Наталья Сертакова
Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста могут выполнять необходимый для их правильного развития режим дня только под руководством взрослых. Организаторам правильного режима в каждой возрастной группе является воспитатель. Он проводит постоянную кропотливую работу по приучению детей к выполнению режима, ведя их от первых шагов в усвоении режимных требований к самостоятельности.
Публикация «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГТ» размещена в разделах
Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.
Режим дня дошкольников в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:
• режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания) ;
• время пребывания на воздухе в течение дня;
• продолжительность и кратность сна;
• продолжительность и место для занимательных дел;
• свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору (игра, является основной формой деятельности в детском саду)
Режим дня в детском саду в первую половину дня предусматривает:
-прием детей;
-утреннюю гимнастику,
- совместную деятельность,
-завтрак;
-самостоятельную игровую деятельность;
-организованную образовательную деятельность;
-совместную игровую деятельность;
-прогулку;
-подготовку к обеду;
-обед;
-подготовку ко сну;
-сон.
Утренний прием детей.
Детский сад является для дошкольников вторым домом, а воспитатель становится родным не только ребенку, но и его родителям. Поэтому во время приема детей необходимо создать положительный эмоциональный настрой каждому ребенку. Для этого каждый воспитатель встречает детей с улыбкой, говорит: «Я рада тебя видеть! Заходи! «, спрашивает «Как дела?» Обязательно уделяет внимание родителям каждого ребенка, спрашивает о самочувствии ребенка, что читали, где гуляли. Предлагает ребенку поцеловать маму и пойти помахать ей в окошко. Маме в свою очередь обещает позвонить, если ребенок раскапризничался, рассказать когда успокоился и какое у него настроение.
Пришедшему ребенку напоминает, что нужно здороваться с взрослыми и детьми, говорить целыми предложениями: «Здравствуйте Наталья Михайловна!», «Здравствуйте ребята». Зайдя в группу, ребенок сразу идет мыть руки, так как пришёл с улицы. При мытье рук ребенок соблюдает алгоритм мытья рук «засучить рукава - открыть воду - набрать жидкое мыло - намылить хорошо руки – смыть мыло - выключить воду –найти свое полотенце - вытереть руки». Если ребенок плачет, то умыться. Затем ребенок проходит в игровое пространство.
Когда дети собираются в игровом центре, проводиться дидактическая игра «Улыбнитесь солнышку». Дети становятся в круг, воспитатель предлагает посмотреть на яркое улыбающееся солнышко у него в руках и просит поздороваться с ним. Дети улыбаются солнышку, говорят «Здравствуй!» И сразу настроение становится хорошее радостное. Здесь же можно понаблюдать за погодой, рассмотреть облака, небо, присмотреться, если ветер, вспомнить в чем пришли в детский сад – тепло или холодно на улице.
Затем дети садятся на коврике вокруг воспитателя и вместе с ним начинают рассказывать сказку «Волк и семеро козлят». Девочки изображают козлят, мальчики волка. Дети подражают движениям и голосовым интонациям героев. Каждый старается исполнить свою роль и всем становиться интересно, что же будет дальше. Во время представления сказки, проводится подвижная игра «Волк и козлята». После окончания дети обсуждают сказку. Выясняют, какие положительные герои, а какие отрицательные. Почему? Рассказывают свое мнение о сказке «Понравилась ли? И почему? Чем?»
Утренняя гимнастика.
В группе от 3 до 4 лет утренняя гимнастика проводится в группе на ковре. До проведения гимнастики дети наводят порядок в игровом центе. «Каждой игрушке свое место» Девочки соревнуются с мальчиками, кто быстрее и красивее разложит игрушки. После определяются чемпионы, и объясняется почему. Каждые 2 недели сменяется и усложняется комплекс утренней гимнастики.
После гимнастики дети, /если в физкультурной форме /переодеваются с помощью воспитателя. Затем идут в туалет и моют руки. Воспитатель заходит в ванную комнату вместе с детьми и наблюдает, чтобы дети не разбрызгивали воду, аккуратно мыли руки и лицо. Насухо вытирались после умывания, вешали полотенце в свой шкафчик на крючок. По окончании умывания воспитатель обращает внимание детей на их внешний вид, отмечает, что они стали чистые, аккуратные, что на них приятно смотреть.
Подготовка к завтраку. Затем дети берут свои стульчики и садятся на ковер, из самых опрятных и аккуратных выбираются дежурные. Эти дети/мальчик и девочка/ помогают младшему воспитателю накрывать на стол, раскладывают салфетницы, хлебницы и ложки. Остальные дети, повторяют правила поведения за столом. Рассказывают, что можно делать, а что нельзя. Воспитатель представляет меню, что дети будут, есть на завтрак. Называет каждое блюдо и рассказывает из чего оно сделано.
Завтрак.
Когда стол накрыт и разложен завтрак, дети берут стульчики и садятся каждый на свое место. Держат спинку прямо. Берут ложку в правую руку/ воспитатель показывает, как правильно/.Воспитатель желает детям приятного аппетита. Ребятки кашу доедают до конца, затем тарелки складывают одна в другую на край стола и едят булочку с чаем. После еды дети берут салфетки из салфетницы, вытирают рот, использованные салфетки кладут в пустые тарелочки, встают и говорят «спасибо», задвигают стульчики.
Обязательно идут в умывальную комнату, моют ручки.
Затем воспитатель проводит подвижную игру «Кто как двигается»
Цель: Закрепить знания о диких животных, их повадках и движениях. Развивать умение подражать, воображение, творческое мышление. Воспитывать любовь к природе.
НОД Математическое развитие
Тема: «Один», «много».
Программное содержание:
- упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один;
- совершенствовать умение составлять группу предметов по цветам и выделять один предмет из группы по цвету.
- закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер, день, ночь.
Демонстрационный материал:
Мишка, карточка – образец с изображением бабочек – желтая, красная, зеленая; цветы тех же цветов (по количеству детей); карточки с изображением разного времени суток.
Интеграция образовательных областей: познание, физическая культура, коммуникация.
Вовремя занимательного дела можно использовать дидактические игры:
"Сделай как я»
Цель: упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.
"Продолжи ряд".
Цель: Совершенствование умений составлять группу предметов по цветам и выделять один предмет из группы по цвету.
"Когда это бывает".
Цель: Закрепление, умения различать и называть части суток: утро, вечер, день, ночь.
Подвижная игра "Найди свой цветочек".
Цель: закрепить цвета желтый, красный и зеленый. Смена динамических поз.
Время проведения: 15 мин.
Самостоятельные игры детей: Постройка из мягкого конструктора моста для машин и обыгрывание его.
Игры в игровых центрах : «Парикмахерская», «Магазин», «Семья», «Больница».
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познавательно-исследовательская, трудовая, игровая, продуктивная.
Подготовка ко второму завтраку. Второй завтрак.
Интеграция образовательных областей: коммуникация,, трудовая, игровая, продуктивная, музыкально-художественная.
Дети вместе с воспитателем убирают игрушки на свои места, в игровые центры приводят в порядок. Затем идут в ванную комнату моют руки. Можно включить тихую плавную музыку. Проходят каждый на свое место за столом, садятся, берут кружечку с кефиром и булочку. Спокойно, не торопясь, пьют и едят. За столом ведут себя тихо, не разговаривают. После еды, вытирают рот салфеточкой, внимательно осматривают свою одежду, приводят ее в порядок.
Идут в ванную комнату моют ручки и в туалетную комнату.
Воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате.
Затем проходят в раздевалку, достают свои вещи и начинают одеваться на прогулку.
Воспитатель контролирует последовательность одевания, помогает одеваться детям, завязывает шапочки и помогает одевать ботиночки.
Интеграция образовательных областей: трудовая, коммуникация, познание, двигательная.
Прогулка:
Цель:
-снять напряжение после занятий;
--повысить эмоциональный настрой;
-создать жизнерадостное настроение;
-активизировать двигательную деятельность детей;
-расширять представления о явлениях и предметах окружающей среды;
-формировать у детей трудовые навыки;
-воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
-формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
-создать условия для индивидуальной деятельности детей в соответствии с их интересами;
Педагог способствует развитию у детей элементарных естественно - научных представлений о физических свойствах окружающего мира, формированию географических представлений (в соответствии с возрастными возможностями) и экологической культуры, эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.
Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:
наблюдение, рассматривание;
трудовая деятельность детей;
подвижные игры;
индивидуальная работа детьми;
самостоятельная деятельность детей;
индивидуальные беседы с детьми;
организация свободной деятельности детей;
индивидуальная работа с детьми (развитие речи, познавательное развитие);
работа по звукопроизношению, разучивание стихотворений.
Наблюдения: За погодой. /Ветреная или безветренная, тепло или холодно, какого цвета небо, как одеты люди/
Цель:
-развить пытливость, любознательность;
-поддержать интерес детей к приметам времени года;
- направить внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям;
- усилить впечатления детей от осенней прогулки литературным словом.
Трудовая деятельность на участке.
Цель:
-привлекают к сбору семян,
- поддержать порядок на прогулочном участке и верандах,
- развивать самостоятельность и аккуратность,
- привить трудолюбие,
Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «Паровозик».
Цель:
-учить соблюдать правила игры, играть в коллективе,
-развивать внимание, ловкость,
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Индивидуальная работа: с Настей П., Даниилом З., Владиком Л., Димой П., Димой К.
Цель:
-закрепление, каких- либо навыков / застегивания пуговиц на куртке с Димой К. /
-разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми / Владиком Л. И Димой П. ходьба по узенькой дорожке/
-отработка звукопроизношения, заучивание стихов,/Настей П. «Домик для язычка»- упражнять на звукоподражание звуков а, л,/
-беседа по рекомендации педагога-психолога «Как нужно вести себя в детском саду»./Даниилом З. /
Самостоятельная деятельность Сюжетно – ролевая игра «Семья», «Артисты», «Шоферы»
Цель:
-закрепление ЗУН, полученных на занятиях,
-развитие наблюдательности, умения воспроизводить увиденные действия,
-воспитывать трудолюбие.
Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.
После прогулки воспитатель и помощник воспитателя помогают детям раздеться. Куртки и пальто вешают на спинку шкафа, ботиночки на специальную полку около двери, остальные вещи сложить на полочки в шкаф, варюшки и перчатки на батарею.
Интеграция образовательных областей: познание, физическая культура, коммуникация, трудовая, познавательно-исследовательская.
Подготовка к обеду
.
Дети под присмотром воспитателя моют руки и рассаживаются на стульчики или на коврик. Дежурные помогают младшему воспитателю накрывать столы, так как дети еще маленькие, обязанности у них простейшие, Анна Анатольевна хвалит дежурных: «Какие они молодцы». Вместе с другими детьми дежурные садятся на стульчики и воспитатель читает им сказку «теремок» с элементами театрализации. / Воспитатель изображает теремок; мышку, зайчика, лисичку, волка, медведя изображают дети, стараются менять голос и повторять движения животных/ После прочтения сказки дети анализируют ее. Пытаются придумать положительный конец сказки.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, двигательная.
Воспитатель представляет детям меню на обед. Последовательно рассказывает о первом блюде/что это? Суп или борщ, из чего сделан, кто варил/, о втором блюде / мясное - котлета или зраза, гарнир – картофельное пюре или отварные макароны/, о третьем блюде /салат из варенных овощей/, о четвертом /компот или сок/. Напоминает, что нужно есть все с ржаным хлебом. Обязательно говорит о правилах поведения за столом, рассказывает, почему нельзя разговаривать с набитым ртом, что может случиться.
Обед.
Когда столы накрыты, дети садятся. Воспитатель внимательно наблюдает за детьми, желает приятного аппетита, если видит, что кто-то не ест, предлагает попробовать, съесть только бульончик. Стимулирует детей, «Чей стол первым съест весь суп, на тот стол поставим красный флажок». Если дети не могут сами есть, воспитатель и младший воспитатель докармливают детей. Воспитатель предупреждает детей, что «мы ждем, пока все детки поедят».
Подготовка ко сну. Потом все берут стульчики и идут на ковер. Ставят стульчики красиво, садятся и начинают раздеваться. Колготки складывают вдвое и кладут на стул, маечки, юбочки или штанишки выворачивают и вешают на спинку стула. Обувают сандалии или тапочки и идут в туалет. Возвратившись в игровую, девочки освобождают волосы от бантиков, резиночек, заколок и своими расческами с помощью воспитателя расчесывают их. Мальчики расчесываются в туалетной.
Сон - это защита для нервной системы, возможность развития, роста, накопления сил, их восстановление, непременное условие жизни, столь же нужное, как вода и пища. Он восстанавливает нормальную деятельность организма, функции нервных клеток коры больших полушарий головного мозга. Во время сна мозг продолжает работать, увеличивается его кровоснабжение и потребление кислорода.
Дети идут в спальню. Каждый ребенок подходит к своей кроватке, перекладывает подушку на свободную кровать, снимает покрывало, складывает его кубиком. Кладет под голову, на него подушку, убирает одеяло, переодевается в одежду для сна. Она может быть любой: другая рубашечка, ночная сорочка, пижама. Главное, чтобы одежда не стесняла тело, соответствовала температуре спальни. Ложится, поворачивается на правый бок, руки под щеку. Воспитатель накрывает ребенка одеялом, опускает жалюзи. /Можно почитать тихонечко сказку, или посидеть с ребенком, погладить по головке/.
Дневной сон – это своего рода передышка для детского организма. Если ребенок днем не спит, надо выяснить причину и постараться ее устранить. Важно создавать благоприятную обстановку для сна. Помните, что свежий прохладный воздух является лучшим «снотворным» и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность.
Дети 3-4 лет засыпают в 12.30 и спят до 15.10. Все малыши разные кто-то засыпает сразу, кому-то нужно спокойно полежать, а некоторые долго возятся и засыпают позже всех. Для этого в детском саду предусматривается постепенный подъём
Гимнастика пробуждения (младшая группа)
Пробуждение проходит под спокойную музыку, звуки которой постепенно нарастают:
Воспитатель - Мы спокойно отдыхали,
Сладкий сон нас окружал
Хорошо нам отдыхать.
Но пора уже вставать
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем
Потянуться, улыбнуться
Всем открыть глаза, проснуться!
- Девочки и мальчики, представьте, что вы зайчики!
- Лапки показали Руки перед грудью
- Ушки показали! Руки к голове
Элементы самомассажа:
- Зайки любят лапки мыть Имитация мытья рук
- Любят умываться! «Умывают лицо»
- Лапкой ушки почесать, Растирание ушных раковин
- И живот погладить! Поглаживание живота по часовой стрелке
Комплекс упражнений в постели
Ушки показали. Ушки вверх и ушки вниз Лёжа на спине. Руки к голове, поочерёдно вверх – вниз
(3-4раза).
2. Головкой вправо – влево повернись. Лёжа на спине. Руки опустить, повороты головы вправо- влево (по 2раза).
3. Лапки вверх мы поднимаем, а потом их опускаем. Лёжа на спине. Руки вверх, руки вниз в соответствии с текстом (4 раза).
4. А потом их разведём и к себе скорей прижмём. Лёжа на спине. Руки в стороны, затем обнимаем себя (3 раза).
5. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Лёжа на спине, ноги согнуть в коленях, обхватить руками, прижать к животу (3 раза).
6. Зайке холодно стоять, надо зайке побежать. Лёжа на спине, ноги согнуть в коленях, поочерёдное выпрямление ног – «скольжение» по кровати (6 раз).
- Кто- то зайку испугал, зайка – прыг и ускакал!
Дети встают с кроватей.
Закаливание. Хождение по массажным коврикам/ по краю ковра расстелены массажные коврики- коврики с пуговицами, бусинами, ребристые дорожки, пеленки, смоченные в теплом растворе соленой воды, сухая пеленка/,Дети ходят в трусиках по коврикам, принимают воздушные ванны.
Потом идем в туалетную комнату, начинаем водные процедуры. После проходим на ковер и садимся на стульчики. Затем начинают одеваться: футболки, колготки, шортики или юбочки, затем застегивают сандалии.
Девочки приносят свои индивидуальные расчески, и воспитатель начинает их заплетать. Мальчики подходят по очереди к игровому центру «Парикмахерская» берут расческу и причесываются, глядя в зеркало. Затем каждый оглядывает себя и смотрит все ли на нем правильно и аккуратно одето.
Подготовка к полднику. Дежурные /выбранные с утра, а можно выбрать заново самых быстрых и опрятных/, идут к младшему воспитателю и помогают ей накрывать столы.
Остальные дети играют в малоподвижные игры:
«Мешочек с сюрпризом».
Правила игры
В мешочках должны быть предметы, примерно из одной группы (детская посуда, одежда, еда и тп).
Каждый ребенок вытаскивает предметы по одному и описывает предмет.
Каждому предмету должна быть дана классификация для чего этот предмет и что с ним можно сделать.
Каждый последующий предмет ребенок должен постараться угадать сам.
Примечание
Если ребенок затрудняется отгадать какой-нибудь предмет, модно дать ему маленькую наводящую подсказку.
«Мяч соседу»
Правила игры
Дети стоят по кругу на расстоянии одного шага один от другого. Ведущий стоит за кругом.
Игроки передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу.
Задание ведущего – тронуться мяча. Если ведущему это удалось, то игрок у кого был мяч, стает ведущим.
Полдник.
В это время младший воспитатель накрывает на стол и зовет детей, обязательно называет меню полдника. Дети идут в ванную комнату, моют руки с мылом. Находят свои полотенца по картинкам /в индивидуальных шкафчиках/, тщательно вытирают руки, полотенца вешают назад. Спокойно проходят за столы. Отодвигают стульчики, садятся, сидят прямо, соблюдая осанку. Воспитатель и младший воспитатель желают детям приятного аппетита, дети приступают к еде. После еды, дети ждут своих соседей, затем встают, говорят: «Спасибо. Было очень вкусно!»,вытирают рот салфеткой. Стульчики задвигают и идут в ванную и туалетные комнаты, моют руки после еды, умываются. Дежурные помогают убирать со стола. Младший воспитатель обязательно хвалит своих помощников.
Самостоятельная деятельность детей. Проходят в игровые центры: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Театр», «»Семья», «Автомастерская». Воспитатель становиться участником игр детей, он заинтересовывает, создает сюжетные линии, старается включить в игры всех детей. Игра начинается с игрового цента «Семья» здесь каждому ребенку найдется своя роль, кто-то будет мамой и папой, кому-то поручат роль дяди и тети, кто-то будет ребенком, кто-то гостями или друзьями, главное, избежать конфликтов или непонимания, вовремя перевести сюжетную линию-это зависит от грамотных действий воспитателя.
Чтение художественной литературы. После такой всеобъемлющей игры, детям необходимо передохнуть, взять тайм аут и в этом может помочь…сказка. Дети с помощью дежурных и воспитателя разбирают игрушки, раскладывая их на места. Затем садятся или ложатся на ковер/ в зависимости от числа детей/и воспитатель читает или рассказывает им сказку/ «Волк и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Репка», «У страха глаза велики», «Колобок», «Рукавичка»/
Подвижные игры. Из ходя из сюжета сказки можно поиграть в подвижную игру «Зайка беленький сидит», «Лиса и зайцы», «Паровозик», «Самолеты».
«Зайка беленький сидит».
Играющие подражая зайчикам бегают, веселятся на площадке-полянке, а потом, приседают на корточки.
Взрослый вместе с детьми произносит следующие слова:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит.
Дети поднимают руки к голове и шевелят руками, как зайцы ушами. Взрослый продолжает:
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
Надо лапочки погреть.
Дети встают и хлопают в ладоши, а потом, скрестным движением рук, хлопают себя по плечам, делают вид, что греются.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
На эти слова дети подпрыгивают на двух ногах на месте. Наконец, взрослый говорит:
Мишка зайку испугал.
Зайка прыг. и ускакал.
Он пугает детей, изображая мишку, они разбегаются по площадке кто куда.
«Лиса и зайцы»
. Игрокам нельзя выталкивать друг друга из домиков, также в домике недолжно сидеть по два зайца.
Ход игры. На ковре выкладывается лентой большой круг диаметром 10-20 м, а внутри него кружки диаметром около 40 см для каждого игрока. Из числа игроков выбирается водящий - лиса, остальные - зайцы, которые занимают свои домики. Лиса становится в центре большого круга, и по сигналу зайцы перескакивают на одной ноге из домика в домик. Лиса старается успеть попасть в свободный домик. Заяц, оставшийся без домика, становится лисой, и игра продолжается.
Трудовая деятельность.
После подвижных игр детям предлагается трудовая деятельность, в нашем случае, лепка. Дежурные с воспитателем готовят рабочие места. Столы раздвигаются и становятся буквой «П». К столам каждый ставит стульчик, напротив стульчиков кладется доска для лепки, пластилин, кусочек ткани.
Воспитатель заранее приготовил образец работы, которую дети будут выполнять. С помощью игрового сюжета детям предлагается вылепить угощение для зайчика морковку.
Цель:
Создание положительного настроя;
развивать память;
закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями,
закреплять ранее приобретенные навыки;
различать красный цвет,
любоваться готовым изделием.
После лепки каждый ребенок берет свою морковку и выкладывает её на приготовленную красивую тарелочку. Все любуются работами.
Уход домой. В это время начинают приходить родители, они приветствуют воспитателя и детей, расспрашивают ребенка о прошедшем дне. Ребенок показывает поделку, рассказывает, кому он ее сделал, родители хвалят малыша.
Воспитатель делится с родителями удачами малыша, предлагает им сводить ребенка в кукольный театр или в зоопарк, дает задание понаблюдать за определенным животным и потом рассказать об этом другим детям. Воспитатель прощается с детьми, говорит им «До завтра, приходите, я буду скучать. До вторника». Дети отвечают: «Приду завтра, до вторника».