Ирина Капитова
«Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.
Публикация «„Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
В Федеральных Государственных Общеобразовательных Стандартах утверждены основные принципы дошкольного образования, одним из которых является сотрудничество с семьей. (п. 1.4. ФГОС); создание образовательной среды, которая помимо всего прочего создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. (п. 3.1. ФГОС); взаимодействие родителей (законных представителей) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность (п. 3.2.5. ФГОС)
Актуальность проблемы
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Важнейшим признаком единого образовательного пространства и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников; выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ; выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.
Для того чтобы изучить семьи своих воспитанников, и для выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи».
Выделила три группы родителей.
Родители – активисты - которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе;
Родители – исполнители - которые принимают участие при условии значимой мотивации;
Родители – наблюдатели - равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Результат анкетирования показал:
Количество семей Количество родителей в группе Родители- активисты Родители -исполнители Родители - наблюдатели
ясельная 24 44 6-13.6% 10-22.7% 28-63%
Исходя из этого, поставила перед собой цель :
Вовлечь семьи в единое образовательное пространство.
Для достижения цели определила, следующие задачи:
Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей.
Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.
Для того чтобы решить выше изложенные задачи, необходимо создать условия :
Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
Повышение педагогической грамотности родителей;
Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
В 2009 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Использование разнообразных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства».
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям:
Информационно – аналитическое направление
Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет.
Познавательное направление
Познавательная форма знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. Посещение семей воспитанников на дому. Форму проведения родительского собрания, выбираю после обработки анкет, т. е. зависит от запросов, интересов родителей, это может быть и деловая игра, или вечер вопросов и ответов или, либо заседание в виде круглого стола.
Наглядно – информационное направление
Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Уголок для родителей в нашей группе носит такие названия, как «Дружат взрослые и дети», «Радуга успеха»
Вместе мы оформили семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», - фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи»; «Мой домашний питомец»
- фотовыставки «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Оформляли фотовыставки - «Мой город», «Папа - солдат» «Улыбка осени, зимы, весны», «Когда семья вместе, то и душа на месте», «Домашний театр», «Будущие чемпионы».
В конце каждого учебного года в нашей группе стала традицией проводить день открытых дверей.
Создала мини – библиотеку для родителей.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации.
Привлекала родителей к участию в специально организованной деятельности по тематическим блокам - «Что нам осень подарила?», «Будь здоров!», «Моя семья»….
Семьи воспитанников защищали проекты. Активно принимали участие в конкурсах совместного творчества: «Мастерская Деда Мороза, «Родословное дерево», «Осторожно! Электричество!», «Генеалогическое дерево моей семьи», «Эти забавные животные», «Семейный герб»
Дети и родители нашей группы приняли участие:
В городских праздничных мероприятиях, посвящённых, Дню матери, Дню победы.
В 2013 году приняли активное участие в районном форуме детских исследовательских работ «Мир вокруг нас» где защитили проекты «Морожено- вред или польза?», «Зачем животным нужен хвост. Также принимали вместе со своими детьми во всероссийском конкурсе рисунков «Мой Михалков», «Электричество», были награждены дипломами 1,2,3 степеней. Семья Клещенко Георгия приняли участие в городском конкурсе «Лучшая семья 2011» Семья Фартух были участниками педагогического форума.
Мы с детьми любим ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером.
Были активными соучастниками таких традиций нашей группы, как «Сладкий вечер» выделяли время и приходили в группу на чаепитие, «Утро радостных встреч» рассказывали о своих увлечениях, профессиях, «Театральная пятница», где выступали в роли, как зрителей, так и артистов.
Еще одной доброй традицией нашей группы стали походы выходного дня.
Наши семьи стали активными помощниками, в создании предметно – развивающей среды в группе.
Семьи моих воспитанников принимали активное участие в подготовке и проведении праздников, досугов.
Живой интерес и даже удивление родителей вызвала стенгазета «По секрету — всему свету», где дети делились своими мечтами.
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Совместно с родителями организовывали разные конкурсы : «Самая читающая семья», «Юный исследователь». Традиционным стал конкурс «Бабушкин пирог». Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю яркое сообщение.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей.
Необычно у нас оформлена «визитка» - в виде вязанной из ярких ниток «Радужки»
Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.
Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем.
Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.
Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Проведя анализ работы родителей, я составила следующую таблицу активности:
группа Количество семей Количество родителей в группе Родители- активисты Родители -исполнители Родители - наблюдатели
младшая 24 44 10-24.4% 10-24.4% 24-54.5%
средняя 24 44 17-38.6% 13-29.5% 14-31.8%
старшая 24 44 22-50% 11 -25% 11- 25%
Подгот. гр 24 44 32-72.7% 8-18% 4-9%
Исходя из таблицы активности, я составила следующий график:
На 59% увеличилось число родителей – активистов; на 4.8% выросло количество родителей – исполнителей, на 54% уменьшилось количество родителей-наблюдателей.
!
В результате проделанной работы повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Я, не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.