Исетова Дина Каиргалеевна
Организация трудовой деятельности на прогулке в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Организация трудовой деятельности на прогулке в детском саду.
Слайд №1
Труд в жизни каждого человека имеет определяющее значение, поэтому приобщать ребёнка к труду необходимо уже в дошкольном возрасте. Воспитывать положительное отношение к трудовым обязанностям, развивать соответствующие умения и навыки у дошкольников в ходе организованных прогулок – трудовой деятельности.
Темочки:
- Прогулка. Хозяйственно-бытовой труд
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе трудового воспитания решаются следующие задачи:
Слайд №2
§ Прививается любовь к природе, бережное отношение к ней; § Прививается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней; § Укрепляется социальное взаимоотношение со сверстниками, взрослыми; § Расширяется кругозор детей; § Развиваются интеллектуальны умения § Развивается сенсорное восприятие наблюдательность; § Формируется уважение к людям труда. § Трудовая деятельность способствует удовлетворению эстетических потребностей дошкольников.
Слайд № 3
Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе на прогулке
Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям:
Слайд № 4
§ Организация разнообразного по содержанию труда (уход за растениями, труд на участке, в цветнике, на огороде). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.
§ Формирование практических навыков и умений в единстве с познавательными способностями (при работе на цветнике воспитатель закрепляет умение узнавать, называть растения, их части; вспоминается процесс посадки растений).
§ Осознанность труда (раскрытие перед ребенком цели, результата, способов его достижения).
§ Усложнение трудовой деятельности. Усложнение навыков ухода за растениями, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, умение планировать.
§ Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
§ Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления, иначе у него возникнет отрицательное отношение к трудовым заданиям.
Слайд № 5
По длительности труд на прогулки :
Младшие дошкольники – 5-7 мин.
Средние – 10-15 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера труда.
Старшие дошкольники – 15-20 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера труда.
На прогулках, предполагающих выполнение трудовых действий, важно формировать у дошкольников понимание, что труд в природе — это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории.
На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы — это результат совместного труда всех.
Труд дошкольников на прогулке создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными.
Слайд № 6
Формами организации труда детей являются :
Индивидуальные трудовые поручения;
Работа в группах;
Коллективный труд.
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
В младших группах дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга
В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания – последовательные этапы. При этом у дошкольников воспитываются настойчивость, и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели, формируются навыки несложной коллективной работы.
У детей старшего дошкольного возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).
В старшем возрасте индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.
Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, поддержанию порядка на прогулочном участке и верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельности и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа (например, уборка опавших листьев на прогулочном участке) будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательный момент.
Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом.
При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей. Виды труда нужно чередовать с учетом его характера.
Детям надо разъяснить правила безопасного обращения с предметами и выполнения трудовых операций, вырабатывать у воспитанников определенные трудовые навыки.
При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила безопасности:
Слайд № 7
- летом рекомендуется работать с детьми не в жаркие часы (утром и вечером);
-материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;
-категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получение травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие;
-правильная поза детей при труде (при переноске ведерок, леечек с водой, при работе с лопатой, граблями – тело должно быть прямым). Нельзя, чтобы дети находились долго в одной позе, трудовую деятельность в этом случае следует чередовать (рыхление, прополка и подноска воды).
Содержание детского труда должно быть значимым для детей дошкольного возраста. Тогда и отношение к нему будет более ответственным. Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников. (Раздать памятки педагогам по организации труда)
Слайд № 8
Формы организации трудовой деятельности на прогулке для дошкольников :
Младший возраст Старший возраст
Операция «Покорми птиц»
Операция «Цветник»
Операция «Полить песок для игры»
Операция «Сбор семян»
Операция «Собери камушки для подделок»
Операция «Помоги малышам».
Операция «Собери мусор в ведерко»
Операция «Помоги деревьям»
*операция «Помоги птицам» (сделать кормушки для птиц)
*операция «Ступеньки» (посыпать песком дорожки, ступеньки)
*операция «Снежный городок» (строительство из снега, командами)
*операция «Помоги деревьям» (сгребание снега к стволам деревьев)
*генеральная уборка участка
*ремонт кормушек, снежных построек
*операция «Чистые дорожки» (подмести дорожки)
*операция «Цветник» (рыхление, уборка, полив)
*операция «Игрушки» (кто лучше соберёт игрушки в корзины)
*операция «Чистая одежда» (от снега)
*пересадка растений
*сбор урожая картофеля
*сбор листьев для гербария, ягод рябины
*операция «Помоги малышам» (собрать игрушки, подмести дорожки)
*операция «Новый год» (украшение участка)
*операция «Трудовой десант» (в микро группах, соревнование) и другие.
Слайд № 9
Спасибо за внимание….
«Дайте детям радость труда. Эту радость несет успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим»
В. А. Сухомлинский