Людмила Грибанова
Организация взаимодействия с родителями в детском саду
▼ Скачать +Заказ
Грибанова Людмила Петровна,
старший воспитатель,
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 56» АГО,
г. Асбест
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ
Аннотация статьи: В статье представлен опыт работы детского сада № 56 по взаимодействию с семьями воспитанников, в интересах развития дошкольников.
Ключевые слова: система управления, взаимодействие, инновации, формы организации.
Публикация «Организация взаимодействия с родителями в детском саду» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2021
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от родителей, воспитателей. Как трудно объяснить родителям, что с ребенком надо общаться, учить его думать, размышлять, научить быть активной личностью. Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду с едиными требованиями, сделать родителей участниками образовательной деятельности?
В современных условиях мы выделили несколько проблем во взаимодействии детского сада и семьи. Родители либо не предают значение, имеющимся проблемам; либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблемах. Поэтому ведущая цель - создание системы по взаимодействию семьи и детского сада в интересах развития ребенка.
В течение многих лет в нашем детском саду проводится планомерная целенаправленная работа с родителями. Взаимодействие начинается еще за долго до того, как ребенок приходит в детский сад. В начале, происходит ознакомление администрации детского сада с родителями, которое дает возможность получить первую информацию о семье и семейном воспитании, осуществлять методическую помощь педагогам. Сотрудничество строится с учетом индивидуальных особенностей семей.
Для реализации поставленной цели в детском саду разработана и реализуется программа взаимодействия «Детский сад и семья». На основе ее проводиться систематическая и последовательная работа с родителями воспитанников в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. Решаются задачи: по активизации воспитательного потенциала семьи; привлечению родителей к образовательной деятельности, общественной жизни детского сада; использовании опыта семейного воспитания для реализации образовательных программ и проектов; личностному росту всех участников образовательных отношений посредством совместной деятельности.
В соответствии с программой в преддверии учебного года педагогами разрабатываются планы взаимодействия с семьёй, которые включают групповые и индивидуальные. традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются родительские встречи в нетрадиционной форме такие как: «Педагогическая лаборатория» - на них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях; «Читательская конференция», на которой подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Наиболее удачный семейный опыт помещается на стенд «Копилка семейных советов»; «Мастер – класс» на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. «Семинары - практикум» где совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, родители обучаются специальным упражнениям, применяют полученную информацию на практике. «Душевный разговор» организуется не для всех родителей, а лишь для тех, чьи дети имеют общие проблемы (агрессивность и др.). В конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят.
По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей», дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми. ФГОС ДО говорит о необходимости участия родителей в совместной и непрерывной образовательной деятельности. Реализация детско-родительских проектов способствует развитию детей, организации совместной деятельности за пределами детского сада. Участие родителей в НОД деятельности своих детей получила большой оклик среди педагогов, как важный рычаг повышения компетентности родителей, оказания консультативной помощи. Родителям и особенно детям тоже понравились такие формы взаимодействия.
Информационно-ознакомительная форма - задачами которой, является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы через информационные проспекты, «дни открытых дверей», просмотров видео занятий и других видов деятельности детей.
Одно из направлений работы с родителями - информационно-просветительская деятельность. Это направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.
Наглядное информирование семьи – это разнообразные формы от педагогических информационных стендов, фотомонтажей, выставок, папок-передвижек и памяток до практических форм (например, кармашек «Дома вместе с ребенком!», позволяющих родителям активно участвовать в жизни ребёнка, а педагогам поддерживать «обратную связь» с семьёй.
Эффективной формой работы с родителями являются тематические выставки. На выставке используются разные материалы: книги, детские рисунки, самодельные игрушки, высказывания детей, фотографии и т. д. Активность родителей в создании различных выставок говорит о интересе к выставочной деятельности.
Современный мир заставляет нас подбирать инновационные формы взаимодействия, используя дистанционные формы через интернет ресурсы. В детском саду широко используем сайт детского сада, электронную почту детского сада, почту педагога, социальные сети, что становится особенно актуально в условиях пандемии. Через них родители взаимодействуют по организационным вопросам с педагогом и другими родителями, находят группы по интересам – это современно, эффективно, оперативно. В этом общении есть и свои минусы, о которых стоит сказать, не все родители проявляют вежливость, культуру письменного общения, что приводит к конфликтам.
Правильное сочетание всех форм работы с родителями способствует повышению знаний родителей, побуждают их пересматривать методы и приемы домашнего воспитания, правильнее оценивать разностороннюю деятельность детского сада, приобрести опыт педагогического сотрудничества, дает родителям возможность стать с субъектами образовательных отношений.
Независимая оценка качества образования, ежегодные опросы родителей говорят об эффективности выбранных форм сотрудничества с семьей, способствуют образованию и социализации подрастающего поколения, созданию комфортных условий для полноценного проживания дошкольного детства, повышению качество образования.
Детский сад не может заменить семью, но он может дополнить и усилить ее воспитательный потенциал, выполняя свои профессионально-педагогические функции.
Список литературы
1. Антонова, Ю. Е. Управление дошкольными организациями : актуальная динамика/Ю. Е. Антонов. – М. : ТЦ Сфера, 2013г.
2. Давыдов О. И, Компетентностный подход в работе ДОУ с родителями / О. И. Давыдов, А. А. Майе. – СПб. : Детство – Пресс, 2013г.
3. Микляева, Н. В. Инновации в детском саду / Н. В. Микляева. – М. : Айрис-Пресс, 2008.
4. Педагогическое взаимодействие в детском саду : метод. пособие / под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ «Сфера», 2013г.