Алина Базылбекова
Организация сюжетно-ролевых игр в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте у детей развиты все формы общения: эмоционально – практическая, при этой форме общения ребёнок способен проявлять инициативу и находить отклик партнёра в данный момент, ситуативно – деловая форма общения позволяет ребенку активно вступать в игру со сверстниками при этом главным содержанием общения становится деловое сотрудничество, внеситуативно – деловая форма общения формирует умение видеть в партнере личность, понимать его мысли и переживания, позволяет уточнить представления о самом себе.
Публикация «Организация сюжетно-ролевых игр в детском саду» размещена в разделах
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – один из показателей отклонения в развитии ребенка, приводящее к замкнутости и заниженной самооценке. В свою очередь мы должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими. Для достижения данной цели необходимо поставить ряд задач, разрешающих данную проблему. Сюжетно – ролевая игра может существовать как деятельность, также использование игры в воспитании детей благоприятно влияет на их коммуникативные способности.
Чётко организованная сюжетно – ролевая игра – залог продуктивного воспитательного процесса. В процессе игровой деятельности немаловажную роль помимо целенаправленности и сосредоточенности играют инициативность и умение приходить к консенсусу.
Существуют ситуации, когда игра служит примером неудачного опыта. К примеру, инициативность одного участника игры может затмевать участие и проявление личностных и творческих качеств другого.
Таким образом, воспитатель обязан создавать условия при которых каждый ребёнок, участвующий в игре будет чувствовать себя комфортно.
Если рассматривать сюжетно – ролевую игру как часть общественных отношений, то можно сделать вывод о том, что это отражение социальных отношений людей в социуме. Поэтому для полноценного развития коммуникативных навыков и социальной адаптации детей необходимо постоянное расширение и обогащение опытного подхода к игре.
Для полноценного развития сюжетно – ролевой игры необходима достаточная оснащенность игрушками и целесообразный подбор игрового материала. Игрушки и сопутствующие компоненты могут подбираться при содействии взрослого, либо самостоятельно.
При рассмотрении подходов Н. Я. Михайленко с помощью которых формируется сюжетно – ролевая игра можно сделать вывод о том, что игра намного продуктивнее если воспитатель контролирует её ход от начала до конца. При этом процессе должен происходить анализ игры, разрешение различных конфликтных ситуаций, извлечение морали игры.
Автор выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры. На начальной ступени идёт рассмотрение процесса игровой деятельности детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. При этом процессе воспитатель побуждает детей к игре при помощи определённого предмета, например игрушки. При этом ребёнок должен находиться в непрерывном игровом процессе с эти предметом.
На второй ступени дети от 3 до 5 лет должны научиться принимать роль, которую им предложит воспитатель. Участники игры при этом могут переходить от одной роли к другой, переключать внимание от действий с предметами на ролевой диалог.
На завершающем этапе дети от 5 до 7 лет должны научиться придумывать замысел игры самостоятельно, при этом согласовываясь друг с другом. Воспитатель в этом случае может лишь направлять детей в их творческом процессе.
Уникальность игрового процесса заключается в том, что воспитатель выступает лишь помощником и партнёром, а не руководителем процесса. При этом происходит правильная ориентация детей на сверстников и тем самым они включаются в социальные отношения и подготавливаются ко взрослой жизни.
Литература
1. Горянина В. А. Психология общения — М. : Издательский центр «Академия». 2012. — 416 с.
2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2010. — 96 с.
3. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 160 с.