даже на лестницах. Мы делали из жести специальные корзинки и всем в бордюры лестницы уставляли цветами. Это очень важно» [2, с. 152]. Действительно, ситуация, когда процесс экологического образования проходит в интерьерах, лишенных растительных композиций, аквариумов, птичьих вольер, плакатов и фото стендов на экологические темы, выглядит ненормально. «Только педагогическая среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более «весомым», значимым, убедительным»[1, с. 388]. «Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. п.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом образовании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных экологической точки зрения) условиях, т. е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования» [3, с. 93].

Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности.

Дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по уровню развивающей предметной среды, по направлениям деятельности, что отражается в вариативном подходе к ее организации. В детском саду экологическая развивающая среда может быть организована как традиционный Уголок природы, Лаборатория природы или Комната природы.

Элементами развивающей среды могут быть : зимний сад, альпийская горка, музеи, огород, мини-фермы, уголки в группах, экологическая тропа.

Но любая развивающая предметная среда должна состоять из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

Так, для организации пространства в экологической комнате обосновано выделение ряда функциональных зон (обучения, коллекций, библиотеки, релаксации, игровой).

Лаборатория — новый элемент развивающей предметной среды — создается для исследовательской деятельности детей.

Живой уголок — достаточно традиционный элемент дошкольных учреждений нашей страны, однако, его оформление и содержание приобретает новую специфику, связанную с задачами экологического образования.

С точки зрения экологического образования среда в образовательном учреждении должна создавать условия для:

познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие вопросы и постановка новых вопросов);

эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);

оздоровление ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории образовательного учреждения; грамотное озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общение с ними; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях изодеятельности т. п.) [4,с. 34].

Значит, экологизация развивающей предметной среды в образовательных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного. Таким образом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования в свете ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов н. / Д: Феникс, 1996. – 480 с.

2. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко. – М. :Просвещение, 1988. – 304 с.

3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2003. – 183 с.

4. Рыжова, Н. А. Экологизация развивающей предметной среды / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 3. – С. 15-24. 5. Тихеева, Е. И. Детский сад по методу Е. И. Тихеевой / Е. И. Тихеева. – М. : Л., 1930. – 182 с.

6. «Культурологический подход в образовании: проблемы, опыт, перспективы, инновации». Арзамас Арзамасский филиал ННГУ 2015г- 258с.

7.. В. А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания)». Педагогическое наследие.

8. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании"

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды во второй младшей группе с учетом ФГОС Организацияпредметно–развивающейсредывДОУ выстраиваетсявсоответствииспринципами программы «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой,.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО с учетом ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной: • насыщенность среды должна соответствовать.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с принципами ФГОС до Необходимо рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Благодаря ей ребенок сам может развивать свои способности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в связи с введением ФГОС в ДОУ Дербе Раиса Индаровна воспитатель МБДОУ №16г. Майкоп Организация развивающей предметно-пространственной среды в связи с введением ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО в младше-средней группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО в младше-средней группе Организация развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО в младше – средней группе «Колобок» воспитателя Карауш.

Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Слайд 1 Тема: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО». Слайд 2 Цели: выявление.

Построение предметно-пространственной развивающей среды в группах ДОУ с учетом ФГОС Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Презентация «Организация предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию с учетом ФГОС» Организация предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию с учетом ФГОС ДО Цель экологического воспитания – формирование.

Презентация «Организация предметно-пространственной среды в группах с учетом ФГОС» Что такое предметно-развивающая среда?» (терминалогия) Среда развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация экологической предметно-пространственной среды группы в ДОО с учетом ФГОС
Опубликовано: 19 марта 2018 в 20:19
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация экологической предметно-пространственной среды группы в ДОО с учетом ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Мурыгина Ирина Васильевна (УИ 1310475) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД