Софья Гаврилюк
Организация утреннего и вечернего сбора в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация утреннего и вечернего сбора в ДОУ.
Современный образовательный процесс в ДОУ должен быть развернут на организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Наша совместная деятельность начинается с проведения утреннего сбора. Я хочу поделиться опытом организации образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на утреннем сборе, который является одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми.
Публикация «Организация утреннего и вечернего сбора в ДОУ» размещена в разделах
Дети в старшем возрасте обладают значительно большим потенциалом, чем предполагают взрослые. При соответствующей поддержке они могут осознанно и целенаправленно принимать участие в планировании дневных дел в группе, могут четко сказать, что им нравится, / не нравится, рассказать о своих идеях и представлениях, дать оценку своим идеям, делам, действиям, действиям других. Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Основной целью утреннего сбора является создание эмоционального настроя на весь день — “задать тон”. Я для себя структурировала ход группового (утреннего) сбора :
- Приветствие (пожелания, комплименты, приветствие друг друга в разной форме). 1–3 минуты
- Игра (чаще всего по теме недели) 2–5 минут
- Обмен новостями, календарные и групповые события 2–10 минут
- Планирование деятельности в центрах активности на день 5–10 минут
Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Все зависит от того какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хорошо вместе, насколько взрослый ведет сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.
Для начала я выбрала для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора — звон колокольчика. Сбор проходит в виде круга, где мы вместе с детьми сидим на коврике. Для приветствия используются различные предметы (любимую игрушку, мяч, флажок, волшебную палочку, микрофон). Также используем стихотворные, песенные приветствия; здороваемся ладошками, плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты. Затем с детьми проводим игры: пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры-цепочки и т. д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.
Далее предоставляется возможность детям рассказать другим то, «что еще никто, кроме них не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Ребятам было предложено самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях. Также на данном этапе проходит общий обмен информацией: календарные события и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует, / сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, / что сегодня нам предстоит, / что интересного заметили в группе).
Следующий этап - планирование деятельности в центрах активности или как мы назвали «реклама деятельности в уголках». В ходе этого этапа воспитателем сообщается информация: о плане деятельности на текущий день (проводится презентация уголков, сообщается детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагается подумать и решить, в какой центр они пойдут). Свои желания дети отражают на «Доске выбора», прикрепляют значок с обозначением «центра активности», а снизу маркером подписывают первую букву своего имени или, кто умеет писать, полностью своё имя. Уголки открыты ежедневно, интегративны по своей сути. Они наполнены разнообразными развивающими играми и дидактическими материалами.
В конце дня с детьми проводим «Вечерний сбор», задачей которого является рефлексия, демонстрация общих итогов работы в центрах, обсуждение - насколько полученный результат соответствует задуманному, наметить последующие шаги. На «Вечерний сбор» детей собирает все тот же условный сигнал (колокольчик, а рефлексия проходит посредством игрового приема «Звонок другу», в котором дети, представляя того кому доверяют больше всего, беспрепятственно рассказывают о прошедшем дне.
Таким образом, утренний и вечерний сбор — один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе, которых дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас, формируется умение планировать и анализировать свою деятельность.